Коррекционно-образовательные задачи:
- помочь детям непроизвольно запомнить информацию о временах года, порядок их следования;
- закрепить названия весенних месяцев через использование стихотворных текстов, репродукций пейзажей, фрагментов музыкальных произведений, через собственные рисунки;
- расширить представление детей о величине богатстве, красоте русского языка, русской поэзии;
- совершенствовать навыки планирования речи, развивать умение рассуждать;
- развивать память;
- развивать координацию движений, умения соотносить содержание текста с невербальным компонентом (мимикой, жестами, пантомимикой – телодвижениями, – прием “рассказывания стихов руками”);
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать индивидуальные способности детей в творческой' речевой деятельности;
- развивать психические процессы; слуховое и зрительное внимание, вербальное мышление, творческое воображение;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать волевые усилия.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- совершенствовать навыки инициативности, ответственности
- воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.
Оборудование: Презентация “Времена года. Весна”.
Организационный момент.
Логопед здоровается, предлагает детям занять свои места.
Логопед: Я хочу вам прочитать, стихотворение о книге. Послушайте. Подумайте о какой книге идет речь? Что за страницы в этой книге?
Самая чудесная (Борис Сулимов).
Самая чудесная
Эта книга в мире.
В ней картинок много,
А страниц – четыре.
Первая – самая
Тихая страница,
Где медведю сладко
В снежном доме спится.
А за ней – вторая,
Звонкая страница,
Где висит сосулька
И ручей струится.
А за нею – третья,
Жаркая страница,
Где сидит на ветке
Солнце, будто птица.
А потом – четвертая,
Грустная страница,
Где листок кленовый
В воздухе кружится.
В воздухе кружится,
Под ноги ложится...
Прочитаешь книгу –
Год промчится.
(Оформление “книги” сюжетными и предметными картинками по содержанию стихотворных текстов.)
– Где медведю сладко
В снежном доме спится.
– Где висит сосулька
И ручей струится.
– Где сидит на ветке
Солнце будто птица.
– Где листок кленовый
В воздухе кружится.
Логопед:
– Почему первая страница – самая тихая?
– А вторая – самая звонкая?
– Третья – жаркая?
– Как вы понимаете “сидит на ветке Солнце, словно птица”?
– Почему четвертая страница называется грустной?
Дети и логопед рассуждают, отвечают на вопросы,
Логопед:
Поговорим с вами об одной из этих страниц. А о какой вы узнаете, выложив название времени года из букв.
Задание – “Слово рассыпалось”. Дети собирают слово из букв. – ВЕСНА
Логопед:
Правильно, поговорим о весне.
Логопед: Многие поэты, писатели нашей страны сочиняют рассказы, стихи, песни о весне. Народ придумывает пословицы, и поговорки об этом времени года, люди радуются, пробуждению природы: теплу, свету…
Логопед: Давайте, ребята, вспомним стихи, которые нам помогут создать картину весны.
Весна.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.
Стихотворный текст помогает запомнить название первого весеннего месяца марта.
Логопед подчёркивает, что проталины появляются именно в марте месяце. Дети заполняют, вторую страницу книги предметными картинками по содержанию текста прочитанного стихотворения. В данном случае проталины, и так по ходу всего занятия. Дети снимают картинки предметные, сюжетные на наборном полотне. Могут дополнить картину весны картинками, которые будут соответствовать тем или иным природным изменениям в данном месяце, о котором идёт речь.
Обратить внимание на картину Саврасова “Грачи прилетели” сделать акцент на тех же “чёрных проталинах”.
Капель.
На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна.
Идёт апрель, звенит капель
В лесу у нас весна.
По снегу капельки стучат
“Подснежник, хватит спать!”
А шубки белок и зайчат
С утра мокры опять.
Логопед задаёт ряд вопросов по тексту стихотворения. Обращает внимание детей. На появление подснежников именно в апреле.
Логопед: Дети, вспомните, где ещё вы могли услышать о подснежниках? Дети думают. Логопед помогает вспомнить сказку “12 месяцев”. В подтверждение тому, что подснежники появляются в апреле, зачитывается это из текста “Раньше апреля не бывать подснежникам”.
Логопед предлагает послушать стихотворение С. Маршака “Апрель”.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро будут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валёжник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Послушав, дети подходят к наборному полотну и снимают картинки, которые соответствуют тексту стихотворения, отражают события.
– Ручьи бегут по полям.
– Лужи на дорогах.
– Медведь.
– Птицы.
– Подснежник.
Далее логопед снимает с наборного полотна предметную картинку с изображением колокольчиков и предлагает детям прослушать стихотворение.
Колокольчики мои,
Цветики степные,
Что глядите на меня
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая.
Средь некошеной травы
Головой качая?
А.К. Толстой.
После прочтения стихотворения логопед задаёт вопросы.
– Мы с вами беседовали о второй странице в нашей “книге”, о самой звонкой
странице,
– где висит сосулька и ручей струится.
Первый гром. (И.А. Бунин)
Вновь тучи синие нахмурились кругом,
Вдали идёт дождя туманная завеса,
Из леса и с полей повеяло теплом, –
И вот уже гремит весенний первый гром,
И радуга сверкает из-за леса!
То с юга май идёт по рощам и полям, –
Как юный светлый Бог, смеётся и ликует,
И пробуждает жизнь, и возвещает нам,
Что уж настал конец последним тёмным дням,
Что он весны победы торжествует!
- Где чёрные проталины на снегу видны;
- Где на солнышке согрелась ель;
- Подтаяла сосна;
- Звенит капель;
- По снегу капельки стучат;
- По полям бегут ручьи;
- На дорогах лужи
- Пробирается медведь;
- Песни поют птицы;
- Расцвёл подснежник;
- Тучи синие нахмурились кругом;
- Гремит весенний первый гром;
- Радуга сверкает из-за леса.
И так при помощи картинного плана дети воспроизвели последовательно картину весны.
Приложение. Фотокнига.