Опыт работы в школе и мои педагогические наблюдения привели к мысли о том, что каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению математическими, естественными, гуманитарными и другими знаниями. Важно в процессе образования создать позитивные условия для развития способностей школьников, которые будут необходимы им для социализации.
Современная жизнь выдвигает новые требования к человеку, новые модели поведения, новые нормы этики. Важно, чтобы ребенок не потерялся в этом большом, но сложном мире. Хочется, чтобы он был адаптирован к современной жизни.
Но меня тревожит тот факт, что, несмотря на позитивные изменения в обществе, социальный уровень многих семей становится низким. И школа сегодня – чуть ли не единственный центр психолого-педагогической реабилитации и педагогической поддержки школьников.
Поэтому важно защитить ребенка, помочь ему выжить в этой непростой жизни! Важно подготовить школьника к быстро меняющимся условиям жизни, максимально социализировать его. Важно помочь каждому ученику раскрыть его способности, проявить творческую инициативу, гражданскую, нравственную позицию и высокую мобильность. Эти приоритетные задачи образования определяют характер и моей педагогической деятельности на современном этапе.
Поэтому цель моей педагогической деятельности – создание условий для формирования и развития творческой инициативы школьников.
Данная цель представляется мне актуальной, так как ее решение отвечает задачам создания адаптивной образовательной среды в массовой образовательной школе. Перспективность, на мой взгляд, заключается в том, что она позволяет учитывать разнообразные познавательные потребности учащихся, создает условия для самоопределения и самореализации личности каждого ребенка.
Развитие творческой личности происходит на уроке – основной форме организации учебного процесса. Поэтому в процессе работы определила основные этапы деятельности ученика и учителя.
Первый – мотивационный (выдвижение целей, определение путей достижения цели).
Второй – содержательно-операционный (учащиеся работают коллективно, самостоятельно или в группах, происходит процесс осмысления, запоминания).
И третий – рефлексивно-прогностический (предполагающий завершение, обобщение работы и рефлексию).
В результате такой организации работы оценивается не личность учащегося (успевающий или неуспевающий), а его работа (достижение цели). Обобщая вышесказанное, можно предложить условную модель для развития творческой активности на уроках литературы.
компонент или этап урока | процесс изучения темы | участники |
1. Мотивационный. | Выдвижение целей. Определение путей достижения целей. Прогнозирование результатов. |
Ученик и учитель |
2. Содержательно-операционный. | Процесс сотрудничества. Обработка знаний. Осмысление. Запоминание. |
ученик и учитель |
3. Рефлексивно-прогностический | Оценивание. Рефлексия. |
ученик и учитель |
На основании этой модели провожу различные типы уроков в зависимости от формы сотрудничества (уроки-диспуты, конференции, размышления, исследования, семинары, мастерские и др.). Уроки проходят интересно, содержательно, хотя и требуют дополнительной подготовки.
Что дают такие уроки ученикам? Происходит активизация работы в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность; эти уроки способствуют развитию сознательности в обучении, создают комфорт во взаимоотношениях, оказывают влияние на межличностные коммуникации, на развитие рефлексии, а также обеспечивают выход на креативный уровень в обучении.
Особую роль в формировании и развитии творческой инициативы личности отвожу исследовательской деятельности школьников. Чтобы школьники ощущали себя личностью, стараюсь обеспечить им высокую степень самостоятельности: привлекаю их к планированию процесса выполнения исследовательской темы, выбору методов деятельности. Обеспечиваю общее руководство выполнения учениками исследовательских работ, ориентирую их на достижение конечных результатов. Таким образом, учитывая индивидуальные особенности ученика, общее развитие и имеющийся у него запас знаний, умений, способствую развитию личности.
Учащиеся приобщаются к проведению исследований, получают знания на основе поиска. Участие школьников в исследовательской работе помогает им шагать от открытого к неизвестному, изведать радость познания, радость творческого труда. Исследовательская деятельность:
- повышает познавательный интерес учащихся к предмету;
- развивает их ответственность и самостоятельность;
- реализует индивидуальный подход;
- вырабатывает ситуацию успеха, ощущение учеником собственного развития.
Поэтому важно, чтобы ученики мыслили, думали, творили, причем самостоятельно. Даже само значение слова «исследование» указывает на это. Этимология слова – буквально идти по следу, производное от «следовать», однокоренное – след.
Остановлюсь на некоторых приемах и формах, направленных на развитие исследовательской деятельности.
Благодатное поле деятельности – уроки литературы. Литература помогает воспитать учеников вдумчивых, внимательных к слову, сформировать личность, глубоко духовную, умеющую переживать, а также вести поисковую работу.
Творческое самоопределение личности школьников происходит и во внеурочное время. Более 10 лет руковожу школьным НОУ и секцией НОУ «Лира». Работа ведется по трем направлениям: индивидуальная, групповая и массовая. Занимаясь исследовательской деятельностью, для каждого члена НОУ составляем индивидуальный маршрутный план по определенной теме и в течение года работаем по нему. Работа по маршрутному плану дисциплинирует, активизирует деятельность, способствует творческому самоопределению учащихся
Индивидуальный маршрутный план
Компоненты деятельности | Характеристика компонента | Учебные умения и навыки | Сроки |
1. Информационный. | 1. Прочитать произведение по теме исследования. 2. Подобрать литературу по теме исследования. |
1. Умение работать с литературой. 2. Пользоваться справочниками, словарями. |
Сентябрь. Октябрь. |
2. Аналитический. | 1. Определить проблему исследования. 2. Составить план работы по теме. 3. Определить конкретные задачи работы. 4. Сделать отбор нужной критической литературы. 5. Написание чернового варианта. |
1. Анализировать. 2. Определение проблемы. 3. Сравнивать. 4. Обобщать. |
Ноябрь. Декабрь. Январь. |
3. Собственно-исследовательский. | 1. Проверка и рецензирование первого варианта работы. 2. Фиксирование промежуточных записей. 3. Дополнение и обработка материала. 4. Написание чистового варианта. |
1. Составление плана готовой работы. 2. Умение прогнозировать результат. 3. Находить причинно-следственные связи. 4. Провести наблюдение. 5. Сформировать выводы. |
Февраль. Март. Апрель. |
Вот некоторые темы исследовательских работ: В. Набоков – загадка литературы 20 века; Личность и тоталитаризм: возможно ли сопротивление (В. Шаламов «Колымские рассказы»); Концепция жизни и мироощущения в прозе Л. Андреева; Поиски правды в произведении Л. Бородина «Третья правда»; Надо стать сильной, сильней себя! (по повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана.»), Окказионализмы в романе «Евгений Онегин», Псевдонимы и др
Как результат исследовательской деятельности – ежегодные школьные конференции, а также участие в муниципальных, региональных и всероссийских ученических конференциях.
В 2006 году в региональной научно-практической конференции в АМГУ «Человек. Природа. Общество» ученица заняла 2 место, в 2007 году – 1 место. В 2008 году на межрайонной ученической конференции в г. Райчихинске ученица заняла 2 место. В 2010 году 2 ученицы вышли в финал всероссийской интернет-конференции молодых читателей «Сочи – МОСТ – 2010» и в г. Сочи принимали участие в конференции, где работы были отмечены Дипломами за новизну тем исследования. В 2011 году – 1 место на региональной конференции в БГПУ, в Райхичинске – 2 место на конференции. С 2004 года представляем исследовательские работы на федеральном конкурсе школьных творческих и исследовательских работ «Портфолио» газеты «1 сентября». Все работы отмечены дипломами.
Итак, для формирования творческой инициативы необходима кропотливая систематическая работа. Здесь важен сам познавательный процесс, в который постоянно вводится творческий элемент. Ученики много творят, спорят, чутко реагируют на слова друг друга. Это делает каждого ребенка участником творческого процесса, соавтором результата, к которому придут учащиеся в процессе работы. Формирование инициативы у школьников развивает не только творческие способности, но и нравственные качества: честность, постоянство, решительность, ответственность, что ценно в обществе.