Литература
-
Историческая основа «Слова о полку Игореве». Русь времен «Слова о полку Игореве» 2017
На уроке создается представление об исторической обстановке на Руси в 11–12 веке, послужившей основой для «Слова о полку Игореве», рассказывается об истории «Слова…», развиваются навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения.
-
Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" 2011
Урок впервые знакомит учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова и историческими событиями 1812 года. Использование мультимедийной технологии дало возможность обогатить изучаемый материал иллюстрациями, провести межпредметные связи, которые расширяют кругозор учащихся. Важное место в уроке отводится патриотическому воспитанию.
-
Историческая основа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» 2015
Цель урока: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма, навыки анализа стихотворного текста.
-
Историческая правда и художественный вымысел в "Песне о Роланде" – жемчужине средневековой литературы 2013
Цель урока – анализ основных образов песни, особенностей жанра произведения, выяснить, что является исторической правдой, что художественным вымыслом.
-
Исторические личности Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Интегрированный урок на основе проектной деятельности учащихся. 10-й класс 2012
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами.
-
Исторические прототипы героев трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери" 2013
Урок развивает критическое мышление. Задача учителя – следить за регламентом и комфортной атмосферой, сплотить группу для плодотворного обсуждения. На уроке учитель выступает в роли фасилитатора, ученики работают самостоятельно, в парах и группах, поскольку такая форма работы повышает усвоение материала.
-
Исторические хроники "Все это было: беды и победы" 2010
Данная композиция была создана на краеведческом материале и посвящена освобождению города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. Презентацию к композиции составляют учащиеся, материалы имеются в Интернете.
-
Исторический аспект нравственного облика героев в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" 2015
Целью интегрированного урока является формирование у обучающихся 7-го класса гражданской позиции о необходимости сохранения единства славянской культуры, воспитание патриотизма и толерантности. На данном уроке представлен анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» через призму истории, проведены параллели со сложившейся непростой ситуацией в Украине в наши дни.
-
История басни 2009
Работа относится к творческой работе по литературе в 7-м классе (программа Т.Ф. Курдюмовой). Работа может быть использована как во время начала знакомства с баснями (1-й урок по теме), так и на заключительном уроке (подведение итогов). Прослеживается история возникновения басни с древних времен до современности.
-
"История басни в литературе разных народов. Иносказательный смысл басни". Урок литературы в 5-м классе 2010
Урок ставит целью показать роль басни в литературе разных времён и народов, обличение в басне несправедливых общественных порядков и недостатков людей; закрепить изученное по теории литературы: басня, мораль, аллегория, метафора, ирония. На уроке формируются навыки выразительного чтения, внимание к художественным деталям.
-
История Бородино… Отражение Бородинского сражения в литературе, живописи, музыке 2013
Цель урока - показать связь поколений, роль Бородинского сражения в истории России. Отражение этого исторического события в различных жанрах искусства.
-
История в лицах (историческая реконструкция московских балов XIX века) 2014
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы.
-
История Дона 2008
Материал знакомит с казачьими словами, понятиями.
-
История жизни Матрены Васильевны, или Слово о спасении души русской… (урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 2011
Предполагается, что анализ художественного текста даст возможность поразмышлять о предназначении человека в этом мире, побудит заглянуть в себя, в свою душу. Новый взгляд на образ Матрёны Васильевны – пожалуй, главное «откровение» урока. Материальное и духовное? Преходящее и вечное? Русский характер? Нравственная чистота героев? Всё это есть в рассказе. Разобраться во всём нам пока не дано, но стоит задуматься и попытаться найти ответ.
-
История и литература – сокровищницы наших деяний (открытый интегрированный урок по истории, русскому языку и литературе). 2024
Цели урока: углубить и расширить знания о мифологизмах; развивать речевые умения и навыки, обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному языку; повторить древнегреческие мифологизмы, исторические факты, на которых они основаны.
-
История одного спора (анализ рассказа А.П. Чехова "Пари") 2011
Целью урока является анализ рассказа А.П.Чехова, погружение в стилистику писателя. Как в уроке-мастерской, предлагается написать слова-ассоциации к слову «пари» и сделать предположение о роде и жанре произведения, написать возможный сюжет. Во время чтения учащиеся заполняют таблицу (банкир, юрист, автор), чтобы использовать выписанные слова для письменных ответов. В конце урока ученики составляют блок проблемных вопросов, которые помогут при написании домашнего сочинения.
-
"История прекратила течение своё…"(урок-размышление по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города") 2005
Урок "История прекратила течение свое" является обобщающим после изучения романа Салтыкова-Щедрина "История одного города", а также всего творчества писателя. При подготовке и проведении обобщающего урока учитель преследует многочисленные цели: приблизить к юному читателю произведения Салтыкова-Щедрина, открыть в них важный человеческий смысл; углубить восприятие читателей-учеников; повторить такие литературоведческие понятия, как утопия и антиутопия, различные виды комического (сарказм, гротеск, гипербола), эзопов язык. Все это позволит доказать, что роман Салтыкова-Щедрина имеет гораздо большее значение, нежели пересмешничество минувшего; попытаться открыть в произведении Щедрина важный человеческий смысл; уловить в сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. Данный урок рассчитан на 2 часа, и проводить его целесообразно в форме урока-размышления.
-
История развития жанра публицистики в России 2014
Цель работы: изучение возникновения и развития публицистического жанра в русской литературе.
-
История родного края в произведениях донских поэтов и писателей 2008
Интегрированное занятие «История – гордость земли Донской» было проведено в форме литературно-музыкальной композиции, в течение которой выступали учителя истории, литературы; ученики читали стихи донских поэтов и показывали инсценировки.
-
История российской армии 2012
Цели урока: познакомить учащихся с историей Вооруженных сил России; познакомить учеников с выдающимися представителями российского воинского сословия.
-
История славянской азбуки 2019
Цель урока: узнать, кто первый создал Славянскую Азбуку. Задачи: получить информацию о происхождении Азбуки; сравнить буквы древнерусской и современной Азбуки; дополнительно: сделать буквы русской азбуки из различных материалов.
-
История создания и художественное своеобразие романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир" 2010
Роман "Война и мир" Л.Н. Толстого является одним из самых сложных произведений, представленных в курсе литературы в 10-м классе. Поэтому очень важно на первом этапе работы с произведением дать представление об истории создания, особенностях жанра, проблематике, разобрать смысл названия романа-эпопеи. Этому посвящён данный урок.
-
История создания комедии "Ревизор". Знакомство с комедией 2009
Цели урока: ознакомить учащихся с историей создания комедии; закрепить знания о драматическом роде литературы; объяснить природу гоголевского смеха; воспитывать интерес к произведениям писателя; развивать навыки создания презентации; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.
-
История создания романа "Евгений Онегин" 2010
Перечувствовать и пережить написанную Пушкиным трогательную историю жизни и любви молодых людей: Татьяны, Ленского, Ольги; сопереживать и сочувствовать трагическим заблуждениям Онегина – вот главная задача, которая ставится при изучении романа «Евгений Онегин» в 9-м классе.
-
История создания романа «Евгений Онегин». Композиция романа, его особенности. 9-й класс 2019
Цель урока: организовать работу над романом, чтобы самое задушевное создание поэта стало «любимым спутником» всей последующей жизни учащихся.
-
История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды") 2010
Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов ХХ века повлияла на развитие биологии как науки.
-
История – дорога во времени (познавательная игра для учащихся 7–8-х классов) 2017
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма.
-
История – это люди, люди – это история 2013
Проведенный классный час "История - это люди, люди - это история" посвящен важной в наше время проблеме осмысления роли человека в истории своего края, города, села, посёлка и страны в целом. В ходе классного часа ученики знакомятся с творчеством поэта-земляка Н.В. Ефлатова, читают его стихотворения. Содержится материал об истории города Ростова Великого, который сопровождается презентацией.
-
История “человека на часах” (по мотивам рассказа Н.С.Лескова “Человек на часах”). 7-й класс 2017
Педагогу необходимо создать условия, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания, а не получать их в готовом виде. В ходе урока используются методические приёмы, ориентированные на развитие познавательных способностей учащихся.В основу урока легла технология проблемного обучения “Шесть шляп мышления”.
-
Итоговая игра по литературе "Волшебное колесо" 2009
Игра состоит из семи конкурсов, последовательность которых определяется с помощью "волшебного колеса". Конкурсы: волшебный сундучок, ромашка, галерея, библиотека, эстрада, портрет, угадай-ка. Рекомендуется использовать данный материал учителям литературы, работающим в 6-м классе по учебнику-хрестоматии для образовательных учреждений автора-составителя В.П. Полухиной.