Наша эпоха требует от людей в большей степени не репродуктивного воспроизведения готовых знаний, а умения добывать их, находя нестандартные решения проблем, расширяя горизонты, реализуя личностный потенциал. Одна из задач современной школы заключается в формировании потребности в таком подходе к жизни, а также способности реализовать его на практике. Исследовательская деятельность учащихся в области литературного краеведения играет в этом процессе значительную роль.
Один из компонентов исследовательской деятельности - это формирование у учащихся исследовательских умений, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда. Это и сбор материала, работа с литературой, грамотное оформление работ. Необходимо, чтобы работу отличала научность, новизна и оригинальность, практическая направленность, убедительность.
Исследовательской деятельностью занимаюсь с учащимися постоянно, систематически с 1992 года. Считаю, что через исследовательскую деятельность учащиеся погружаются в историю вопроса поднятой темы, поставленной цели, изучают степень разработки рассматриваемых вопросов, показывают, какие данные и гипотезы доказаны, что является спорным и что еще не исследовано, характеризуют объекты исследования, изучают архивные материалы, работают со словарями для того, чтобы разобраться в терминологии, реализуют собственные таланты, проходят путь саморазвития и самосовершенствования.
В процессе исследовательской работы ребенок "растет", обогащается его речь, совершенствуется умения цитировать, анализировать изученную статью или книгу. Ученик не только описывает наблюдения, полученные впечатления от экскурсий, но и критически их анализирует, определяет научную и художественную ценность, учится подводить итог в виде небольшого обобщения, а также составлять тезисы к устному выступлению, презентации.
Как руководитель стараюсь создать для успешной работы творческую атмосферу, постоянно поддерживаю у учащихся интерес к исследовательской работе, поощряю их творческие проявления. На уроках русского языка при проведении словарной работы знакомимся с этимологией слов. При изучении новой темы проводим мини-исследования "Наблюдаю. Сравниваю. Делаю выводы" . При закреплении полученного материала наряду с традиционными упражнениями выполняем творческие. На уроках литературы анализируем художественные тексты, постигаем особенности стиля писателя. Во внеклассной работе стараюсь привлечь учащихся к участию в творческих конкурсах и научно - практических конференциях. Это приобщает детей к научной исследовательской деятельности, которая способствует расширению интеллекта, повышению уровня культурного образования, воспитанию уважительно отношения к науке и культуре, развитию устной и письменной речи.
За годы работы менялись структурные формы, составляющие элементы, но ведущим принципом оставалось одно – способствовать развитию у учащихся творческого потенциала. Для реализации этой цели веду кружки, факультативы и элективные курсы. Моя задача - дать учащимся ключ к анализу различных явлений русского языка, приобщить их к красоте русской речи, развить у них интерес к познанию русского языка и литературы, научить их всем видам речевой деятельности. На примере художественной литературы учить детей видеть и творить добро, анализировать происходящие события, заниматься самосовершенствованием, любить и улучшать окружающий мир.
Опорные таблицы, схемы, памятки, такие как: “Как написать отзыв о фильме", "Как написать рецензию", "Как проанализировать стихотворение (рассказ)" - помогают учащимся выстраивать устные и письменные высказывания, вести исследования в области русского языка и литературы. В течение ряда лет веду кружок “Юный исследователь”, нацеленный на раскрытие способностей детей, на развитие гибкости мышления, цельности восприятия, легкости генерирования идей, беглости речи, способности к доработке идей.
При организации литературных исследований учитываю наклонности учащихся, их увлечения, выбор будущей профессии. Учащиеся выбирают темы по своему желанию, поэтому работают увлеченно. Юные исследователи внимательны к советам педагога – консультанта. Повышенный интерес вызывают темы интегрированного характера. Литература и живопись, литература и кино (телевизионные передачи), литература и путешествия, литература и история (краеведение), литература и психология, литература и музыка, литература и театр - все эти аспекты создают удивительно плодотворную почву для исследований.
Обратимся к некоторым исследованиям, проведенным моими учащимися:
- "Мудрость и красота духовных стихотворений русских поэтов 19 века"; "Святой залог любви, утеха грусти нежной" (сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина и Д.В. Веневитинова, посвященных перстням - талисманам). В этих работах переплелись поэзия и история.
- " Тяжелые судьбы людей в годы Великих репрессий" (по произведениям П.Куляшова "Было 12 разбойников" и В. Шаламова "Калымские рассказы". При проведении этого исследования использовался исторический и краеведческий материал.
- "Времена года в поэзии Флора Васильева и в музыке П.И. Чайковского". Автор исследования подбирает стихи из лирики Ф.Васильева, созвучные по теме, настроению, идее музыке П.И. Чайковского. Размышляет, делится чувствами. Какое одухотворение души!
- "Образ Байкала в русской литературе". В этом исследовании соединились и впечатления, полученные при путешествии по Байкалу, и знания, почерпнутые из научных источников, и анализ художественных текстов о Байкале.
- "Образ Петербурга в лирике поэтов Серебряного века". Поездка в Петербург вызвала у ученицы желание написать работу. Работа шла на одном дыхании. Архитектура, природа Петербурга и лирика поэтов Серебряного века стали темой увлекательного исследования.
- "Лошадь поверженная и воскресшая (Образ лошади в русской литературе)". Фильм А Невзорова "Лошадиная энциклопедия" никого не оставит равнодушным. Автор исследования верит, что таких людей, как А. Невзоров, становится все больше. Они способны изменить взгляд человека на лошадь: как можно быть вместе с лошадью, заодно с лошадью, на лошади - не против ее воли, а по ее согласию. Кроме темы литературной, ученица рассматривает вопрос увековечивания лошади в разных видах искусства: кино и фото, икона и картина, а также скульптура.
- "Человек и природа в произведениях В. Распутина "Прощание с Матёрой" и "Пожар". Автор исследует, как происходит разрушение природы и нравственности человека под воздействием технического прогресса. Ученица соединяет краеведческий материал, факты телевизионных программ и литературный материал.
- "Светя другим, сгораю сам" (образ врача в отечественной прозе); "В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь" (образ современной женщины в русской литературе). Авторы работ, одна - будущий врач, другая - будущий учитель русского языка и литературы, проводят литературный анализ различного подхода к профессии и отстаивают позицию высоконравственного отношения к выбранному делу, а также утверждают, что назначение женщины, женского начала в обществе - велико и огромно, роль его трудно переоценить.
Особое место в исследовательской деятельности учащихся занимает литературное краеведение. В последнее время возрос интерес к проблемам изучения родного края. Один из патриархов отечественного краеведения С.О. Шмидт утверждает, что “интерес к тому, что ближе всего, - основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого “остального”, к развитию общих представлений о мире и обществе”.
Краеведческая проблематика ученических исследований имеет свою специфику, так как многие вопросы являются малоизученными, что создает большие возможности для успешной поисково-исследовательской работы учащихся.
Следует отметить, что выбор темы исследования происходит с учетом следующих обстоятельств: интереса учащегося, степени изученности и актуальности темы, возможности доступа к источникам.
Повышенный интерес у юных исследователей вызвали следующие темы:
- "Тяжелые судьбы людей в годы Великих репрессий" (по произведениям П.Куляшова "Было 12 разбойников" и В. Шаламова "Калымские рассказы". При проведении этого исследования использовался исторический и краеведческий материал.
- "Времена года в поэзии Флора Васильева и в музыке П.И. Чайковского". Автор исследования подбирает стихи из лирики Ф.Васильева, созвучные по теме, настроению, идее музыке П.И. Чайковского. Размышляет, делится чувствами. Какое одухотворение души!
- "Быть родником, чтоб сливаться с рекой ..../ Край родниковый, вот ты какой!/ (По произведениям удмуртских поэтов и писателей). Автор работы сравнивает произведения удмуртских поэтов и писателей о роднике с произведениями башкирских и татарских поэтов, выявляет средства выразительности, использованные авторами при описании родников.
- "Италмас - золотой символ Удмуртии (образ-метафора "Италмас" в художественном слове)". В работе анализируется многогранность метафорического изображения цветка "Италмас" в культуре удмуртского народа.
- "Образ Родины в лирике Воткинских поэтесс (на примере лирики Н.Трониной, Г.Микрюковой и Г.Скляровой)". Автор работы изучила патриотическую направленность лирики Воткинских поэтесс и проанализировала средства выразительности, при помощи которых поэтессы создают " портрет" малой родины.
- "Край ты мой рябиновый! (Образ рябины в отечественной лирике)". Объектом исследования стали фольклор, лирические произведения русских и удмуртских поэтов, репродукция живописных полотен, прикладное искусство, геральдика УР, где нашла воплощение королева наших улиц - рябина.
- "Город, гения взрастивший / В доме у пруда.../" (Достопримечательности Воткинской земли, связанные с именем великого композитора и воспетые в лирике поэтов нашего края). Автор работы исследует достопримечательности города Воткинска, сыгравшие огромную роль в духовном и нравственном становлении будущего великого композитора и в целом семьи Чайковских, а также рассматривает стихи Воткинских поэтов, выразивших любовь к этим достопримечательностям.
- "Роль цветовых номинаций в поэтических сборниках Воткинской поэтессы Надежды Трониной "Песня жаворонка" и "Жизни трепетная нить" (в работе нашли отражение мнение психологов и физиологов о влиянии цвета на человека и наблюдение за номинациями цвета в лирике поэтессы Н.Трониной).
По результатам нашей работы мы можем сделать выводы, что участие в краеведческих исследованиях способствует развитию у школьников интереса к родной истории, уважения к своему народу, своему роду.
Организация исследовательской деятельности, применение современных технологий, наполненных позитивным материалом по истории духовно – нравственной культуре народов нашей малой родины, формирует гражданскую позицию, воспитывает не только интеллектуальных, но и высоконравственных граждан. Получение конечного результата в виде компьютерного материала, который можно тиражировать, применять на школьных уроках и во внеклассной деятельности, публиковать в Интернете, т.е. видеть готовый результат, полезный обществу, формирует у учащихся чувство ответственности за свою работу, позволяет почувствовать удовлетворение от результатов своего труда.
Каковы же итоги развития речи, активизации творческого потенциала и исследовательской деятельности учащихся?
Учащиеся овладевают умениями:
- ставить цель, формулировать задачи,
- составлять план устного (письменного) высказывания,
- работать с различными источниками, собирать информацию, систематизировать материал,
- делать выводы, проводить сравнительный анализ текстов, составлять тезисы к публичному выступлению,
- формировать аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска,
- овладевать ораторским мастерством,
- давать оценку своей деятельности и деятельности других,
- воспитывать целеустремленность и системность в учебной деятельности,
- составлять презентацию к защите.
Для учителя важно:
- быть в постоянном поиске,
- совершенствовать знания в организации исследовательской деятельности учащихся и развитии их творческих способностей,
- уметь создать мотивирующую атмосферу, рождающую импульс творчества, а также желание у учащихся попробовать свои силы,
- приобщить обучающихся к работе в коллективе,
- формировать творческую личность, способную к саморазвитию, самостоятельному принятию жизненных решений и выбору профессии.
С исследовательскими работами учащиеся успешно выступают на НПК различных уровней : районная НПК “Путь к успеху”, межрайонная НПК “Молодежь. Наука. Современность”, республиканские НПК “Язык и общество”, “Лишь слову жизнь дана”, “Филологические чтения”, “Рождественские чтения”; российские НПК “11-12 Поволжские НК учащихся имени Н.И. Лобачевского (г.Казань)”, Международная научная конференция "Формирование идентичности финно-угорского мира и российское образование (г. Саранск)”.
Развитие способностей учащихся в ходе активного участия в творческой и исследовательской деятельности в области литературного краеведения - это отличная подготовка современных школьников к овладению высшим образованием и выбору будущей профессии.
Свои знания мы передаем ученикам. О том, как они передаются, замечательно сказал Эрве Базен: "Все, что я хотел бы знать о мире, - это яблоня. Все, что я знаю, - это ветка. Все, что я даю детям, - это яблоко. Все, что усвоят они, - это зёрнышко. Но из зернышка вырастет яблонька".