В теории и практике логопедии, специально проведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи, имеющие 3 уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической речи. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, отмечаются трудности программирования высказывания и его языкового оформления. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.
При составлении рассказов-описаний рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; выделение и перечисление основных признаков предметов; обучение развернутому описанию предмета; закрепление полученных навыков.
Тема: Составление описательных рассказов о профессиях с опорой на план-схему.
Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье».
Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная.
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
- Формировать умение составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.
- Расширять и активизировать словарь по теме “Профессии”.
- Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном и дательном падеже; в подборе слов-действий.
- Совершенствовать умение вслушиваться в стихотворный текст загадки.
- Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
- Развивать память, внимание, мышление.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности инициативности.
- Создавать эмоционально благополучный климат, обеспечивать необходимую двигательную активность.
Оборудование:
- демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий.
- раздаточные картинки с изображением инструментов.
- схемы для составления описательных рассказов.
- компьютерная презентация.
- кукла Незнайка.
- мяч.
Предшествующая работа:
- Беседы «Профессии наших мам и пап».
- Чтение В.Маяковский «Кем быть?», Е. Пермяка «Мамина работа».
- Игры «Загадки о профессиях», «Как сказать иначе», «Доскажи словечко».
- Экскурсии на стройку, в магазин, больницу.
ХОД НОД
1. Организационный момент
Игровое упражнение «Кто это? Кто
спрятался (кого не стало?)»
(компьютерная презентация загадок.)
2. Введение в тему
Воспитатель: Сегодня на улице я встретила мальчика. На все вопросы он отвечал «не знаю», «не знаю». Вы не скажите, кто это, как его зовут? (Незнайка). Я его пригласила к нам.
Вноситься кукла.
Незнайка: О чем вы тут говорите?
Дети: О профессиях людей.
Незнайка: Я тоже много профессий знаю и даже знаю, кто, чем занимается.
Игровое упражнение «Кто что делает?»
(предложить детям послушать, как Незнайка рассказывает о том, что делают люди разных профессий. Решить, правильно ли он говорит, и поправить Незнайку, если это необходимо)
- Врач варит суп.
- Учитель учит детей в школе.
- Повар лечит людей.
- Шофер убирает двор.
- Дворник водит машину.
- Швея чинит сапоги.
- Сапожник шьёт одежду.
- Продавец продает продукты.
- Строитель подстригает людей.
- Парикмахер строит дома.
Незнайка благодарит детей за правильные ответы и предлагает поиграть в следующую игру
Игровое упражнение с мячом “Кто, где работает?”
(дети стоят в кругу)
- Шофер – на дороге.
- Повар – в столовой.
- Строитель – на стройке.
- Врач – в больнице.
- Швея – в ателье.
- Продавец – в магазине.
- Парикмахер – в парикмахерской.
- Воспитатель – в детском саду.
Незнайка приглашает помочь разобраться кому, что нужно для работы.
Игровое упражнение «Кому что?» –
работа в микрогруппах.
(дети к картинке с профессией подбирают
инструменты)
Затем детям предлагается определиться, кем бы они хотели быть, когда вырастут. Раздаются схемы для составления рассказов
3. Изучение нового
– составление описательного рассказа по схеме.
План:
- Название профессии. (Кто это?)
- Место работы. (Где работает?)
- Что делает человек данной профессии? (Что делает на работе?)
- Что ему нужно для работы? (Какие предметы нужны ему для работы?)
Образец рассказа: Это продавец. Продавец работает в магазине(супермаркете, универсаме и т.д.). Он продает продукты, одежду, мебель и т.д. для работы ему нужны прилавок, весы, касса, продукты, одежда.
– Самостоятельные рассказы детей.
4. Закрепление
Игровое упражнение «Составь предложение»
(Незнайка предлагает, опираясь на картинки закончить предложение)
- Врач лечит…
- Повар варит…
- Строитель строит…
- Швея шьёт…
- Воспитатель воспитывает…
- Шофер перевозит…
- Парикмахер подстригает…
- Продавец продает…
5. Итог
– Чему вы сегодня научились?
– Что узнал Незнайка из ваших рассказов?