Исследовательская деятельность учащихся в научном обществе учащихся (секция филологии)

Разделы: Русский язык, Литература


Научное общество учащихся (далее – НОУ) – это добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в области науки, искусства, литературы, техники, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством педагогов, учёных других специалистов.

Потребность в организации исследовательской деятельности учащихся обусловлена современными тенденциями культурно-экономического развития общества.

Исследовательская деятельность способствует:

– активизации интереса школьников к знаниям в рамках предметов, входящих в базисный учебный план;
– развитию представлений о межпредметных связях;
– развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
– обучению новым информационным технологиям и средствам коммуникации;
– созданию предпосылок для развития научного мышления, творческого подхода к собственной деятельности;
– созданию сферы предметного общения внутри группы детей.

Основной отличительный признак исследовательской деятельности – наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал (в нашей гуманитарной области это могут быть сведения первоисточников), анализ данных и вытекающие из него выводы.

Важным является то, что при реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которых выполняется работа. Это особенно показательно в гуманитарной области, так как на основе одних и тех же можно выполнить как реферативную, так и исследовательскую работу. Суть реферативной работы состоит в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную тему. Суть исследовательской работы – в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведённых на его основании новых выводах.

Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования.

Цель исследования должна быть:

– конкретной;
– доступной;
– интересной;
– нужной.

Именно при таких свойствах цели можно получить результат, который ожидает и руководитель, и учащийся.

В окончательном виде написанная работа должна включать в себя:

– введение, в котором поставлена и обоснована цель работы;
– описание материала и методики исследования;
– изложение полученных результатов;
– окончательные выводы;
– список использованной литературы.

Работа секции строится по трём основным направлениям: литературе, лингвистике, искусству. В связи с этим тематика работ школьников отличается большим многообразием: “Портрет в лирике В.Хлебникова”, “Образ сада в лирике Батюшкова”, “Образ Карлсона (на основе сопоставительного анализа перевода Л.З.Лугиной и текста А.Линдгрен)”, “Образ ласточки в лирике О.Э.Мандельштама) и др.

Учащихся, занимающихся в НОУ, отличают:

– углублённые знания по предмету;
– развитие умения решать нестандартные задачи;
– наличие творческих качеств исследователя.

В результате многолетней работы выработался своеобразный алгоритм исследовательской деятельности:

  1. Знакомство с проблематикой исследования, определение её разработанности, перспективности, значимости.
  2. Формулировка целей исследования.
  3. Постановка задач исследования.
  4. Выбор методов исследовательской работы.
  5. Описание исследования.
  6. Обобщение, основные выводы исследования.

Итак, основные этапы работы:

1 этап – выбор темы.
2 этап – консультация.
3 этап – оформление доклада.
4 этап – защита доклада.

Учебно-исследовательская деятельность – разновидной образовательной деятельности, главной целью которой является образовательный результат. Спецификой этого вида деятельности является использование методологии научного исследования, существующей в “большой науке”, для наиболее эффективного обучения школьников.