Литература
-
Использование технологии встречных усилий, урок литературы в 7-м классе "Средства создания комического в "Повести о том, как мужик двух генералов прокормил" Салтыкова-Щедрина 2010
Перед современным учителем русского языка и литературы методика преподавания ставит много нелегких задач. Как интересно, по-новому провести урок, превратить его в шедевр? Какие новые методы использовать в своей работе? На помощь придет технология встречных усилий как на уроках литературы, так на уроках русского языка.
-
Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы 2016
Разработка урока дифференцированного обучения в 8-м классе, в основу которого положена внутренняя дифференциация на основе учета предпочтений и интересов обучающихся.
-
Использование технологии коллективной мыследеятельности на уроках литературы 2021
Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти обучающихся гораздо дольше, чем те, которые получены в готовом виде. Поэтому в современной школе часто используют технологии личностно-ориентированного образования. Среди них выделяется технология коллективной мыследеятельности, ориентированная на поиск обучающимися самостоятельных решений учебной проблемы.
-
Использование технологии педагогической мастерской на уроках литературы 2011
Урок воспитывает сердечность через чувства сопереживания, сострадания, соучастия, сопричастности к людям и проводится в форме мастерской ценностных ориентаций.
-
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы 2012
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях" использует технологию проблемного обучения. Цель урока: обобщение изученного материала о бессоюзных сложных предложениях; совершенствование умений сравнивать и делать выводы по изученному материалу; развитие навыков пунктуационного анализа. В приложении представлены задания с фрагментами проблемных ситуаций на уроках русского языка в 7-м классе.
-
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся 2011
Работа представляет собой педагогический проект (от латинского projectus – брошенный вперед – разработанный план, замысел) на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся. Педагогический проект в наши дни необыкновенно популярен, так как позволяет педагогу вести исследовательскую деятельность, дает возможность продемонстрировать свою профессиональную компетентность, является одной из форм аттестации учителя.
-
Использование технологии работы с литературными произведениями Е.Н.Ильина на уроке родной литературы по рассказам Ю.Я.Яковлева 2020
В статье представлены принципы преподавания литературы педагогом Е.Н.Ильиным: идея «обучающего воспитания», выдвижение на первый план эмоционального воздействия произведения на учеников, посвящение уроков проблемам, способным вызвать отклик у детей. Это реализуется через поиск ярких деталей, а также введение в проблему с помощью системы вопросов, приоритетных для личности каждого ребенка. Применение технологии рассматривается на примере рассказов Юрия Яковлева, незаслуженно отсутствующих в школьной программе, но ставящих актуальные нравственные проблемы.
-
Использование технологии развития критического мышления на уроках чувашской литературы (по произведениям А.Лазаревой) 2017
В данной статье приведены конкретные примеры использования технологии развития критического мышления на уроках чувашской литературы по произведениям чувашской писательницы Александры Лазаревой «Начался урок» («Урок пуçланчĕ», 6-й класс) и «Первая любовь» («Пирвайхи юрату», 8-й класс). Приемы: двухчастный дневник, табличный кластер, синквейн, сравнительная характеристика героев, кольцо Венна, шесть шляп мышления, таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
-
Использование технологии решения исследовательских задач при изучении рассказа А.П. Чехова "Ионыч" 2009
В процессе решения исследовательской задачи развиваются такие умения учащихся, как способность отвечать на эвристический вопрос; осмысливать проблемную ситуацию; выдвигать, обосновывать и проверять гипотезу; находить новый способ преобразования текста; продумывать план решения исследовательской задачи; самостоятельно выбирать объем информации.
-
Использование технологии творческой мастерской на уроках литературы 2010
Педагогическая творческая мастерская – форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. В мастерской построения знаний она представлена так: творческий процесс – творческий продукт – осознание его закономерностей – соотнесение полученного с достижениями культуры – коррекция деятельности – новый продукт.
-
Использование технологий блочно-модульного обучения на уроках русского языка и литературы 2014
Модульное обучение - предмет активных действий ученика. Использование модульных технологий позволяет формировать навыки самостоятельной работы. Эффективность обучения будет намного выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом - мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать.
-
Использование технологий развития критического мышления через чтение и письмо при составлении сценария 2010
От современных школьников часто требуется уметь ориентироваться в источниках информации, адекватно воспринимать прочитанное. Это умение формируется и на внеклассных занятиях, например, при написании сценария. Наиболее продуктивной является технология РКМЧП, приёмы: выстраивание ассоциаций, «корзина идей», «мозговой штурм», РАФТ.
-
Использование форм внеклассной работы по предмету на уроках литературы "Классика… после урока" 2012
Проблема, выдвинутая автором статьи, связана со снижением интереса к чтению классической литературы. Суть работы заключена в словах А.П. Чехова: «Количество слов и их сочетание находятся в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть и поводов к обогащению языка».
-
Использование элементов сценического искусства при изучении повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2009
Гоголь собирал предания, поговорки, песни русского и украинского народа. Читая повесть, ещё раз убеждаемся: всё в ней согрето теплом гоголевского смеха: и события, и персонажи, мастерски описанные автором. Да разве может что-то подобное произойти в другом месте и в другое время, как не в рождественскую ночь на милой Украине!
-
"Испытание на истинную человечность" (По рассказу К.Паустовского "Телеграмма") 2007
Основная цель урока - это не только анализ текста, работа над художественным словом, но и обращение к нравственным проблемам. Это не только урок-размышление, но и урок творчества. Предлагая разные творческие задания по теме, стараюсь растревожить души ребят, ведь только неравнодушная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.
-
Исследование на уроках литературы и русского языка 2011
Статья рассказывает об исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. В ней раскрывается процесс приобщения школьников с 5-го класса к проведению исследований на уроках литературы, русского языка и во внеурочное время. Приводятся фрагменты урока изучения романа Ф.М. Достоевского, на котором проводится исследование «Как созревала в Раскольникове идея преступления?»
-
Исследование по литературе и истории на тему "Лексический и этнографический материал в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»" 2009
Статья исследует приемы великого писателя, сделавшие его повесть одним из шедевров русской литературы. Для раскрытия образа главного героя, одного из наибов Имама Шамиля Хаджи-Мурата и его трагической судьбы, писатель активно использовал местный материал: языки дагестанских народов, в особенности кумыкский, который в повести упоминается как «татарский», описание бытовых и общественных обрядов, религии, одежды, пищи, фольклора народов Дагестана.
-
Исследование различных форм поэзии по произведениям современных авторов города к 30-летию поэтического клуба «У Сербского» (из опыта работы по организации проектной деятельности обучающихся) 2024
В результате проведённого исследования мы познакомились с членами поэтического клуба «У Сербского», их творчеством и убедились в том, что это уникальный поэтический клуб с богатой историей и славными традициями, где собираются, по словам В.Скворцова, «одержимые поэзией» люди, среди которых одни предпочитают традиционные классические формы, другие тяготеют к свободным формам стиха, любят экспериментировать. С участием членов поэтического клуба в Библиотеке русской поэзии XX века имени В.С.Сербского проводится очень много интересных мероприятий для детей и взрослых, прививается любовь к поэзии, творчеству, родному языку.
-
Исследования технологии проектирования в изучении предметов гуманитарного цикла как средство успешной реализации профильного обучения 2008
Метод проектирования, используемый как в учебной, так и во внеучебной деятельности в профильном образовании предметам гуманитарного цикла может рассматриваться как еще одна альтернатива, способная повысить степень дифференциации и индивидуализации учащихся. А также дать им глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, т.е. именно в той области, где они предполагают реализовать себя в дальнейшем.
-
Исследовательская деятельность в области литературного краеведения "Вдохновение, поиск и творчество…" 2012
Исследовательская деятельность учащихся в области литературного краеведения играет в этом процессе значительную роль. Один из компонентов исследовательской деятельности – это формирование у учащихся исследовательских умений, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда. Задача учителя – дать учащимся ключ к анализу различных явлений русского языка, приобщить их к красоте русской речи, развить у них интерес к познанию русского языка и литературы.
-
Исследовательская деятельность как средство метапредметного подхода в преподавании литературы 2015
Цель исследовательской деятельности: развитие личности, приобретение практических навыков исследования как способа освоения действительности, активизация самостоятельной деятельности, направленной на приобретение новых, и значимых знаний для учащегося. В статье рассматривается пример исследования краеведческого материала на основе стихов А. Жигулина.
-
Исследовательская деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся 2020
Изменения в экономике, ускоренное развитие общества не могли не затронуть систему образования Российского государства, главная задача которой – создание условий для качественного обучения. В Концепции модернизации Российского образования говорится о необходимости формирования ключевых компетенций.
-
Исследовательская деятельность на занятиях элективного курса (на примере романа Э.М. Ремарка "На Западном фронте без перемен") 2013
Обосновыно применение на занятиях элективного курса исследовательского метода, способного сформировать у старших школьников представление об аксиологической проблеме литературного произведения периода Первой мировой войны на примере анализа романа Э.М. Ремарка "На Западном фронте без перемен".
-
Исследовательская деятельность на уроках литературы (урок-исследование по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2006
Сказать не побольше, а получше - принцип, определяющий "язык" урока-исследования, который даёт возможность формировать умение думать, размышлять, сопоставлять, делать выводы. Он строится по определённой схеме. В начале урока ставится проблема, которая решается учащимися в группах, работающих в разных направлениях. Дети выдвигают гипотезу, подтверждают либо опровергают её, опираясь на художественный текст. Коллективное обсуждение приводит к решению главной проблемы, которая оформляется в виде таблицы, схемы или домашнего сочинения.
-
"Исследовательская деятельность на уроках литературы" 2008
Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Ученик становится в позицию равную учителю. Он не воспринимает «готовый» материал, а находит его сам. Повышается качество обучения, формируется устойчивый интерес к изучению предмета. Знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, более прочные.
-
Исследовательская деятельность на уроках литературы. 5–7-е классы 2016
Статья представляет материалы из опыта организации исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО. Предлагается примерная тематика исследовательских работ на основе изучения произведений по программе литературного образования авторов-составителей Г.С.Меркина и С.А.Зинина.
-
Исследовательская деятельность учащихся в научном обществе учащихся (секция филологии) 2011
Потребность в организации исследовательской деятельности учащихся обусловлена современными тенденциями культурно-экономического развития общества. Суть исследовательской работы - в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведённых на его основании новых выводах.
-
Исследовательская деятельность учащихся как процесс развития и формирования творческой инициативы 2012
Педагогическая деятельность автора статьи направлена на создание условий для развития творческой инициативы школьников. Особую роль автор отводит исследовательской деятельности школьников. Чтобы они ощущали себя личностью, старается обеспечить им высокую степень самостоятельности: привлекает их к планированию процесса, выбору методов деятельности. Руководит исследовательской работой, ориентирует учащихся на достижение конечных результатов.
-
Исследовательская деятельность учащихся как фактор повышения качества обучения 2009
Одна из серьезнейших проблем современной школы - полное отсутствие интереса у учащихся к литературе и русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение облечь свою мысль в выразительную форму. Чувство собственной ущербности заставляет их замыкаться в себе, занимать позицию неучастия в классных и школьных делах. Такая ситуация вызывает тревогу, желание что-то делать, чтобы изменить положение.
-
Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы 2010
В статье даны практические рекомендации по организации исследовательской работы учащихся на уроках литературы, основанной на краеведении и проектной деятельности.