Использование технологии работы с литературными произведениями Е.Н.Ильина на уроке родной литературы по рассказам Ю.Я.Яковлева

Разделы: Литература

Класс: 8


...общение с книгой -
это прежде всего общение с жизнью!
Е.Н. Ильин

У моих книг другая задача –
помочь ребятам жить.
Ю.Я.Яковлев

Принципы преподавания литературы как вида искусства петербургским учителем Евгением Николаевичем Ильиным разрабатывались в далекие 1970-е годы, но широкую известность система получила спустя почти 20 лет. Именно тогда были изданы педагогические труды Ильина, в которых он изложил свои методические взгляды. И с тех пор эта система не теряет актуальности

Во-первых, это идея «обучающего воспитания». На уроке литературы нужно подвести детей к размышлению о нравственных проблемах, которые ставит или поставит перед школьниками жизнь. Таким образом, важнейшей задачей становится формирование личности, а познание происходит в рамках этого процесса, то есть к читательскому восприятию добавляется литературоведческий аспект.

Во-вторых, литературу надо преподавать как вид искусства. На первый план выступает эмоциональное воздействие художественного произведения на детей. Безусловно, Е.Н.Ильин не отказывается от принципа научности, но большую значимость приобретает не отвлеченное усвоение фактического материала, а осознание поднятых в литературном произведении проблем, сопоставление себя с персонажем, сопереживание ему, проживание ситуации нравственного выбора героя. Так школьники более осмысленно воспринимают содержание поэзии и прозы в тесной связи с современными проблемами.

В третьих, автор системы по-своему интерпретировал тематику школьной программы по литературе. В художественных произведениях он определял нравственные вопросы и посвящал уроки не типовым программным темам, а проблеме, которая способна вызвать отклик у детей, применял творческий прием. Ребята размышляют над вопросами, стремятся глубже понять в проблему, совместно ищут пути её разрешения.

Материал изучается по принципу: личный опыт – анализ произведения – Книга». Обучающиеся проникаются искусством слова через систему «деталь – вопрос – прием».

Урок должен подчиняться закону «трех О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Это достигается следующими приемами:

1) Знакомство с литературным произведением начинается с порой незаметной сначала детали, вызывающей интерес обучающегося к книге. Заостряется внимание на небольшом фрагменте текста, факте из биографии автора или на чём-то ещё. Поиск деталей нужен для того, чтобы детям захотелось об этом говорить и узнать больше"[5]. Важные выводы рождаются из небольшой "искры" (или "зернышка"), как называет Евгений Николаевич деталь, ведь основы значительного в том, что кажется нам порой неважным.

2) Введение обучающихся в проблему через систему вопросов, отвечающих определенным требованиям: 

- приоритетность вопроса для личности каждого ребенка;

- значение вопроса именно для обучающимся в данном классе;

- для разрешения проблемы может потребоваться дополнительная литература, изучение биографии автора, знакомство с историей создания произведения.

3) Поиск разрешения проблемы происходит в процессе живого общения учителя и детей (дискуссия). В обсуждении косвенно участвует и писатель, ведь происходит постоянное обращение к тексту. Ученики, делая собственные выводы, становятся как бы соавторами.

На каждом уроке, который проводится по технологии Ильина, совершается открытие, касающееся не только героев произведения, но и самого ученика. Основной принцип этой системы - усвоение детьми вечных духовных ценностей. Этого возможно достичь, работая на уроке не только умом, но и душой и сердцем.

Рассмотрим применение технологии Ильина на уроке по произведениям замечательного писателя 20 века Юрия Яковлева.

Тексты Ю.Яковлева дают возможность читателю извлечь нравственные уроки из обыденных событий в жизни внешне обыкновенных ребят. В рассказах писатель ставит актуальные проблемы, подталкивает к поиску истины. Герои Яковлева ищут ответы на главные вопросы, которые ставит жизнь, оказываются в ситуации нравственного выбора.

Несмотря на серьезность, глубину, воспитательный потенциал произведений Ю.Яковлева, они незаслуженно отсутствуют в школьной программе по литературе, но, тем не менее, представлены в открытом банке заданий по ОГЭ по русскому языку на официальном сайте ФИПИ.

С произведениями этого автора можно познакомить детей на уроках родной (русской) литературы или внеклассного чтения. Так, большой интерес вызвал у детей урок родной литературы в 8 классе по теме "Нравственная проблематика рассказов Ю.Яковлева "Багульник", "Рыцарь Вася", "Игра в красавицу"".

Обратимся к рассказу "Багульник". "Жемчужинкой" или "узелком"(по Ильину) здесь может служить момент, когда Коста, главный герой произведения, однажды "принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. И все посмеивались над прутиками...». «Но однажды веник зацвел. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки". "Веник зацвел!" - невзрачные веточки вдруг становятся волшебными, завораживают. Вот та самая деталь, от которой можно двигаться к более масштабному пониманию текста. Переходим к вопросам:

- Для чего автор включает в рассказ ситуацию с багульником?

- Какую параллель можно провести с описанием Косты в самом начале произведения?

- Чего можно в связи с этим ожидать от героя далее? Он станет красивым? Или что-то другое произойдет?

- Почему учительница бросилась вдогонку? После какого события поведение Косты стало интересовать ее? Найдите предложение, в котором автор показывает преображение мальчика в глазах Женечки.

- В чем смысл высказывания "Рыбацкая сеть кончилась. И Женечка как бы выпуталась из сетей"? (Обнаружили еще одну "деталь" - сеть. Невидимые сети-заблуждения мешают людям понять других людей)

Делаем вывод, что красота души мальчика раскрылась перед учительницей неожиданно, нельзя судить о человеке по его внешности и "тройкам" в журнале. Называем и другие нравственные понятия, затронутые автором в рассказе: доброта, самопожертвование, сострадание и другие.

Похожие проблемы находим и в рассказе Яковлева "Рыцарь Вася". Начинаем снова с детали: "И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал в них переход через Альпы". Речь ведь идет об обыкновенном школьнике, а тут вдруг великий полководец. Отвечаем на вопросы:

- Почему писатель использует такое сравнение? Что оно может в дальнейшем значить в раскрытии характера героя? Какой человек мог участвовать в таком военном походе? При чем здесь тюфяк Вася?

- Как вы понимаете цитату: "Почему природа перепутала и вложила гордое сердце Дон-Кихота в толстую, неуклюжую оболочку Санчо Пансы?"

- Есть ли общие черты во внешности и поведении у Васи и Косты?

- Думал ли Вася о славе после спасения ребенка? А что значит его мысль о тяжелых рыцарских доспехах?

- Можно ли назвать поведение Васи на линейке также рыцарским? Почему?

- Можно ли считать Димку дважды трусом? Объясните свой ответ.

- Каков смысл названия рассказа?

Подводим итоги: поднятые в рассказе проблемы (красота внутренняя и внешняя, смелость и трусость, мужество, благородство, бескорыстие) вызывают у современного читателя живой отклик, а значит, не теряют актуальности.

Аналогичным образом проводим работу над рассказом "Игра в красавицу".

В завершение урока ребята написали эссе, ответив на вопросы о нравственных качествах человека по рассказам Юрия Яковлева. Приведу примеры этих размышлений:

"Прочитав рассказ Ю.Яковлева "Рыцарь Вася", я задумалась на тем, что такое мужество. Мне кажется, это способность действовать смело и решительно в сложных ситуациях. Яркий пример мужества представлен в этом рассказе. Главный герой не растерялся и, рискуя своей жизнью, помог мальчику, провалившегося под лёд. Такой поступок свидетельствует о том что Вася очень мужественный человек, в опасной ситуации он не потерял присутствия духа. Я считаю, таким качеством как мужество должен обладать каждый человек, ведь это может спасти чью-то жизнь" (Алена А.)

"В рассказе Ю.Яковлева "Багульник" главным, мне кажется, является понятие доброты. Оно выражается в заботливом отношении к людям и животным, стремлении сделать для них что-то хорошее. Главный герой посвящает всё своё свободное время заботе о собаках и помощи их хозяевам. Коста - человек, искренне делающий добро, не жалеющий своих сил и времени для этого. Я думаю что это качество должно быть у каждого человека, ведь любовь и забота по отношению к другим делает нас самих счастливее. Важно, чтобы добрые поступки шли от сердца" (Алина М.)

Творческие работы показывают, что на уроках "по Ильину" ученики не просто анализируют поступки героев, отмечая их лучшие качества, но раскрывают свое Я, учатся человечности, ищут и находят истину. Не случайно формула личностного подхода сформулирована этим педагогом так: "Любить, понимать, принимать, сострадать и помогать"[3].

Библиографический список

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование. 1998.
  2. Ильин Е.Н. Искусство общения.: Из опыта работы учителя лит. 516-й школы Ленинграда / М. Педагогика. 1982.
  3. Ильин Е.Н. Пять самых важных глаголов. [Электронный ресурс] // Газета "Первое сентября", № 58, 2002 г. URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200205827
  4. Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все: [Об учителе рус. яз. и лит. Е. Н. Ильине] : Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.
  5. Педагогика Е.Ильина. [Электронный ресурс] // Газета "Первое сентября", № 55, 2000 г. URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200005501
  6. Сидоров С.В. Система преподавания литературы Е.Н.Ильина [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/16-1-0-230.