"Исследовательская деятельность на уроках литературы"

Разделы: Литература


Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Она может использоваться как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) и как самостоятельная деятельность. Исследовательская деятельность позволяет многого достичь:

- во-первых, она изменяет суть преподавания (в соответствии с процессами модернизации образования). Ученик становится в позицию равную учителю. Он не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам (учитель руководствует, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося).
- во-вторых, увеличивающаяся доля самостоятельности ученика в учебной деятельности повышает качество обучения.
- в-третьих, знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, более прочные знания, которые становятся личным достоянием учащегося.
- в-четвертых, результатом исследовательской деятельности становится некий «продукт» (исследовательская работа, реферат, проект, доклад, изделие, выполненное руками учащегося), позволяющий ребенку заявить о себе, представить свою работу на конкурс, НПК, слет, семинар. Участие в подобных мероприятиях позволяет школьникам реализоваться, успешно социализироваться в группе, обществе; определить профиль обучения на старшей ступени и правильно выбрать профессию. Данный вид деятельности позволяет к 11 кл. наработать портфолио личностных достижений и подготовиться к обучению в вузе.

Исследовательская деятельность имеет свою структуру, позволяющую выделить в ней несколько этапов.

(Приложение №1).

Исследовательская деятельность может быть отдельным этапом вашего урока (как метод). Удобнее всего это делать на этапе объяснения материала или выполнения домашнего задания. Рассмотрим пример.

(Приложение №2).

Исследовательским может быть урок от начала до конца - урок-исследование. В этом случае меняется сама структура урока. Главные компоненты такого урока: завязка, интрига, решение проблемы, рефлексия.

Рассмотрим пример. Урок-исследование А.С. Пушкин «Анчар».

1) Завязка урока: слово учителя об истории создания стихотворения, в основе которого лежит легенда о ядовитом дереве, обнаруженном на острове Ява. Легенда обрабатывалась до Пушкина и в 1828г. Пушкин обратился к этой теме.

2) Художественное чтение текста (читает учитель или подготовленный ученик)

3) Интрига урока (это и есть постановка проблемы, тема исследования)

- Литературовед Городецкий Б.П. в книге «Лирика Пушкина» 1970г. назвал это стихотворение: «вершиной свободолюбивой лирики Пушкина», аргументируя точку зрения о том, что Пушкин против порабощения одного человека другим. Согласны ли вы с подобным утверждением и какой смысл приобретает здесь слово СВОБОДА?

4) Пути решения проблемы (лингвистический анализ текста).

а) пространство текста – ключевое слово ПУСТЫНЯ.
б) время – нет четких временных рамок ВЕЧНОСТЬ.
в) композиция – в стихотворении две композиционных части.

Более подробно (Приложение № 3-4)

Анализ слов ВЛАСТЕЛИН - РАБ – СВОБОДА, осмысление их значения закономерно приведет к вопросу: почему раб принес яд и умер, а властелин нет? Потому что властелин такое же зло, как и Анчар.

5) Вывод: Свобода здесь философская категория. Человек должен быть свободен от ЗЛА, оттого, что несет гибель духовную, а не физическую. Можно поспорить с точкой зрения Городецкого Б.П., рассматривающего текст узко, с позиции зависимости одного человека от другого.

6) Рефлексирующии этап: домашнее сочинение-миниатюра.

Исследование может проходить через всю тему, охватывая ряд уроков. Примером может служить изучение комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума».

Интригой к изучению темы становится чтение монолога Чацкого «А судьи кто?» (читает учитель или сам Чацкий, роль которого исполняет ученик). Такое начало привлечет максимальное внимание к персоне Чацкого. Формулируется проблемный вопрос: А ЧАЦКИЙ КТО?

(Подробно приложение № 5).

Исследование может охватывать творчество отдельного писателя, произведения которого изучаются на протяжении нескольких лет. Материал строго дозируется и усложняется соответственно возрасту, к старшим классам увеличивается доля самостоятельности учащихся. Дети сами находят нужный материал (переписку писателя, его статьи о литературе и искусстве, воспоминания о нем современников). В этом случае хорошо подходит творчество Н.В. Гоголя. Много споров вызывает вопрос о реализме Гоголя.

Интригой к изучению творчества писателя в 9 кл. могут стать слова: «Н.В.Гоголь – замечательный русский писатель-реалист…»

Проблема: РЕАЛИСТ ЛИ?

Решение проблемы: метод критического мышления, анализ текста, использование дополнительной литературы. При таком подходе к изучению учащиеся более полно усваивают понятие реализма как литературного направления, опровергают установку, предложенную интригой урока. Они приходят к выводу о том, что сквозь все творчество писателя проходят метафизические мотивы, фантасмагория, что совершенно не соответствует реализму в литературе. Уроки такого плана могут пройти при изучении повести «Шинель» в 9 кл. и поэмы «Мертвые души» в 10 кл.

Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося. Это работа в исследовательских группах, курсах по исследовательской деятельности в старших классах. Здесь под исследовательской деятельностью понимается такая форма работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным ранее решением. (Приложение № 6)

Главная цель – образовательный результат. Она направлена на развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Конечный продукт такой деятельности (реферат, проект, изделие, собственное исследование, доклад) выносятся на презентацию. Такой презентацией может стать урок, школьная конференция, районная конференция «Шаг в науку», участие в общероссийских конкурсах.

Исследовательская деятельность является обоюдонаправленной: она позволяет развиваться и ученику и учителю, приносит радость совместного поиска решения поставленной проблемы.