Литература
-
Историко-культурный комментарий к образу Чацкого в проектной деятельности обучающихся 9-х классов (с использованием мультимедийной презентации в программе Prezi) 2018
Данный материал представляет опыт организации проектной деятельности обучающихся 9-х классов на уроках изучения текста комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Проектная деятельность – педагогическая технология, позволяющая старшеклассникам приобретать новые знания путем самообразования. В статье приведен пример историко-культурного комментария к образу Чацкого, систематизированный в мультимедийной презентации в программе Prezi.com.
-
Историко-литературная гостиная "Декабристы в поэзии" 2011
Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия.
-
Историко-литературная композиция "Спасибо тебе, городок на Каме" 2007
Данная разработка может быть использована для проведения как урока литературы или внеклассного чтения, так и внеклассного мероприятия. На основе краеведческого материала дан обзор поэзии "чистопольского периода" литературы военных лет, создан поэтический образ "городка на Каме", давшего приют эвакуированным писателям в суровые годы войны.
-
Историко-литературная композиция, посвященная 1000-летию Елабуги "Городок мой старинный и тихий" 2008
2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу.
-
Историко-литературный интерактивный проект "1812 год в русской культуре". 1-й этап — "Московский" 2009
Первый этап посвящён отражению Отечественной войны 1812 года в названиях московских улиц, в памятниках архитектуры Москвы, в живописи. Дети, которым помогают кураторы из числа учителей истории и литературы, заранее готовят своё выступление. На самой же игре команды не только представляют свои работы, но и отвечают на вопросы других команд. Проект рассчитан на возраст 13–14 лет.
-
Историко-литературный интерактивный проект "1812 год в русской культуре". 2-й этап — "Конкурс знатоков" 2009
Второй этап проекта продолжает начатое исследование истории Отечественной войны 1812 года. Игра строится как конкурс знатоков. От каждого класса выбирается команда из 6 человек, остальные участвуют в подготовке и в игре со зрителями. Материал для подготовки и примерный круг тем выдаётся участникам заранее. Во время игры знатоки применяют полученные знания.
-
Историко-литературный интерактивный проект "1812 год в русской культуре". 3-й этап — "Бал в Дворянском собрании" 2009
Это заключительный этап проекта, когда ребята уже изучили эпоху начала XIX века. Во время бала участники узнают о бальных традициях той эпохи, танцуют, участвуют в бальных развлечениях. Бал позволяет раскрыть творческие способности учащихся, создает атмосферу праздника в духе лучших традиций русской культуры. Красивые костюмы, классическая музыка, вальс и полонез - все это позволяет почувствовать атмосферу того времени.
-
Историческая викторина, посвященная Петру I, "Своя игра" 2021
Методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди обучающихся 4 классов. Аналог телевизионной викторины «Своя игра». Мероприятие приурочено к празднованию 350-летия со дня рождения Петра I. Для участия в викторине необходим широкий кругозор, знания, полученные в ходе изучения темы. Данную игру можно использовать на уроках окружающего мира, литературы, а также на внеурочной деятельности или как внеклассное мероприятие. Например, провести игру на параллель.
-
Историческая и общественная обусловленность характеров Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2010
Урок проводится с применением ИКТ и интегрированного подхода. Основными задачами при этом являются: обучение учащихся сравнительной характеристике литературных персонажей, развитие речевых навыков и критического мышления. Особое внимание уделяется использованию учениками дополнительного материала по теме при подготовке к уроку.
-
Историческая литература и современность (о роли исторической литературы в воспитании вдумчивого читателя) 2009
В статье представлены выводы учителя о роли исторической литературы в современном учебно-воспитательном процессе. Серьёзные произведения на исторические темы способны заинтересовать учащихся, "увести" от легкомысленной и пустой "бульварной" литературы в мир настоящих и искренних чувств. Историческая литература поможет педагогам воспитать настоящих ценителей книги, знатоков истории, искусства, патриотов Родины.
-
Историческая основа «Слова о полку Игореве». Русь времен «Слова о полку Игореве» 2017
На уроке создается представление об исторической обстановке на Руси в 11–12 веке, послужившей основой для «Слова о полку Игореве», рассказывается об истории «Слова…», развиваются навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения.
-
Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" 2011
Урок впервые знакомит учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова и историческими событиями 1812 года. Использование мультимедийной технологии дало возможность обогатить изучаемый материал иллюстрациями, провести межпредметные связи, которые расширяют кругозор учащихся. Важное место в уроке отводится патриотическому воспитанию.
-
Историческая основа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» 2015
Цель урока: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма, навыки анализа стихотворного текста.
-
Историческая правда и художественный вымысел в "Песне о Роланде" – жемчужине средневековой литературы 2013
Цель урока – анализ основных образов песни, особенностей жанра произведения, выяснить, что является исторической правдой, что художественным вымыслом.
-
Исторические личности Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Интегрированный урок на основе проектной деятельности учащихся. 10-й класс 2012
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами.
-
Исторические прототипы героев трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери" 2013
Урок развивает критическое мышление. Задача учителя – следить за регламентом и комфортной атмосферой, сплотить группу для плодотворного обсуждения. На уроке учитель выступает в роли фасилитатора, ученики работают самостоятельно, в парах и группах, поскольку такая форма работы повышает усвоение материала.
-
Исторические хроники "Все это было: беды и победы" 2010
Данная композиция была создана на краеведческом материале и посвящена освобождению города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. Презентацию к композиции составляют учащиеся, материалы имеются в Интернете.
-
Исторический аспект нравственного облика героев в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" 2015
Целью интегрированного урока является формирование у обучающихся 7-го класса гражданской позиции о необходимости сохранения единства славянской культуры, воспитание патриотизма и толерантности. На данном уроке представлен анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» через призму истории, проведены параллели со сложившейся непростой ситуацией в Украине в наши дни.
-
История – дорога во времени (познавательная игра для учащихся 7–8-х классов) 2017
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма.
-
История – это люди, люди – это история 2013
Проведенный классный час "История - это люди, люди - это история" посвящен важной в наше время проблеме осмысления роли человека в истории своего края, города, села, посёлка и страны в целом. В ходе классного часа ученики знакомятся с творчеством поэта-земляка Н.В. Ефлатова, читают его стихотворения. Содержится материал об истории города Ростова Великого, который сопровождается презентацией.
-
История “человека на часах” (по мотивам рассказа Н.С.Лескова “Человек на часах”). 7-й класс 2017
Педагогу необходимо создать условия, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания, а не получать их в готовом виде. В ходе урока используются методические приёмы, ориентированные на развитие познавательных способностей учащихся.В основу урока легла технология проблемного обучения “Шесть шляп мышления”.
-
История басни 2009
Работа относится к творческой работе по литературе в 7-м классе (программа Т.Ф. Курдюмовой). Работа может быть использована как во время начала знакомства с баснями (1-й урок по теме), так и на заключительном уроке (подведение итогов). Прослеживается история возникновения басни с древних времен до современности.
-
"История басни в литературе разных народов. Иносказательный смысл басни". Урок литературы в 5-м классе 2010
Урок ставит целью показать роль басни в литературе разных времён и народов, обличение в басне несправедливых общественных порядков и недостатков людей; закрепить изученное по теории литературы: басня, мораль, аллегория, метафора, ирония. На уроке формируются навыки выразительного чтения, внимание к художественным деталям.
-
История Бородино… Отражение Бородинского сражения в литературе, живописи, музыке 2013
Цель урока - показать связь поколений, роль Бородинского сражения в истории России. Отражение этого исторического события в различных жанрах искусства.
-
История в лицах (историческая реконструкция московских балов XIX века) 2014
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы.
-
История Дона 2008
Материал знакомит с казачьими словами, понятиями.
-
История жизни Матрены Васильевны, или Слово о спасении души русской… (урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 2011
Предполагается, что анализ художественного текста даст возможность поразмышлять о предназначении человека в этом мире, побудит заглянуть в себя, в свою душу. Новый взгляд на образ Матрёны Васильевны – пожалуй, главное «откровение» урока. Материальное и духовное? Преходящее и вечное? Русский характер? Нравственная чистота героев? Всё это есть в рассказе. Разобраться во всём нам пока не дано, но стоит задуматься и попытаться найти ответ.
-
История и литература – сокровищницы наших деяний (открытый интегрированный урок по истории, русскому языку и литературе). 2024
Цели урока: углубить и расширить знания о мифологизмах; развивать речевые умения и навыки, обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному языку; повторить древнегреческие мифологизмы, исторические факты, на которых они основаны.
-
История одного спора (анализ рассказа А.П. Чехова "Пари") 2011
Целью урока является анализ рассказа А.П.Чехова, погружение в стилистику писателя. Как в уроке-мастерской, предлагается написать слова-ассоциации к слову «пари» и сделать предположение о роде и жанре произведения, написать возможный сюжет. Во время чтения учащиеся заполняют таблицу (банкир, юрист, автор), чтобы использовать выписанные слова для письменных ответов. В конце урока ученики составляют блок проблемных вопросов, которые помогут при написании домашнего сочинения.
-
"История прекратила течение своё…"(урок-размышление по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города") 2005
Урок "История прекратила течение свое" является обобщающим после изучения романа Салтыкова-Щедрина "История одного города", а также всего творчества писателя. При подготовке и проведении обобщающего урока учитель преследует многочисленные цели: приблизить к юному читателю произведения Салтыкова-Щедрина, открыть в них важный человеческий смысл; углубить восприятие читателей-учеников; повторить такие литературоведческие понятия, как утопия и антиутопия, различные виды комического (сарказм, гротеск, гипербола), эзопов язык. Все это позволит доказать, что роман Салтыкова-Щедрина имеет гораздо большее значение, нежели пересмешничество минувшего; попытаться открыть в произведении Щедрина важный человеческий смысл; уловить в сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. Данный урок рассчитан на 2 часа, и проводить его целесообразно в форме урока-размышления.