Литература
-
Жизнь и творчество М.А.Шолохова 2015
Урок дает учащимся представление о личности писателя, показывает значение его произведений, объясняет, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, указать на гражданское мужество М.А.Шолохова, который одним из первых сказал правду о гражданской войне как о трагедии народа.
-
Жизнь и творчество М.Горького между двумя русскими революциями 2017
В 1906 Горький пишет роман «Мать». Писать он его начинает в Америке, заканчивает в Италии. Выходит в 1907 в книжках издательства «Знание», немедленно конфисковывается. Русскому читателю он известен по Берлинскому изданию. Этот роман переводят на все европейские языки, издают во всех цивилизованных странах мира. Он становится мировым событием, вся «левая» интеллигенция сочувствует революции.
-
Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Анализ отрывка из романа "История одного города" 2010
На занятии решаются задачи: hасширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; продемонстрировать своеобразие языка, необычность и новизну приемов, используемых Салтыковом-Щедриным в написании произведения «История одного Города»
-
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова 2013
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектирования на слух.
-
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова 2013
Урок знакомит с биографией поэта. Дается общее представление об основных вехах творчества, раскрывается глубина поэтического мастерства, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы.
-
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя 2012
Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством Н.В. Гоголя, повторяют ранее изученные произведения писателя; закрепляют навыки конспектирования на слух.
-
"Жизнь и творчество Р.Бернса."Интегрированный урок по зарубежной литературе, практическому курсу английского языка и лингвострановедению и страноведению 2011
Открытый урок по зарубежной литературе, интегрированный с практическим курсом английского языка и лингвострановедением и страноведением, по теме "Жизнь и творчество Р.Бернса" имеет целью ознакомление студентов с творчеством поэта и систематизацию уже имеющихся у студентов знаний по теме, полученных в курсе лингвострановедения и страноведения и на практическом курсе языка.
-
Жизнь и творчество Э.Г. Казакевича. 10-й класс 2013
Литературно-краеведческие материалы не только приобщают обучающихся к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но помогает по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы.
-
Жизнь и фантастика в сказке. А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 2011
Автор формирует умения лингвистического анализа художественного текста, выявляет художественные возможности произведения, активизирует познавательные, исследовательские деятельности учащихся. Прививает любовь к художественному слову, прививает любовь к произведениям А.С. Пушкина. Развивает культуру речи, умения сравнивать литературную сказку и народную, речевой этикет.
-
"Жизнь коротка, искусство вечно" 2023
Презентация разработана для внеурочной деятельности. Среди четвероклассников объявляется конкурс чтецов «Жизнь коротка, искусство вечно». После прослушивания конкурсантов для жюри отводится время для обсуждения победителей и оформления грамот. В этот момент с детьми проводится викторина с показом данной презентации по ранее прочитанным произведениям.
-
"Жизнь моя песней звенела в народе..." (Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного жизни и творчеству Мусы Джалиля) 2021
Задачи мероприятия: продолжать знакомство с историей Великой Отечественной войны; формировать представления о воинском долге и верности Отечеству; познакомиться с личностью и творчеством Мусы Джалиля.
-
Жизнь, ставшая легендой. К 290-летию А.В.Суворова 2022
Великий полководец, не знавший поражений, любимец солдат, народный герой Александр Суворов. Он принес славу своему Отечеству и сам добился невиданной славы.
-
Жилин и Костылин (технологическая карта урока по рассказу "Кавказский пленник" Л.Н.Толстого) 2021
Цель урока: научиться выявлять основную идею (основную мысль) рассказа, видеть авторскую позицию, составлять сравнительную характеристику героев.
-
"Житие Сергия Радонежского". Способы создания характера в житии 2011
Автор знакомит учащихся с жанром "житие". Развивает навыки анализа текста. Формирует понятие о христианской нравственности.
-
Житие Сергия Радонежского. Историческая реальность. Урок литературы в 7-м классе 2005
Учащиеся становятся в позицию открывателей. Они могут сравнить несколько источников о жизни св. Сергия. Путешествие по галерее рисунков учащихся делает урок увлекательным. Учащиеся сами являются экскурсоводами, они рассказывают об иллюстрациях к любимым эпизодам. У меня есть возможность продолжить работу, начатую на уроке, на кружке "Основы православной культуры".
-
Житийная литература в семейном чтении как средство нравственного воспитания подростков 2009
Важнейшим воспитательным потенциалом, питающим душу ребёнка, является традиция семейного чтения. В наше абсолютно изменяющееся время её необходимо возродить, обратиться к этому источнику как средству нравственного воспитания ребёнка. В статье даны советы по чтению литературы, и в частности житийной, как форме нравственного воспитания подростка.
-
"Жить надо по совести.." (урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой") 2020
Цели урока: выяснить, что такое нравственность? Какие нравственные уроки преподнесла бабушка своему внуку?
-
Жить по правде – один из принципов жизни А.И. Солженицына 2013
На уроке показывается необычность литературной судьбы А.И. Солженицына, его талант. Ученики знакомятся с творчеством писателя.
-
«Журавлиная родина» у М.М. Пришвина. Урок внеклассного чтения в 6-м классе 2014
Цель урока: познакомить учащихся с материалами края в творчестве Пришвина; помочь увидеть авторское отношение к природе, мастерство писателя в ее изображении; вызвать интерес к личности М.М. Пришвина; способствовать формированию чувства любви и гордости за свой край.
-
"Журнал Печорина" как средство самораскрытия характера главного героя 2013
Урок обобщения изученного материала в 10-м классе направлен на создание условий для осмысления (анализа, сопоставления фактов) литературного произведения. Т.к. времени на обобщение и повторение произведения немного, то целесообразной является групповая форма работы. В ходе урока используются разные виды работы, систематизирующие знания учащихся, помогающие последовательно прийти к выводу, ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
-
Жюль Верн – писатель-гуманист или фантаст-путешественник? 2012
Цель: научить составлять литературный портрет писателя на основе биографических сведений о нем, выделять особенности сюжетно-композиционного построения романов, находить сходство, делать обобщения; уметь делать выводы, используя сравнительные таблицы; отрабатывать приемы презентаций.
-
"За все на свете я отвечаю головой". Урок-конференция в 10-м классе. Великая Отечественная война в произведениях русской литературы ХХ века 2008
Данный урок способствует развитию навыков самостоятельной работы с художественной литературой; помогает совершенствовать монологическую речь.
-
За добро плати добром (8-й класс) 2010
Урок посвящен Дню матери, или к Международному женскому дню. Главная цель – формирование человечного отношения к близким людям. Отношение к близким людям – острая проблема современности. Дома для престарелых переполнены, молодые люди без жалости и сострадания отказываются от своих родителей. Поэтому, именно такие уроки помогают прививать на уроках литературы такие качества, как сочувствие, сострадание, самопожертвование.
-
"За добро плати добром". Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма" 2017
Данный урок – урок анализа, систематизации и обобщения материала. В качестве предварительной работы необходимо разделить обучающихся на три группы. Цели урока: совершенствование духовно-нравственных качеств ученика, воспитание доброго и гуманного отношения к окружающим; развитие умений анализировать текст, выделять ключевую проблему, делать выводы; развитие умений вести диалог, работать в группах, доказывать собственную точку зрения.
-
«За отчизну не жаль и жизни отдать…» 2015
Урок содержит материал об Иване Сусанине, К.Ф. Рылееве, М.И. Глинке. Произведение «Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное).
-
За семью печатями 2009
Методическая разработка предназначена для проведения предметных мероприятий гуманитарного цикла или при организации классных часов. Материал, включенный в игру, посвящен А.С. Пушкину. Отвечая на вопросы заданий, учащиеся смогут понять, чьё имя зашифровано в игре.
-
"За что?" Урок-отповедь Семену Давыдову по роману В.Быкова "Облава" (11-й класс) 2008
Цель урока — ответить на вопрос "Какова художественная концепция коллективизации в повести В.Быкова "Облава". Трагическая судьба Хведора Ровбы, угодившего под безжалостное колесо коллективизации, - сделала его героем того страшного времени. "За что были так жестоки с Хведором и время, и люди?" - на эти непростые вопросы учащиеся ищут и находят ответы. Анализ произведения позволяет сделать вывод, что коллективизация, по Быкову, - это геноцид, это раскрестьянивание крестьян, это распад семей. Обращается внимание на художественные особенности произведения: композицию и систему образов.
-
"Забыть мы не имеем права" 2011
Разработка данного урока посвящена теме Великой Отечественной войны. Время все дальше отдаляет нас от тех событий. Но подрастающее поколение должно знать историю своего народа, своей страны. Знакомство с трагической судьбой поэта М.Джалиля позволит школьникам задуматься о прошлом и настоящем нашей Родины. Урок направлен на углубление патриотических чувств. Идея урока состоит в том, чтобы пробудить у учащихся чувство уважения к тем, кому обязаны своим счастьем жить на земле.
-
"Зависть свет в нас убивает". Нравственное падение человека в трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери" (9-й класс) 2009
Урок литературы в 9-м классе является интегрированным (литература, живопись, театр, музыка, ИКТ). На уроке учащиеся работают в опорных конспектах, что позволяет значительно сэкономить время. Особенностью урока является анализ трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» в контексте иных временных эпох. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, где можно найти ссылки на Интернет-ресурсы по теме (виртуальные музеи Моцарта и Сальери, музыкальные коллекции, текстовый материал и т.д.).
-
«Загадка А.С. Грибоедова». Мастерская построения первичных знаний о писателе. 9-й класс 2015
Цели урока: показать незаурядность личности А.С. Грибоедова, его мировоззрение, мироощущение, политические взгляды, творческую индивидуальность; опреде-лить связь личностных особенностей писателя и его творчества; развивать навыки работы с историческими документами; воспитывать на примере личности писателя чувство патриотизма, активную мировоззренческую позицию.