В последнее время исследовательская деятельность стала одним из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета.
Под исследовательской деятельностью нами понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи, и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: выбор темы, работа с источниками информации, выдвижение гипотезы, сбор фактического материала, систематизация и обобщение полученных данных, подготовка и защита проекта.
Исследовательская деятельность, используемая как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность, позволяет решить многие задачи, стоящие перед современной школой.
Во-первых, она изменяет суть преподавания: ученик не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам; учитель же руководит, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося.
Во-вторых, доля самостоятельности ученика в учебной деятельности увеличивается, что в сою очередь повышает качество обучения и делает знания учащегося более прочными.
В-третьих, результатом исследовательской деятельности становится определённый «продукт»: доклад, реферат, исследовательская работа, проект, макет, изделие, выполненное руками учащегося и т.п. Всё это позволяет исследователю заявить о себе, представить свою работу не только на уроке, но и на конкурсе, фестивале, семинаре, научно-практической конференции.
Участие в подобных мероприятиях способствует социализации школьников, реализации их потенциала, определению профиля обучения на старшей ступени и, как следствие, – правильному выбору профессию.
На уроке литературы или русского языка исследовательская деятельность может быть как отдельным этапом (как метод на этапе объяснения материала или выполнения домашнего задания), так и занимать весь урок, превращая его в урок-исследование, и даже проходить через всю тему, охватывая целый ряд уроков.
Обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется мною уже с 5 класса. Вводится понятие исследовательской деятельности, а также таких её составляющих, как проблемный вопрос и гипотеза, формируются первоначальные навыки выдвижения гипотезы, сбора материала, его элементарного анализа: группировки и классификации. Например, в одной из первых исследовательских работ пятиклассникам предлагаются вопросы: «К какой части речи относятся слова «бег», «синева», «двойка»? Как вы думаете, только ли предмет обозначает имя существительное?». В качестве домашнего задания учащимся предлагается выписать примеры имён существительных из указанного упражнения или самостоятельно подобранного текста (в этом отношении хорошим подспорьем станут учебники русского языка, входящие в УМК для 509 классов под редакцией Львовой С.И.). На следующем уроке под руководством учителя происходит группировка, классификация и систематизация собранного материала.
Продуктом является совместная исследовательская работа, которая оформляется учениками под руководством учителя.
В 6-м классе на уроках русского языка и литературы вводится понятие экспрессивно окрашенной лексики (позитивных и негативных слов). Теперь при выписывании примеров из упражнений или художественных произведений учащиеся над значимыми словами ставят знак «+» или «– ». В этом возрасте учащиеся уже начинают работать с источниками информации, учатся оформлять список используемой литературы (авторские права надо уважать!). Но исследовательская деятельность пяти-, шестиклассников носит в основном коллективный характер.
В 7-8 классах проводится практическое занятие «Требования к исследовательской работе» (Приложение 1), а для выполнения исследовательских работ уже могут быть сформированы группы учащихся (по 3-4 или 5-6 человек, в зависимости от количества детей в классе). Исследование же может проводиться как на уроках, так и вне их. На уроке, узнав тему исследовательской работы, ученики предлагают свои варианты гипотез. Можно даже объявить конкурс на самую лучшую исследовательскую работу по степени проработанности темы, содержанию, оформлению, защите. Основная же работа выносится на домашнее задание, которое может быть выполнено в течение 1-2-3 недель (в зависимости от подготовленности учащихся). И здесь главное не пропустить момент, когда учащимся может понадобиться помощь преподавателя, который проводит консультации, координируя исследовательскую работу школьников – сопровождает таким образом все этапы исследовательской деятельности учащихся. На итоговом уроке участники групп сообщают о результатах своих исследований, защищают свои творческие работы.
Через коллективный и групповой методы работы происходит постепенное вовлечение школьников в исследовательскую деятельность. Следующим этапом станет индивидуальная форма исследовательской работы. Этот процесс может начинаться уже в 9-м классе. Но, конечно, могут быть и приятные исключения, когда индивидуально ученик может работать уже с 6-7 класса.
Для диагностики развития исследовательской компетенции учащихся необходимо регулярно проводить исследования уровня сформированности навыков исследовательской деятельности школьников, чтобы вовремя помочь при возникновении проблем.
Рассмотрим некоторые примеры исследовательской деятельности на уроках литературы.
Если мы проводим урок-исследование, то в этом случае меняется сама структура урока. Главные компоненты такого урока: актуализация, постановка проблемы, решение проблемы, рефлексия.
Схема урока-исследования
1) Актуализация: например, рассказ учителя об
истории создания произведения.
2) Художественное чтение текста (это
стихотворение или небольшой рассказ) или отрывка
из текста произведения (читает учитель или
подготовленный ученик) .
3) Постановка проблемы, формулировка темы
исследования (зависит от содержания
произведения, может быть связана с мнением
литературоведов о конкретном произведении).
4) Решения проблемы = литературоведческий
(лингвистический) анализ текста (сюжет,
композиция, образы, лексика,
пространственно-временная организация и т.д.).
5) Вывод по теме исследования.
6) Рефлексия: домашнее сочинение-миниатюра или
домашнее контрольное сочинение, связанное с
темой исследования.
Исследование может проходить через всю тему, охватывая ряд уроков. Примером может служить, например, изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Чтение учителем и подготовленными учениками диалога городничего и Хлестакова поможет привлечь максимум внимания к этому «ревизору». Возникает закономерный вопрос: ревизор ли Хлестаков? Кто же такой Хлестаков? Учитель должен предложить ученику алгоритм выполнения работы, в котором будут отражены все основные этапы деятельности ученика. И далее подробное исследование текста поможет ответить на этот проблемный вопрос.
Кроме того, комедия даёт возможность сформулировать и многие другие проблемные вопросы. Например: Почему и чего так боится городничий? Как вести себя в экстремальной ситуации?
Если же исследование охватывает всё творчество писателя, произведения которого изучаются в школе, то материал для исследования должен усложняться соответственно возрасту, а в старших классах доля самостоятельности учащихся должна увеличиваться многократно. К 10-11 классам ученики уже сами формулируют проблему, выдвигают гипотезы, подбирают необходимый материал в энциклопедиях, Интернете. Это могут быть научные статьи, воспоминания современников, переписка писателя, его статьи о литературе, искусстве.
В этом случае уместно проводить исследование, например, творчества как А.С.Пушкина, так и Н.В. Гоголя, А.П.Чехова и других писателей, творчество которых изучается во всех классах средней школы. Интригой к изучению творчества писателя могут стать слова: «А.С.Пушкин (Н.В.Гоголь, А.П.Чехов…) – замечательный русский писатель-историк (реалист, сатирик…)». Формулируем проблему: историк (реалист, сатирик…ли?) В решение проблемы поможет не только анализ текста и использование дополнительной литературы, но и метод критического мышления.
При таком подходе к изучению литературы учащиеся лучше усваивают такие понятия как историзм, реализм, сатира. Они учатся не только доказывать свою точку зрения, но и опровергать выдвинутую гипотезу.
Или, например, на уроках литературы в 10 классе при изучении темы «Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» можно предложить такие темы для исследования (Приложение 2):
1. Каков образ Петербурга в изображении
Ф.М.Достоевского?
2. Как созревала в Раскольникове идея
преступления?
3. Каково внутреннее состояние Раскольникова
после преступления?
Интригой к возникновению исследования по теме
«Как созревала в Раскольникове идея
преступления?» станет чтение учителем или
подготовленным учеником следующего эпизода из
романа Достоевского (текст обязательно должен
быть перед глазами у каждого учащегося!):
«Месяца полтора назад он вспомнил про адрес; у
него были две вещи, годные к закладу: старые
отцовские серебряные часы и маленькое золотое
колечко с тремя какими-то красными камешками,
подаренное ему при прощании сестрой, на память.
Он решил отнести колечко; разыскав старуху, с
первого же взгляда, ещё ничего не зная о ней
особенного, почувствовал к ней непреодолимое
отвращение, взял у неё два «билетика» и по дороге
зашёл в один плохонький трактиришко. Он спросил
чаю, сел и крепко задумался. Странная мысль
наклёвывалась в его голове, как из яйца цыплёнок,
и очень, очень занимала его».
Беседа поможет сформулировать проблемный вопрос, выдвинуть гипотезу.
Ученики предлагают свои гипотезы:
– Услышал от других.
– Просто пришла в голову. Решил и всё.
– Прочитал в книге какой-то.
Далее необходимо определиться, с какими эпизодами из романа необходимо более тщательно поработать. Работа с текстами указанных эпизодов помогает раскрыть внутреннее состояние героя, выявить художественные детали, с помощью которых Достоевский показывает нам процесс развития теории Раскольникова с самого начала её зарождения.
Составляется таблица, которая в результате коллективной и индивидуальной работы будет заполняться материалами наблюдений.
Эпизод |
Художественные детали |
Внутреннее состояние Раскольникова |
1. Первое посещение старухи-процентщицы (гл. 6) | ||
2. Подслушанный разговор (гл. 6) | ||
3. Второе посещение квартиры (гл. 1) | ||
4. Разговор в трактире. Посещение Мармеладовых (гл. 6) | ||
5. Письмо матери (гл. 3-4) | ||
6. Путь к Разумихину (гл. 4-5) | ||
7. Сон (гл.5) |
И в результате тщательного анализа уже прочитанного первого эпизода появляются первые записи:
Эпизод |
Художественные детали |
Внутреннее состояние Раскольникова |
1. Первое посещение старухи-процентщицы (гл.6) | «Странная мысль наклёвывалась в его голове, как из яйца цыплёнок…» | «непреодолимое отвращение», мысль «очень, очень занимала его» |
2. Подслушанный разговор (гл.6) | ||
3. Второе посещение квартиры (гл.1) | ||
4. Разговор в трактире. Посещение Мармеладовых (гл.6) | ||
5. Письмо матери (гл.3-4) | ||
6. Путь к Разумихину (гл. 4-5) | ||
7. Сон (гл.5) |
Анализ следующих эпизодов позволяет собрать материал для проверки выдвинутых учащимися гипотез.
В итоге таблица приобретает следующий вид:
Эпизод |
Художественные детали |
Внутреннее состояние Раскольникова |
1. Первое посещение старухи-процентщицы (гл.6) | «Странная мысль наклёвывалась в его голове, как из яйца цыплёнок…» | «непреодолимое отвращение», мысль «очень, очень занимала его» |
2. Подслушанный разговор (гл.6) | «…в собственной голове его зародились … такие же точно мысли?», «он вынес зародыш своей мысли от старухи» | «был в чрезвычайном волнении», «Странным всегда ему казалось это совпадение», «какое-то предопределение, указание…» |
3. Второе посещение квартиры (гл.1) | «…в собственной голове его зародились … такие же точно мысли?», «он вынес зародыш своей мысли от старухи» | «И вся эта обстановка нравилась», «Как это всё отвратительно!», «Грязно, гадко, гадко!», «чувство бесконечного отвращения», «тоска», «как пьяный» |
4. Разговор в трактире. Посещение Мармеладовых (гл.6) | «одумался и хотел было воротиться» | «какая-то жажда людей» |
5. Письмо матери (гл.3-4) | «Одна и та же вчерашняя мысль опять пронеслась …», «Явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом виде…» | «письмо матери его измучило», «убил бы его», «стукнуло в голову и потемнело в глазах», «как громом в него ударило» |
6. Путь к Разумихину (гл. 4-5) | «И каким образом мысль идти к Разумихину залетела мне именно теперь в голову», «К нему…на другой день, после того пойду, когда уже то будет кончено, всё по-новому пойдёт» | «дивился себе», «Неужели в самом деле будет?» |
7. Сон (гл.5) | «Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвало» | «Господи!... Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей!» «Свобода, свобода!» |
Конечно, данная работа не может быть проделана на одном уроке. Но на уроке она обязательно должна быть начата совместно с учителем. Выводы же, к которым придут ученики, обязательно должны быть сформулированы в письменном виде. Ученики должны сообщить о результатах своих исследований и получить адекватную оценку своей деятельности. Ведь главная цель – образовательный результат, развитие у учащихся исследовательского типа мышления.
Конечно, исследование может и должно в итоге быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося, которые должны решать исследовательские задачи с неизвестным ранее решением.
Таким образом, приобщение школьников к проведению исследований художественных текстов на уроках литературы, русского языка и во внеурочное время способствует воспитанию активности личности в самостоятельном обучении и как следствие – её творческую самореализацию.
Исследовательская деятельность в школе, принося радость совместного поиска решения поставленной проблемы, помогает «расти» и учителю, и ученику.
Литература:
- Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: «Художественная литература», 1971.
- Золотарёва И.В., Михайлова Т.И., Егорова. Поурочные разработки по литературе X1X в.: 10 класс. В 2 ч. – М.: ВАКО, 2005.
- Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/ Авт.-сост. Б. А. Татьянкин, О. Ю. Макаренко, Т. В. Иванникова, И. С. Мартынова, Л. В. Зуева./ Под ред. Б. А. Татьянкина.– М.: 5 за знания, 2007.–272с. – («Электив»).
- Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.– М.: Народное образование, 2001.– 272.
- Савичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции.// Народное образование, №10, 1999.
- Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении// Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34-45.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.– 256с.