Использование технологии коллективной мыследеятельности на уроках литературы

Разделы: Литература


Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти обучающихся гораздо дольше, чем те, которые получены в готовом виде. Поэтому в современной школе часто используют технологии личностно-ориентированного образования. Среди них выделяется технология коллективной мыследеятельности, ориентированная на поиск обучающимися самостоятельных решений учебной проблемы.

Технология коллективной мыследеятельности состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на четыре такта.

Первый такт - ввод в проблемную ситуацию. При правильной постановке проблемной ситуации у учащихся пробуждается интерес и появляется мотивация к ее изучению.

Пример. Урок по литературе «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Учитель предлагает посмотреть небольшой видеоряд.

- Что на ваш взгляд объединяет все эти иллюстрации и фото? (Изображены собаки из следующих произведений: «Муму», «Каштанка», «Кусака», «Белый Бим Черное ухо»).

А вы можете назвать, из каких произведений эти животные? Попробуйте сделать вывод, что объединяет всех этих животных?

- Почему, по-вашему, к проблеме «Человек и животные» обращались многие русские писатели?

- Какие нравственные уроки дают писатели в этих произведениях?

(Воспитывают любовь к животным, учат получать радость от общения с ними.

Пробуждают чувство сострадания, обращают внимание на острую проблему бродячих животных, а также показывают пример преданности, верности.

Позволяют человеку посмотреть на себя со стороны и измениться в лучшую сторону.

Напоминают нам, что большинство проблем, связанных с собаками, возникает по вине человека.)

- Скажите, а в 21 веке изменилось отношение к животным? Проблема эта перестала существовать?

Второй такт - работа творческих групп. Данный этап позволяет выработать индивидуальную и коллективную позицию по изучаемой проблеме.

Учитель предлагает поработать в группах и подумать, какое участие мы можем принять для облегчения участи бездомных животных.

  • 1 группа. Разработать проект социальной рекламы.
  • 2 группа. Составьте памятку «Чем можно помочь бездомным животным».
  • 3 группа. Составить план мероприятий. Какими способами можно привлечь людей к проблеме брошенных, бездомных животных.

Третий такт - окончание рабочего процесса: защита индивидуальных, коллективных позиций. Представление результатов творческой работы.

Четвертый такт - постановка новой проблемы. Данный этап определяет перспективы дальнейшего процесса познания, логически соединяет изученное и неопознанное.

- Кто себя считает себя добрым человеком? Поднимите руки.

- Кого можно считать добрым человеком? Что означает понятие доброта?

- Почему мы часто видим не доброту, а жестокость? Почему можно пнуть собаку, выбросить из машины надоевшего котенка? Кто в этом виноват? Семья, школа?

- Многие ученые утверждают, что по отношению к животным можно судить о моральном состоянии общества. Можно ли сказать, что наше общество здорово, что в нем царят добрые чувства?

- Можно ли научить доброте?

Таким образом, используя данную технологию, учитель предлагает детям заняться на уроке проблемным исследованием, создает ситуацию поиска ответа на вопрос. При этом обучающиеся учатся осмысливать факты, явления, идеи и делать собственные выводы.