Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Она может использоваться как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) и как самостоятельная деятельность. Исследовательская деятельность позволяет многого достичь:
- во-первых, она изменяет суть преподавания (в
соответствии с процессами модернизации образования). Ученик становится в
позицию равную учителю. Он не воспринимает «готовый» материал, а находит его
и работает с ним сам (учитель руководствует, направляет, создает условия для
реализации потенциала учащегося).
- во-вторых, увеличивающаяся доля самостоятельности
ученика в учебной деятельности повышает качество обучения.
- в-третьих, знания, приобретенные в результате
исследовательской деятельности, более прочные знания, которые становятся
личным достоянием учащегося.
- в-четвертых, результатом исследовательской деятельности
становится некий «продукт» (исследовательская работа, реферат, проект,
доклад, изделие, выполненное руками учащегося), позволяющий ребенку заявить
о себе, представить свою работу на конкурс, НПК, слет, семинар. Участие в
подобных мероприятиях позволяет школьникам реализоваться, успешно
социализироваться в группе, обществе; определить профиль обучения на старшей
ступени и правильно выбрать профессию. Данный вид деятельности позволяет к
11 кл. наработать портфолио личностных достижений и подготовиться к обучению
в вузе.
Исследовательская деятельность имеет свою структуру, позволяющую выделить в ней несколько этапов.
Исследовательская деятельность может быть отдельным этапом вашего урока (как метод). Удобнее всего это делать на этапе объяснения материала или выполнения домашнего задания. Рассмотрим пример.
Исследовательским может быть урок от начала до конца - урок-исследование. В этом случае меняется сама структура урока. Главные компоненты такого урока: завязка, интрига, решение проблемы, рефлексия.
Рассмотрим пример. Урок-исследование А.С. Пушкин «Анчар».
1) Завязка урока: слово учителя об истории создания стихотворения, в основе которого лежит легенда о ядовитом дереве, обнаруженном на острове Ява. Легенда обрабатывалась до Пушкина и в 1828г. Пушкин обратился к этой теме.
2) Художественное чтение текста (читает учитель или подготовленный ученик)
3) Интрига урока (это и есть постановка проблемы, тема исследования)
- Литературовед Городецкий Б.П. в книге «Лирика Пушкина» 1970г. назвал это стихотворение: «вершиной свободолюбивой лирики Пушкина», аргументируя точку зрения о том, что Пушкин против порабощения одного человека другим. Согласны ли вы с подобным утверждением и какой смысл приобретает здесь слово СВОБОДА?
4) Пути решения проблемы (лингвистический анализ текста).
а) пространство текста – ключевое слово ПУСТЫНЯ.
б) время – нет четких временных рамок ВЕЧНОСТЬ.
в) композиция – в стихотворении две композиционных части.
Более подробно (Приложение № 3-4)
Анализ слов ВЛАСТЕЛИН - РАБ – СВОБОДА, осмысление их значения закономерно приведет к вопросу: почему раб принес яд и умер, а властелин нет? Потому что властелин такое же зло, как и Анчар.
5) Вывод: Свобода здесь философская категория. Человек должен быть свободен от ЗЛА, оттого, что несет гибель духовную, а не физическую. Можно поспорить с точкой зрения Городецкого Б.П., рассматривающего текст узко, с позиции зависимости одного человека от другого.
6) Рефлексирующии этап: домашнее сочинение-миниатюра.
Исследование может проходить через всю тему, охватывая ряд уроков. Примером может служить изучение комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума».
Интригой к изучению темы становится чтение монолога Чацкого «А судьи кто?» (читает учитель или сам Чацкий, роль которого исполняет ученик). Такое начало привлечет максимальное внимание к персоне Чацкого. Формулируется проблемный вопрос: А ЧАЦКИЙ КТО?
(Подробно приложение № 5).
Исследование может охватывать творчество отдельного писателя, произведения которого изучаются на протяжении нескольких лет. Материал строго дозируется и усложняется соответственно возрасту, к старшим классам увеличивается доля самостоятельности учащихся. Дети сами находят нужный материал (переписку писателя, его статьи о литературе и искусстве, воспоминания о нем современников). В этом случае хорошо подходит творчество Н.В. Гоголя. Много споров вызывает вопрос о реализме Гоголя.
Интригой к изучению творчества писателя в 9 кл. могут стать слова: «Н.В.Гоголь – замечательный русский писатель-реалист…»
Проблема: РЕАЛИСТ ЛИ?
Решение проблемы: метод критического мышления, анализ текста, использование дополнительной литературы. При таком подходе к изучению учащиеся более полно усваивают понятие реализма как литературного направления, опровергают установку, предложенную интригой урока. Они приходят к выводу о том, что сквозь все творчество писателя проходят метафизические мотивы, фантасмагория, что совершенно не соответствует реализму в литературе. Уроки такого плана могут пройти при изучении повести «Шинель» в 9 кл. и поэмы «Мертвые души» в 10 кл.
Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося. Это работа в исследовательских группах, курсах по исследовательской деятельности в старших классах. Здесь под исследовательской деятельностью понимается такая форма работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным ранее решением. (Приложение № 6)
Главная цель – образовательный результат. Она направлена на развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Конечный продукт такой деятельности (реферат, проект, изделие, собственное исследование, доклад) выносятся на презентацию. Такой презентацией может стать урок, школьная конференция, районная конференция «Шаг в науку», участие в общероссийских конкурсах.
Исследовательская деятельность является обоюдонаправленной: она позволяет развиваться и ученику и учителю, приносит радость совместного поиска решения поставленной проблемы.