Исследовательская деятельность на уроках литературы. 5–7-е классы

Разделы: Литература


Современное литературное образование в условиях реализации ФГОС ООО нацелено на формирование у обучающихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, творческих способностей, является неотъемлемой частью духовного развития личности.  Главный нравственно-философский стержень литературного образования в школе – любовь к Отечеству и человеку. Предложенная авторами-составителями Г.С. Меркиным и С.А.Зининым программа литературного образования (концентрический на хронологической основе вариант построения курса) соответствует требованиям ФГОС по предмету, планируемым результатам освоения основной образовательной программы. Обучающиеся  получают возможность научиться создавать собственную интерпретацию изученного текста, целостно воспринимать произведения, выбирать путь анализа, обосновывать место произведения в творчестве писателя,  в русской и мировой литературе, вести активную исследовательскую деятельность.

В каждом классе методика проведения исследовательских работ различна. Обратимся к опыту организации исследовательской деятельности в 5-7 классах. Учитываем, что дети, пришедшие в основную школу, имеют первоначальные навыки исследовательской деятельности, приобретенные на занятиях междисциплинарного обучения (МДО) на уровне начального общего образования в рамках Программы «Одаренный ребенок» (автор Н.Б.Шумакова).

В 5-6 классах исследовательская работа на уроках литературы проводится, как правило, в коллективно-индивидуальной форме: коллективное обсуждение вопросов и предъявление результатов обсуждения, индивидуальная запись примеров, ответов и выводов. Учитель предлагает предмет исследования, во время проведения работы направляет и координирует деятельность учащихся. В 7 классе исследовательская работа проводится коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут сами предложить объект для исследования. Роль учителя меняется: теперь он выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся. На данном этапе обучающие возможности художественных произведений увеличиваются. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести прочитанное, выявить авторскую позицию – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока литературы.

От вдумчивого чтения текста к его анализу, сопоставлению, самостоятельному поиску ответов на вопросы – вот принцип, который положен в основу исследовательской деятельности на уроке. Мотивировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать работу с дополнительной литературой, электронным приложением к учебнику в данном направлении необходимо с самых первых уроков в основной школе. Учащимся необходимо понять, что в литературной творческой деятельности не существует готовых ответов и раз и навсегда данных шаблонов. Ответ нужно искать самому, только тогда можно увидеть результат своей работы. «Заинтересованность школьников в собственной исследовательской работе усиливается наглядностью результатов своего труда… И задача педагога – довести юного исследователя до такого успеха, дать ему мощный стимул для дальнейшего творческого развития», – писал А.В. Хуторский, д.п.н, член-корреспондент Российской академии образования.

Впоследствии результаты своей исследовательской деятельности обучающиеся  предъявляют на лицейском туре НПК.

В зависимости от объекта исследования, ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:
– анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п.;
– разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе двух или нескольких произведений, проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический;
– интеграция литературы и истории, философии, лингвистики; это нацеливает учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни;
– изучение жизни и творчества писателей, в процессе исследования учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей, создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с произведением, сформулировать гипотезу, определить предмет, применить имеющиеся умения анализировать текст, подтверждать или опровергать гипотезу, давать объективную самооценку результатов деятельности.

Примерная тематика исследовательских работ.

5-ый класс

Сопоставление народной сказки «Падчерица» с литературной сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Художественные особенности русской народной волшебной сказки (на примере нескольких сказок).
Чем различаются басни В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, И.А. Крылова?
Что послужило А.С. Пушкину источником для названия местности «лукоморьем» в прологе к «Руслану и Людмиле»?
Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».
В мире художественного слова А.И. Куприна (на примере рассказа «Золотой петух»).
Аллитерация и ассонанс в стихотворении С.А. Есенина «Поет зима-аукает…»
Время и пространство в рассказе А.П. Платонова «Цветок на земле».
Отличие сказа от сказки.
Составление описания кадров мультфильма по рассказу Н. Носова «Три охотника».
«Уроки тайги» в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Тайна баллады Гёте «Лесной царь» (перевод В.А. Жуковского).
Звукопись в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».
Цветовая гамма в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

6-й класс

Речевая характеристика героев в легенде «Солдат и смерть».
Сопоставительный анализ содержания предания «Как Бодыноко победил одноглазого великана» и мифа «Одиссей на острове циклопов. Полифем».
Памятник М.В. Ломоносову – гениальному ученому, теоретику литературы, поэту.
Исследовательская работа с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…».
Кто виноват в ссоре Троекурова и Дубровского? (Анализ эпизода.)
Сравнительный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и подстрочника Г. Гейне.
Гражданская позиция Тараса Бульбы в речи о товариществе.
Заочная экскурсия. Ясная Поляна в жизни Л.Н. Толстого.
Военные реликвии в семейном архиве.

7-й класс

Изобразительно-выразительные средства в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Образы былинных богатырей в произведениях литературы, живописи, музыкального искусства.
Можно ли назвать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» житием?
Как передано ощущение эпохи в балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?
Фольклорные элементы в «Песне про…купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.
Акакий Акакиевич и «значительное лицо» в повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Роль художественной детали в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон».
Значение эпилога в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».
Отличие сказки от легенды (на примере отрывка из произведения А.М. Горького «Старуха Изергиль» – легенде о Данко).
Роль художественной детали в рассказе И.С. Шмелева «Яблочный Спас».

Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении литературного мира. Результаты исследования могут быть представлены как в текстовом, так и табличном варианте, в виде мини-проектов, презентаций, слайд-фильмов, экспресс-исследований, эссе, защиты реферата с элементами аналитической работы и др.
Можно выделить и ряд проблем, которые возникают в ходе организации исследовательской деятельности. Это не всегда высокая мотивация школьников, неравномерность нагрузки ученика и учителя на разных этапах работы, риск неудачного завершения работы, повышение эмоциональной нагрузки. Тем не менее, в процессе исследовательской деятельности обучающиеся приобретают важные универсальные учебные действия, учатся структуре построения и правилам оформления исследовательской работы, повышают библиографическую грамотность, информационную культуру, а главное – становятся внимательными, вдумчивыми, мыслящими читателями и ценителями произведений литературы.

Использованная литература:

  1. Королева Е. В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство формирования и развития инновационного мышления – генератора инноваций /Е. В. Королева //Исследовательская работа школьников. – 2010. – № 1. – C. 5-6
  2. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся/А.В. Леонтович// Исследовательская работа школьников. – 2006. – № 4. – C. 24-26
  3. Леонтович А.В., Обухов А.С. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции: сборник статей /Под общей ред. к.пс.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 612 с.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. – (Стандарты второго поколения).
  5. Программа курса «Литература». 5-9 классы/авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – учебник», 2016. – 208с.