Цель: учить учащихся различать гласные ы-и в слогах, словах, предложениях устно и на письме.
Задачи: уточнить артикуляцию звуков ы-и; закрепить связь звука и буквы; формировать умения выбирать нужную гласную букву, определять твердость или мягкость впереди стоящего согласного; формировать навыки чтения и письма слогов, слов с буквами ы-и в позиции после согласного; развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов с гласными ы-и; уточнение и расширение словаря по темам: “Профессии”, “Животные”; воспитание гуманного отношения к животным.
Оборудование: буквы ы,и, таблица гласных 1 и 2 ряда, логопедические профили звуков ы-и, звуковая таблица, звуковые домики, сигнальные карточки с гласными ы-и, картинки с изображением животных, словарные слова “Дикие животные”, “Домашние животные”, “Ветеринар”, звуковая схема слова “Тигры”, тетради, цветные карандаши, карточки с деформированными словами, слоговая таблица, картинка Айболита.
Ход занятия
I Организационный момент.
Логопед: Сядет тот ученик, чьё имя я назову...
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Кто готов сегодня внимательно слушать и хорошо работать?
II Артикуляционная гимнастика
Логопед: Нам надо, чтобы губы, язычок хорошо работали, сделаем зарядку...
Для челюсти: “Птенчики”, “Ворота”
Для губ: “Улыбка”, “Трубочка”, чередование “Улыбка-трубочка”.
Для языка: “Лопатка”, “Часики”, “Змейка”.
Выработка правильного дыхания: (логопед следит за правильным выполнением упражнений)
- Вдох через нос, выдох через рот (3-4 раза);
- Вдох через рот, выдох через нос (3-4 раза).
III Сообщение темы
Пополнение и активизация словаря (на доске словарные слова:
- Ветеринар
- Домашние животные
- Дикие животные)
Логопед: Прослушайте стихотворение:
По утрам у Айболита
До обеденной поры
Лечат зубы зебры, зубры,
Волки, выдры и бобры.
Логопед: Про кого это стихотворение?
Учащиеся: Про Айболита, животных.
Логопед: Как называется профессия человека, который лечит животных?
Учащиеся: Ветеринар (уточнить: Айболит – это имя человека).
Логопед: Каких домашних (диких) животных лечит ветеринар?
Учащиеся: Кошек, собак, лис, медведей...
Логопед: Как надо заботиться о животных? (ответы учащихся)
Логопед: Какие животные пришли к Айболиту лечиться в стихотворении?
Учащиеся: Зебры, зубры, волки, выдры и бобры.
Логопед: Какие это животные, где они живут, кто о них заботится?
Учащиеся: Это дикие животные.
На доске картинки с изображением диких и домашних животных: тигр, корова, кошка, собака.
Логопед: Поиграем в игру “Четвертый лишний”. Кто из животных не попал к своим друзьям?
Учащиеся: Это тигр. Кошка, корова, собака – это домашние животные , а тигры – это дикие животные.
На доске схема слова “Т и ГР ы ”, где красными кружками отмечены пропущенные гласные ы-и.
Логопед: Догадайтесь, какие гласные пропущены в слове. (Один учащийся выходит к доске и подбирает гласные буквы, остальные отвечают с места).
Как вы догадались что после т надо поставить гласную и, а после р ставим ы?
Учащиеся: Согласный произноситься мягко ть, согласный произноситься твердо т.
Логопед: Тема занятия сегодня “Твердые и мягкие согласные перед гласными ы-и”.
IV Характеристика звуков ы-и. Соотнесение с буквой
Логопед: Расскажите о звуках ы-и.
Ученики при помощи звуковой таблицы и логопедических профилей дают характеристику изолированного произношения гласных, соотносят звук с буквой). Далее логопед вывешивает на доску таблицу с гласными 1 и 2 ряда, и поясняет, что гласные ы-и при чтении и на письме легко спутать, поэтому нужно учиться их различать.
V Дифференциация согласных по твердости мягкости на уровне слога
1.Ученикам раздаются сигнальные карточки с буквами ы-и.
Логопед: Прослушайте слоги, поднимите гласную которую услышите.
Какаябуква влияет на смягчение согласного? Как произносится согласная перед и, ы?
Мы, си, сы, ми, ры, ри, ти, ди, вы, пи, лы, зы,зи, фри, ды.
2. Воспроизведение слоговых рядов.
Логопед: Внимательно прослушайте слоги и повторите за мной:
Пы-пи-пи
Ты-ти-ти
Сы-сы-си
Ри-ри-ры
3. Чтение слогов
МЫ-МИ НЫ-НИ ДЫ-ДИ БЫ-БИ КЫ-КИ ЛИ-ЛЫ РИ-РЫ ВИ-ВЫ ТИ-ТЫ ПИ-ПЫ
VI Физминутка
VII Дифференциация согласных по твердости мягкости на уровне слова
1.Дидактическая игра “домики”.
У учеников карточки с изображением животных, в названиях которых есть и-ы. На доске находятся два домика с окошками. Первый домик зеленого цвета, на крыше домика буква И. Второй домик синего цвета, на крыше домика буква ы.
Логопед: Назовите животных на картинках. Нужно поселить их в домики: животные в названии которых есть и живут в домике с буквой И, а животные в названии которых есть ы – в домике с буквой ы.
Каждый учащийся выходит к доске, называет слово, определяет местоположение картинки, выделяет гласную, определяет мягкость или твердость впереди стоящего согласного.
Каждому ученику даются карточки со словами, в которых пропущены буквы:
К?Т ?ГРА Л?МОН Р?БА В?ЛКА КР?ШКА ПУЗ?РЬ П?СК СЛ?ВА М?ШКА Т?ГР
Ученики читают слова, определяют какая буква пропущена, распределяют слова в два столбика: с гласной ы, и с гласной и.
Логопед: Назовите эти слова во множественном числе, выделите окончания слов.
VIII Пальчиковая гимнастика
IX Работа в тетради
1. Запись разобранных слов в тетрадь. Выделение гласных и-ы цветными карандашами.
2. Составление предложений с разобранными словами, записать. Выделить гласные и-ы в словах.
X Итог занятия
Логопед: Чему мы учились на занятии? Произнесите слова с гласными и-ы. Какая гласная смягчает согласную?
- Что для вас было самым трудным... легким на занятии?
- Сегодня были очень активные на уроке...