Цель: формирование системы воспитательных отношений в совместной деятельности между родителями и детьми
Задачи.
* Развитие подвижности и точных движений органов речевого аппарата.
* Развитие слухового и зрительного внимания.
* Развитие мелкой моторики.
* Обучение правильному дыханию.
* Тренировка фонематического слуха, звукового анализа.
* Создание эмоционального контакта между родителями и детьми.
Оборудование.
1. Выставка логопедической литературы.
2. Выставка игр по развитию мелкой моторики (разнообразные виды шнуровок, прищепки, спички, мозаика, кубики, конструкторы, разрезные картинки, шаблоны).
3. Памятки и рекомендации для родителей (по проведению дома дыхательной и пальчиковой гимнастик, самомассажа, массажа, игровых упражнений по развитию слухового внимания, фонематического восприятия).
4. Оборудование для практического показа:
* дыхательных упражнений (трубочки для коктейля, стаканы с водой, теннисный мяч, вата, дидактические пособия "Бабочка на цветке", "Осенние листочки", мыльные пузыри, вертушка "Цветик-самоцветик)
* пальчиковых игр и упражнений (пробки, палочки, спички, прищепки, пипетки, мяч "Ёжик", решётки, дидактическое пособие "Рисуем верёвочкой", разные виды круп и макаронных изделий, "Чудесный мешочек", "Сухой бассейн")
* самомассажа (шестигранные карандыши, грецкие орехи, пружинки)
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед. Уважаемые родители! При норме развития для правильного произношения звуков речи уже у 4-летнего ребёнка имеются все необходимые предпосылки: окончательно формируется фонематическое восприятие, достаточно крепнут мышцы артикуляционного аппарата.
При нарушении звукопроизношения данные предпосылки не сформированы или сформированы недостаточно.
Основной задачей при коррекции фонетических нарушений на подготовительном этапе является создание готовности к вызыванию звуков речи. Готовность должна быть артикуляторной, фонематической и психологической.
Поэтому в содержание коррекции фонетических нарушений у детей входит:
- развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; - устранение недостаточной развитости речевой моторики, проведение артикуляционных упражнений для развития подвижности органов речевого аппарата; формирование точных движений органов артикуляции;
- формирование направленной воздушной струи;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие фонематического слуха.
Знакомство родителей с выставкой логопедической литературы; играми по развитию мелкой моторики, дыхательных упражнений, слухового внимания.
Логопед. Уважаемые мамы! Сегодня на занятии вы познакомитесь с различными приёмами, методами, играми, способствующими формированию у детей правильной речи. Я прошу Вас принять активное участие на совместном занятии с детьми и надеюсь, что увиденные формы работы Вы успешно будете использовать дома.
Итак, дорогие ребята и мамы, начинаем наше совместное занятие "Весёлый язычок, ловкие пальчики, ушки-на-макушке".
II. Развитие слухового внимания.
1. Логопед называет движения, родители и дети выполняют названные движения только тогда, когда услышат ключевое слово "ПОЖАЛУЙСТА".
- Пожалуйста, поднимите руки вверх.
- Руки вниз.
- Пожалуйста, руки в стороны.
- Руки вперёд.
- Присядьте.
- Пожалуйста, покружитесь.
- Пожалуйста, похлопайте в ладоши.
- Сделайте наклоны вправо и влево.
- Присядьте.
- Пожалуйста, поставьте руки на пояс.
- Пожалуйста, опустите руки вниз.
2. "Узнайте по голосу своего ребёнка (свою маму)". Ребёнок произносит фразу: "Мама, я тебя люблю". Родители, находящиеся спиной к детям, узнают по голосу своего ребёнка. Затем дети по голосу должны узнать своих родителей. После этого все проходят и садятся за столы.
III. Развитие речевой моторики
Логопед. Для развития речевой моторики мы проводим артикуляционную гимнастику в стихотворно-игровой форме.
Сказка "В гостях у бабушки с дедушкой"
Толстые внуки приехали в гости Дети и родители надувают щёки.
С ними худые - лишь кожа да кости. дети и родители втягивают щёки.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. Дети и родители растягивают губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы.
Поцеловать они всех потянулись. Дети и родители вытягивают губы вперёд.
Утром проснулись - в улыбочку губы. Дети и родители снова широко улыбаются.
Чистили мы свои верхние зубы, вправо и влево, внутри и снаружи. Дети и родители делают соответствующие движения широким языком.
С нижними зубками тоже мы дружим. Дети и родители повторяют эти движения языком в положении за нижними зубами.
Губы сожмём мы, и рот прополощем. Дети и родители поочерёдно надувают щёки, губы не пропускают воздух.
И самоваром пыхтим, что есть мочи. Дети и родители одновременно надувают обе щёки с последующим выпусканием воздуха через губы. Блюдца поставим - положат блины нам. Дети и родители держат широкий язык на нижней губе.
Дуем на блинчик - не в щёки, не мимо. Дети и родители дуют на широкий язык.
Блинчик жуём, завернём и прикусим. Дети и родители жуют распластанный язык, потом прикусывают его, завернув за нижние зубы.
Блинчик с вареньем малиновым вкусным. Дети и родители облизывают широким языком верхнюю губу спереди назад.
Чашки поставим, чтоб чаю налили. Дети и родители загибают широкий язык кверху чашечкой.
На нос подули - мы чай остудили. Дети и родители дуют с "чашки" вверх.
Вкусный был завтрак - мы губки оближем. Дети и родители кончиком языка облизывают губы по кругу.
Дедушка сделал для внуков качели, все мы на них покачаться успели. Дети и родители попеременно ставят широкий язык то за верхние, то за нижние зубы.
Дедушка скачет на лошади ловко. Дети и родители щёлкают языком.
Вот на опушке мы видим грибочки. Дети и родители присасывают язык к нёбу и открывают рот.
Вот из сарая индюшка пришла, важно сказала: "бл-бл-бл-бл". Дети и родители широким языком ходят вперёд-назад по верхней губе; упражнение делают с голосом.
IV. Чистоговорки.
Дети индивидуально проговаривают чистоговорку с поставленным звуком.
"С" У высокого куста Света видит аиста.
"З" Зу зу зу - Зоя под кустом пасёт козу.
"Х" Ха ха ха - у меня халва.
"Ш" Ши ши ши - Миша с Машей малыши.
V. Развитие ручной умелости.
Логопед. Уважаемые родители, учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук - один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
1. Массаж пальцев рук. Дети выполняют самомассаж пальцев одной руки, а потом родители массируют им пальцы другой руки.
Логопед.
Раз, два, три, четыре, пять - загибают по одному пальцу
Вышли пальцы погулять. сжимают и разжимают пальцы
Этот палец самый толстый, массируется большой палец
Самый сильный и большой.
Этот палец для того, массируется указательный палец
Чтоб показывать его.
Этот палец самый длинный массируется средний палец
И стоит он в середине.
Этот палец безымянный,
Он избалованный самый. массируется безымянный палец
Этот пальчик хоть и мал,
Очень ловок и удал. массируется мизинец
2. Упражнение "Бусы".
Ребёнок с мамой нанизывают на одну нитку макароны.
3. Упражнение "Золушка".
На тарелке вперемешку лежат фасоль и горох. Мама выбирает фасоль, ребёнок - горох.
VI. Развитие зрительного восприятия, внимания.
"Внимательные глазки"
1. Узнать и назвать предметы по контурам наложенным друг на друга. У каждой пары ребёнка с мамой своя карточка, отличающаяся от других.
2. Ребёнок из счётных палочек по образцу выкладывает контур предмета (лопату). Лопаткой я песок копаю, Песком машину нагружаю.
Родители в это время из геометрических фигур выкладывают плоскостное изображение предмета (игра "Танграм").
VII. Развитие дыхания
Логопед. Уважаемые мамы, работая над развитием правильной речи, обязательно надо научить детей правильному дыханию, так как дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
1. Логопед. Ребята, давайте сейчас сделаем упражнения на дыхание, и ваших мам, пап тоже попросим делать вместе с нами.
* Медленный глубокий вдох и медленный выдох узкой струёй.
*Глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями.
* Пропевание гласных звуков на одном выдохе: а-а-а-о-о-о-у-у-у.
* На одном выдохе - усиление и ослабление звука (упражнение "Вой ветра": в-в-в-В-В-В-в-в-в).
2. Логопед. Дети очень любят играть. Поэтому на наших занятиях широко используются игровые упражнения. Например, для развития длительности выдоха.
а) Упражнение "Кипящий чайник" - дети через соломинку пускают воздух в стакане с водой.
Упражнение "Надуй шарик" - родители надувают воздушный шарик.
б) Упражнение "Футбол" Ребёнок и мама дуют на мяч (теннисный шарик) и стараются забить гол в ворота друг друга.
VIII. Развитие фонематического слуха, звукового анализа.
1. Игра "На меня ты посмотри и звук правильно произнеси" (уточнение артикуляции звуков).
Логопед показывает беззвучную артикуляцию изученных звуков [а], [о], [у], [ы], [и], [п], [м], [н], а дети и родители должны узнать и назвать, артикуляция какого звука была показана.
2. Упражнение "Топай, хлопай, не зевай".
Логопед называет слова, содержащие звук [а] или [у]. На звук [а] дети и родители хлопают в ладоши, на звук [у] - топают ногой. Слова: астры, утка, уши, Аня, нога, иду, лук, сад, утро, артист.
3. Упражнение "Назови звуки".
Дети с родителями анализируют обратный слог "АМ" (с выкладыванием схемы), прямой слог - "НО" (с выкладыванием схемы).
Логопед подводит итог выполнения упражнения.
IX. Подведение итогов.
Проводится краткая беседа о том, чем занимались на совместном занятии.
Затем родителям предлагается взять в свои руки руку ребёнка и сказать ему о том, какой он был сегодня внимательный, трудолюбивый, чудесный ...
Литература
1. Стябина Л.Н., Рогова Е.А. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей. Журнал "Логопед" №1/2009.
2. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками. Спб., 1999.
3. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2005.
4. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение Спб., 2009.
5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. Спб., 1999.