Исследовательская деятельность на уроках литературы (урок-исследование по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Разделы: Литература


Цели урока:

  • обобщить работу предыдущих уроков, систематизировать знания учащихся;
  • выявить идею романа, ответить на проблемный вопрос, поставленный на уроке, выявить нравственно-философскую проблематику романа;
  • выявить нравственные ориентиры, необходимые каждому человеку в современном обществе, воспитывать внимательного читателя и чуткого доброго человека.

Подготовка к уроку: карточки с краткой характеристикой основных героев романа (Мармеладова, Раскольникова, Свидригайлова, Лужина, Сонечки), карточки-помощники с философскими высказываниями и изречениями (Аристотеля,Ф,Шелленга, Г.Гейне, А.Эйнштейна, Сенеки, Гераклита и др.),разноцветные шифоновые шарфики.

Оформление доски:

Человек - это тайна...

“Русские люди вообще широкие люди... широкие как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, беспорядочному; но беда быть широким без особенной гениальности”.

В чем величие человека?

Может ли человек быть счастлив на несчастии других? Через что идет очищение души?

Урок начинается с инсценирования отрывка из романа: под напряженную музыку учащиеся читают диалог Раскольникова и Сонечки - Как же без человека-то прожить! Что с тобой теперь будет?

Вступительное слово учителя. Как же без человека-то прожить? Этот вопрос является ключевым в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Главный герой, пройдя испытания, осознает, что самое страшное в жизни “если человеку некуда больше идти”. И великое чудо, что на пути Раскольникова встречается хрупкая Сонечка Мармеладова, которая, уповая на Бога, спасает его своей верой и состраданием.

Встретится ли нам в жизни такой человек? Да и вообще, какие люди встретятся нам на жизненном пути? Я думаю, эти вопросы волнуют каждого из нас. И сегодня мы попытаемся ответить на самый трудный, но так необходимый в жизни вопрос: Как научиться жить среди людей? Эпиграфом урока я взяла слова Аркадия Ивановича Свидригайлова. Как вы их понимаете?

Далее обращаемся к трем ключевым вопросам, с помощью которых мы сумеем приблизиться к ответу на главный вопрос. А помогут разобраться нам в этом герои романа “Преступление и наказание”. Мы продолжим с вами исследовательскую работу, а объектами исследования будут сегодня человеческие души.

Работа с карточками. Определить героя по данной характеристике и найти его высказывание среди других.

1. Деньги - единственный бог его. Он готов “переступить все препятствия”, живет по принципу “все дозволено”.

2. Живая боль за человека. Острая реакция на несправедливость и зло, благородство цели и бесчеловечность ее достижения. Справедливость возмездия.

3. Бесконечное сострадание к людям. Позор и унижение ради спасения близких. Уповает на Бога. Сила души и характера.

4. Бывший чиновник. Одинокий человек, безвозвратно падший, нуждающийся в сочувствии, сострадании, его одолевает мучительное желание быть услышанным.

5. Человек большой силы воли, умный, циничный, жестокий, стал виновником смерти человека. Проснувшаяся совесть, раскаяние приводят его к гибели.

A) “Как страшно человеку, когда ему некуда идти”.

Б) “Как без человека-то прожить”. “От бога Вы отошли, и Вас бог поразил, дьяволу предал”.

B) “Тварь ли я дрожащая или право имею”.

Г) “Всяк сам о себе помышляет, и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя надуть сумеет”.

Д) “Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”.

Ответы: 1 - Д Лужин, 2 - В Раскольников, 3 - Б Сонечка, 4 - А Мармеладов, 5 - Г Свидригайлов.

Именно эти персонажи романа помогут нам сегодня решить нашу проблему. Сейчас вам необходимо ответить на три вопроса, поставленных в начале урока. Проанализировав жизненные принципы, поступки, состояние души этих героев, попытайтесь сделать вывод:

- В чем гениальность, величие этого человека?

- Как он ведет себя в различных ситуациях? Причина такого поведения.

- Очищается ли его душа и как? Если нет, то объясните, почему.

Работа в группах. 1 группа работает над образом Сонечки Мармеладовой.

- Во имя чего переступила Соня?

- Как Соня реагирует на те обстоятельства, в которые ее ставит жизнь?

- Что показалось Раскольникову “странным” в Соне и почему?

- Как воспринимает жестокую жизненную правду Сонечка?

- В чем вас убедили ответы Сони на вопросы Раскольникова?

- Чем объяснить ее глубокую религиозность?

2 группа - над образом Лужина.

- Кто такой Лужин?

- Какие рассуждения матери Раскольникова о Лужине привлекли ваше внимание?

- В чем сущность взглядов Лужина? Близки ли они “теории” Раскольникова? Чем?

- Что нового в характере Лужина раскрывают его размышления после разрыва с Дуней и решение, которое он принял и осуществил?

- Почему Лужин больше не появляется в романе?

3 группа - над образом Свидригайлова.

- Кто он такой? Как Лужин характеризует Свидригайлова? Прав ли он?

- Что говорит о себе сам Свидригайлов? Согласны ли вы с тем, что они “одного поля ягоды”?

- Можно ли сказать, что он лишен нравственных устоев и живет по принципу “все дозволено”? Аргументируйте свой ответ.

4 группа - над образом Мармеладова.

- Что он за человек?

- В чем суть исповеди Мармеладова? Как на нее реагирует Раскольников? Почему?

- Какие чувства вызывает у вас эта исповедь и сам герой? Почему?

- Почему Мармеладов умирает? Соответствует ли его смерть “теории” Раскольникова?

- Согласны ли вы с таким “итогом” жизни Мармеладова? Как бы вы “распорядились” его жизнью на месте Достоевского?

5 группа - экспертная группа (ее задача - по ходу урока составить таблицу “Нравственные качества героев романа”)

- Что общего у всех персонажей, анализируемых группами?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Дать определение “нравственности, нравственные качества”.

- Какие нравственные качества человека преобладают в каждом из них?

(Образ Раскольникова отдельно не выносится на обсуждение, т.к. присутствует в каждой группе вопросов)

Обсуждение. Ребята рассказывали о своих находках во время работы, спорили, приводили в доказательство философские изречения из карточек - помощников. Обобщая результаты наблюдений, подошли к главному герою романа - Родиону Раскольникову.

- В чем же выразилась переоценка ценностей для Раскольникова? (в отношении к людям, он начинает видеть высокий смысл существования тех, кого считал обыкновенными)

Где же источник противостояния злу?

Учащиеся делают вывод: Раскольников понимает, что стать человеком –з начит обрести те нравственные ориентиры, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений.

Именно в этом и заключается ответ на главный вопрос урока “Как научиться жить среди людей ?”

Урок завершается красочным “инсценированием”: каждый учащийся выходит к доске, называет главное, на его взгляд, нравственное качество человека и, определяя символику (цвет шифонового шарфика), вешает шарфик на доску.

Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, а также выполнение этих правил.

Гордость - чувство собственного достоинства, самоуважения (розовый шифоновый шарфик).

Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству и народу (зелёный).

Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом (совесть должна быть чиста, как этот белый шарф).

Честь - достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности (синий).

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия (голубой - цвет неба; милосердие должно быть бесконечным, как небо).

Любовь - чувство самоотверженной, сердечной привязанности (красный - цвет и символ сердца).

- Посмотрите, как много нравственных качеств мы назвали сегодня. И я буду очень рада, если вы обретёте в жизни хотя бы половину из них и научитесь жить в обществе, приобретая высокое звание - ЧЕЛОВЕК.

На дом учащиеся получают задание: написать сочинение по теме сегодняшнего урока. Рефлексия:

  • определите свою роль на уроке, оцените свою работу;
  • определите свою роль в обществе.

Приложение

Комментарий к работе от читателя Светлана: Методическая разработка не только актуальна и оригинальна, но и полностью отвечает требованиям к уроку в контексте ФГОС. Оригинальность и уникальность урока заключается в том, что в рамках одного урока используется целый ряд активных технологий обучения.