Исследовательская деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

Разделы: Русский язык, Литература

Ключевые слова: исследовательская деятельность, коммуникативная компетенция


Изменения в экономике, ускоренное развитие общества не могли не затронуть систему образования Российского государства, главная задача которой – создание условий для качественного обучения. В Концепции модернизации Российского образования говорится о необходимости формирования ключевых компетенций. Компетенция - это способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных в ходе обучения знаний, навыков, умений, опыта. Компетентностей достаточно много, но среди них выделяют ключевые. Одним из видов ключевых компетенций является коммуникативная (способность вступать в диалог с целью быть понятым, умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, умение вести дискуссию и др.).

Коммуникативная компетенция - это создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, (создание диалогов, работа в парах, группах), успешное и инициативное сотрудничество с учителем.

Эффективным средством формирования коммуникативной компетенции является исследовательский метод обучения. Исследование - творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом.

Как же происходит процесс формирования коммуникативных компетенций, обучающихся через включение их в исследовательскую деятельность? На уроках можно использовать задания исследовательского характера, причём такого рода задания могут быть включены в систему уроков на разных этапах: в качестве проблемного введения в тему, актуализируя знания, в ходе практической работы или закрепления материала.

Мини-исследование можно использовать при словарной работе на уроке русского языка. Она организуется так, чтобы ученики не механически запоминали слова, а знали значение слова, сферу его употребления, умели находить ему применение в коммуникативных ситуациях. Например, ребятам 5 класса можно предложить выбрать слово из рубрики «Пиши правильно» и выяснить его лексическое значение, этимологию, использование в речи. Результаты работы ребята представляют в виде презентации, таблицы или буклета. В 6 и 7 классах мини-исследование происхождения и бытования фразеологических оборотов и пословиц логично развивает словарную работу. Этот вид работы – эффективное средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Один из традиционных, но от этого не утративших своей актуальности видов исследовательской деятельности – анализ текста, в ходе которого обучающиеся учатся добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле, составлять собственный текст, публично представлять результаты своего исследования, вести диалог с одноклассниками. На уроках русского языка в 5 классе успешными оказываются проектные задания, предлагающие написать продолжение рассказа или сказки, подобрав партнера по творчеству. В паре или в группе должна быть создана благоприятная обстановка для реализации проекта. Задания игрового характера направлены на раскрепощение учащихся, испытывающих определенные трудности в общении или при изучении предмета. Применяя метод погружения в текст, учитель подготовит учащегося к учебно-исследовательской деятельности, поможет развить коммуникативные навыки: выстраивать свое высказывание, слышать и слушать собеседника, коллективно обсуждать проблему, при необходимости находить компромиссные решения.

Метод погружения в текст эффективен и на уроках литературы. Так, в 6 классе при изучении сказки В.А. Каверина «Лёгкие шаги» можно дать задания исследовательского характера. Например, выяснить, кто из писателей, художников, композиторов обращался к подобному сюжету до и после В.А. Каверина. Это задание может быть не индивидуальным, а групповым. В ходе работы учащиеся занимаются поиском информации, прочитывают тексты, понимают прочитанное, учатся выбирать главное, общаются в группах, делают выводы, представляют свою работу в форме сообщения или презентации. Такого рода задания помогают формированию у шестиклассников коммуникативной компетенции.

Знакомство с новым автором на уроке литературы можно начать со знакомства с кругом его детского чтения. Такое исследование сделает писателя более близким и понятным учениками, а исследовательская работа поможет в формировании коммуникативных компетенций.

Умение работать в команде, тесно сотрудничать с партнерами и преодолевать возникающие трудности свидетельствует о высокой степени сформированности коммуникативных учебных универсальных действий. При таком виде деятельности исследование носит творческо-эмоциональный характер, вовлекая в совместную деятельность детей с разнонаправленными способностями. Одним из оптимальных видов такой деятельности становится театрализация или инсценировка.
Театрализация художественных произведений, изучаемых в школьной программе и на уроках внеклассного чтения, обеспечивает развитие социальной компетенции. «Театрализация, с одной стороны, способствует формированию умений интерпретировать эпический текст, привносить свое понимание и осмысление, с другой, - облегчает усвоение содержания образования за счет «действенного» проживания, диалоговых отношений, игровой и творческой основы, индивидуального и коллективного начала, рефлексии, а также оказывает воспитывающее воздействие на читательскую и зрительскую культуру учащихся».

Инсценировка произведения требует серьезной подготовки. Целесообразно выделить несколько групп учащихся: сценаристы, режиссеры, актеры, художники-костюмеры, консультанты. Каждая группа получает свое задание в процессе инсценировки фрагмента эпического произведения. Изучение исторической обстановки, важнейших событий, культуры и быта изображаемого времени можно поручить консультантам, ученикам, отдающим предпочтение урокам истории, где обучающимся много приходится работать с историческими текстами. Среди множества приемов работы с подобными текстами формированию коммуникативной компетенции способствуют следующие: комментированное чтение; формулирование вопросов к тексту; составление плана; нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников; выявление причинно-следственных связей. Указанные приемы помогут осуществить компетентное сопровождение театрализации. Продуманные костюмы, декорации, талантливое актерское исполнение под руководством режиссера и сценариста обеспечивают успех постановки. Театрализация фрагментов произведений С. Алексеева «История крепостного мальчика», М. Твена «Приключения Тома Сойера», Ж. Верна «Дети капитана Гранта» в параллели пятых классов подтвердила эффективность данного вида деятельности.

Историко-литературное исследование позволило учащимся справиться с заданием сценической постановки, выразить замысел автора произведения в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способствующими интеграции в группу сверстников и социализации.

Творческий характер исследовательского метода на уроках и во внеурочной деятельности позволяет обучающимся точно и обстоятельно выражать свои мысли, овладеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Исследовательская деятельность позволяет сформировать у выпускника стремление получать новое знание, учиться всю жизнь, уметь работать в коллективе и быть способным к саморазвитию.

Н.И. Никонова. Театрализация как способ «смыслового чтения» художественного текста.// https://www.dissercat.com/content/teatralizatsiya-kak-sredstvo-interpretatsii-epicheskikh-proizvedenii-v-5-8-klassakh