Задачи:
- развитие слухового внимания;
- развитие фонематического слуха;
- закрепление образования уменьшительно-ласкательной формы существительных;
- закрепление согласования существительных со словами «мой», «моя», «мои», «один», «одна»;
- закрепление согласования существительных с прилагательными в роде и числе;
- закрепление словообразования названий детенышей домашних животных и птиц;
- изменение существительных по падежам;
- развитие словарного запаса;
- развитие диалогической речи.
Оборудование:
- макет «Деревня»;
- наборы предметных картинок «Домашние животные» и «Домашние птицы».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Постановка цели.
2. Игра «Что услышал?».
За ширмой логопед сминает, рвет, разрезает бумагу, стучит ложкой по тарелке и т.п. Дети должны сказать, кто что услышал.
3. Игра «Чей голос?».
Логопед: «Ребята, посмотрите где мы сейчас находимся? Да, в деревне. Каких животных и птиц вы видите? Как они разговаривают?»
Курица – …(ко-ко).
Петух – …(ку-ка-реку).
Цыплята – …(пи-пи-пи).
Гуси – …(га-га).
Утка – …(кря-кря).
Корова – …(му-у).
Собака – …(гав-гав).
Кошка – …(мяу).
И т.д.
4. Игра «Мой – моя».
Логопед: «Возьмите в руки животных и правильно скажите: «Моя курица».
Моя коза.
Мой петух.
Мои цыплята.
И т.д.
5. Игра «Посчитай».
Логопед: «Посчитайте сколько животных и птиц».
Одна курица.
Один петух.
Одна корова.
И т.д.
6. Игра «Какой по цвету?».
Логопед: «Посмотрите на животных и скажите какие они по цвету».
Цыпленок желтый.
Курица белая.
Собака коричневая.
Кошка серая.
Петух разноцветный.
Козы белые.
Коровы пятнистые.
И т.д.
7. Физминутка.
8. Игра «Назови ласково».
Курица – курочка.
Петух – петушок.
Кошка – кошечка.
Собака – собачка.
И т.д.
9. Игра «Детеныши».
I) Логопед: «Найдите детенышей».
У курицы – цыплята.
У гуся – гусята.
У утки – утята.
У козы – козлята.
И т.д.
II) Логопед: «Детеныши разбежались и курица осталась …(без цыплят)».
Кошка без котят.
Корова без телят.
Утка без утят.
И т.д.
III) Логопед: «Курица побежала за кем?». Дети: «За цыплятами».
Кошка побежала за котятами.
Коза побежала за козлятами.
Овца за ягнятами.
И т.д.
IV) Логопед: «Где детеныши?».
Цыплята в курятнике.
Котята в доме.
Щенята в конуре (будке).
И т.д.
V) Логопед: «Мама нашла своих детенышей и теперь она с кем?».
Курица с цыплятами.
Утка с утятами.
Корова с телятами.
Овца с ягнятами.
И т.д.
10. Итог.