Научное общество учащихся (далее – НОУ) – это добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в области науки, искусства, литературы, техники, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством педагогов, учёных других специалистов.
Потребность в организации исследовательской деятельности учащихся обусловлена современными тенденциями культурно-экономического развития общества.
Исследовательская деятельность способствует:
– активизации интереса школьников к знаниям в
рамках предметов, входящих в базисный учебный
план;
– развитию представлений о межпредметных
связях;
– развитию интеллектуальной инициативы
учащихся в процессе обучения;
– обучению новым информационным технологиям и
средствам коммуникации;
– созданию предпосылок для развития научного
мышления, творческого подхода к собственной
деятельности;
– созданию сферы предметного общения внутри
группы детей.
Основной отличительный признак исследовательской деятельности – наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал (в нашей гуманитарной области это могут быть сведения первоисточников), анализ данных и вытекающие из него выводы.
Важным является то, что при реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которых выполняется работа. Это особенно показательно в гуманитарной области, так как на основе одних и тех же можно выполнить как реферативную, так и исследовательскую работу. Суть реферативной работы состоит в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную тему. Суть исследовательской работы – в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведённых на его основании новых выводах.
Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования.
Цель исследования должна быть:
– конкретной;
– доступной;
– интересной;
– нужной.
Именно при таких свойствах цели можно получить результат, который ожидает и руководитель, и учащийся.
В окончательном виде написанная работа должна включать в себя:
– введение, в котором поставлена и обоснована
цель работы;
– описание материала и методики исследования;
– изложение полученных результатов;
– окончательные выводы;
– список использованной литературы.
Работа секции строится по трём основным направлениям: литературе, лингвистике, искусству. В связи с этим тематика работ школьников отличается большим многообразием: “Портрет в лирике В.Хлебникова”, “Образ сада в лирике Батюшкова”, “Образ Карлсона (на основе сопоставительного анализа перевода Л.З.Лугиной и текста А.Линдгрен)”, “Образ ласточки в лирике О.Э.Мандельштама) и др.
Учащихся, занимающихся в НОУ, отличают:
– углублённые знания по предмету;
– развитие умения решать нестандартные задачи;
– наличие творческих качеств исследователя.
В результате многолетней работы выработался своеобразный алгоритм исследовательской деятельности:
- Знакомство с проблематикой исследования, определение её разработанности, перспективности, значимости.
- Формулировка целей исследования.
- Постановка задач исследования.
- Выбор методов исследовательской работы.
- Описание исследования.
- Обобщение, основные выводы исследования.
Итак, основные этапы работы:
1 этап – выбор темы.
2 этап – консультация.
3 этап – оформление доклада.
4 этап – защита доклада.
Учебно-исследовательская деятельность – разновидной образовательной деятельности, главной целью которой является образовательный результат. Спецификой этого вида деятельности является использование методологии научного исследования, существующей в “большой науке”, для наиболее эффективного обучения школьников.