Исследовательская деятельность на занятиях элективного курса (на примере романа Э.М. Ремарка "На Западном фронте без перемен")

Разделы: Литература


Элективные курсы входят в школьный компонент базисного учебного плана. Их главная особенность – вариативность и краткосрочность. Основная цель элективных курсов в обеспечении углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования, создании условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников по предмету, осуществлении преемственности в их изучении на разных ступенях образования, а также общим и профильным образованием. Разработкой программы элективного курса “Аксиологическая проблематика произведений русской и зарубежной литературы периода Первой мировой войны (1914–1918)” мы начали заниматься сравнительно недавно. В 2008 году мировая общественность отмечала 90-летие со дня окончания Первой мировой войны. А можем ли мы вспомнить сегодня хоть одно литературное произведение времен Первой мировой? Мы забыли имена писателей, ушедших добровольцами на фронт, запечатлевших на страницах военной хроники, дневниковых заметок, личных писем трагедию Отечества. Особенность разрабатываемого элективного курса заключается в том, что он построен на интегративной основе и предусматривает обращение не только к дисциплинам филологического цикла (истории и теории русской и зарубежной литературы, иностранному языку), но и к истории мировой художественной культуры, истории России и зарубежных стран, географии, философии, обществознанию. Занятия создают условия для разностороннего духовного, нравственного, интеллектуального развития учащихся. В конце курса предлагаются темы для самостоятельных исследовательских работ, с которыми учащиеся выступают на школьной, а победители на окружной научно-практической конференции по литературе и русскому языку.

Содержание элективного курса “Аксиологическая проблематика произведений русской и зарубежной литературы периода Первой мировой войны (1914–1918)” определяется не только списками литературы. В основе лежит проблема исторической памяти, становления личности, гражданской активности, толерантности и вопросы нравственно-эстетического характера. В программу элективного курса входят произведения отечественной и зарубежной литературы таких выдающихся классиков мировой литературы, как Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, Ричард Олдингтон, Федор Степун, Николай Гумилев, Валентин Катаев, Михаил Пришвин, Александр Куприн, Владимир Гаршин. Выбор не случайно остановился на произведениях этих писателей, ведь практически все они писатели – фронтовики, не понаслышке знавшие, что такое ужас войны.

В творчестве этих писателей отразилась та боль, которую они пережили со всем русским обществом во время Первой мировой войны, когда во многих странах стала происходить переоценка базовых духовно-нравственных ценностей. Социальные потрясения первой трети 20 века привели к тому, что многие писатели и философы европейских стран Первую мировую войну стали рассматривать не только как вооруженное столкновение, но и как попытку осознать истинное предназначение своей нации и государства, их глубинную суть и вселенские задачи. В европейской литературе появилось много произведений, поднимающих проблемы войны и мира, где нашел отражение духовно – нравственный кризис всего общества. Это привело к формированию особого аксиологического пространства.

Сформировать у старших школьников представление об аксиологической проблематике литературного произведения времен Первой мировой войны можно на примере анализа художественного произведения – романа Э.М. Ремарка “На Западном фронте без перемен”, величайшего творения мировой литературы.

На занятиях элективного курса эффективен в применении исследовательский метод, в результате которого ученик совершает маленькое открытие, позволяющее по-новому взглянуть на текст произведения, почувствовать его глубину.

Старшеклассники глубоко и тонко понимают самые сложные понятия о долге, чести, чувстве личной гордости и собственного достоинства. Особенности процесса развития ребят в юношеском возрасте помогут в работе с произведением формировать не только первоначальные представления об аксиологической проблематике литературы времен войны, но и умение понимать и чувствовать настроение произведения, его структуру.

Перед учащимися ставится цель исследовательской работы: создать у читателей представление об аксиологической проблематике литературы о войне. Затем выдвигается гипотеза: формирование у читателей представлений об аксиологической проблематике будет способствовать роман Эриха Марии Ремарка “На Западном фронте без перемен”. Учитель должен поставить перед ребятами задачи исследования: изучить и проанализировать критическую литературу о писателе Э.М. Ремарке и его произведениях; создать формы и методы углубленной работы по ознакомлению с аксиологической проблематикой произведений Э.М. Ремарка. Объект исследования – процесс формирования аксиологических знаний у слушателей элективного курса на примере литературного произведения. Предмет исследования – произведение Э.М. Ремарка для формирования читательской компетенции в аксиологической проблематике.

Работу над произведением следует начинать с внимательного прочтения романа, его тщательным анализом, с которым одновременно взаимодействуют другие виды работ: знакомство с биографией писателя, обстоятельствами его жизни, историей создания произведения, выразительное чтение и иные формы творческой интерпретации текста произведения.

Беседа – исследование покажет, насколько внимательно старшеклассники прочитали произведение. Вопросы могут быть примерно такими:

  • когда происходят события романа? Назовите приметы времени;
  • расскажите о главных героях романа, включив в рассказ историю их довоенной жизни;
  • назовите основные сюжетные события романа. Подумайте, изменяется ли герой романа в продолжение повествования? Если да, то как?

На следующих занятиях читаем и анализируем произведение с позиции аксиологической проблематики.

Ребята, сделав сообщение об аксиологии как науке, приходят к выводу, что аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, то есть связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой вечности. Главной проблемой наследия Э.М. Ремарка является представление о смысле жизни, высших нравственных ценностях, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности.

Нахождение аксиологических образов в творчестве Ремарка представляет кропотливое исследование романа. Работая в этом направлении, ребята узнают, что главный герой произведения Пауль Боймер – 19-летний юноша, сразу после школы попавший на фронт. Он и философ, и мальчишка одновременно. Война заставила пережить его такое потрясение, что в конце произведения главный герой приходит к мысли , что нет ничего важнее в мире, чем накопленные человечеством духовно-нравственные ценности.

Роману предпослан эпиграф, в котором писатель указал, что его произведение “не является ни обвинением, ни исповедью”. Однако он ошибался: роман явился и обвинением (ибо Ремарк рассказал в нем о том, как погибало не только физически, но и нравственно поколение, к которому он принадлежал сам), и исповедью одновременно.

Попытка рассказать о “потерянном поколении” времен первой мировой пронзительно остра и не оставляет читателя равнодушным до сих пор. Как распорядились жизнью целого поколения те, кто отправил людей на бессмысленную войну? Был ли в этой войне какой-то важный смысл? Во имя чего были те напрасные жертвы? Вот главные вопросы нашего исследования, на которые необходимо ответить внимательному читателю.

Сам Пауль Боймер, услышав, что его поколение назвали “железной молодежью”, приходит к главному заключению: “Каждому из нас не больше двадцати лет. Но разве мы молоды? Разве мы молодежь? Это было давно. Сейчас мы старики”. Каким образом молодые ребята превратились в стариков?

Роман Э.М. Ремарка о войне, об апокалипсисе, когда все в мире переворачивается с ног на голову, и место правды занимает ложь. Роль фальшивой пропаганды читатель оценивает сразу после рассказа о том, что вчерашние школьники целыми классами уходили на фронт. От класса в 20 человек осталось 12, чуть больше половины.

Ремарк так строит свой роман, чтобы читатель сам становился соучастником событий. Отсюда частое употребление местоимения “мы”. Пауль Боймер, размышляя о себе и судьбе своих товарищей, приходит к неутешительным выводам: “мы стали черствыми, недоверчивыми, безжалостными, мстительными, грубыми, – и хорошо, что стали такими: именно этих качеств нам и не хватало. Если бы нас послали в окопы, не дав нам пройти эту закалку, большинство из нас наверно сошло бы с ума. А так мы оказались подготовленными к тому, что нас ожидало”.

Война поставила его в условия, когда осмысливать нравственные ценности пришлось заново, но заново выводить законы человеческого бытия двадцатилетнему человеку очень трудно. Ведь для войны дело обыкновенное и привычное: газы, “душераздирающий стон лошади, этот вопль отчаяния”. В романе есть целая глава, посвященная описанию войны со всеми ее не только материальными, вещественными атрибутами: огромными крысами, голодом, грязью и смертью, но и психологическим состоянием людей. В этом развернутом, кое-где перемежающемся короткими диалогами описании рассказчик подробно, в деталях пытается отразить и состояние тупого, непреходящего чувства безразличия и, казалось бы, бесчувствия, ибо у большинства находящихся в блиндаже за исключением новобранцев осталось только два ощущения – это чувство голода и ощущение находящейся поблизости смерти. У старослужащих нет страха перед ней, картины изуродованных трупов (рассуждения о штыках) лишь еще одно подтверждение этого тупого безразличия, и чувство страха, которое тщательно скрывает каждый из солдат где-то в глубине своей души. Страх проявляется в дрожании губ и постоянно отводимых взглядах, чтобы не смотреть друг на друга, чтобы не высказать этого чувства. Для молодых бойцов эта борьба со страхом и безумием войны оборачивается безумием реальным (описание бойца, лишившегося разума).

Война изменила жизнь многих молодых людей, но почему с таким вниманием читатель следит за судьбой Пауля Боймера, и с таким уважением относится к нему?

Размышляя над вопросом, поставленным автором в начале произведения, мы приходим к необходимости познать новые грани этого литературного характера. И хотя роман обстоятельно изучен, нужно снова и снова искать ответы на возникшие вопросы необходимо новое, ученическое исследование произведения.

Ребят увлекают события, при которых раскрываются люди. Разговор о событиях нужен еще и потому, что в процессе работы над романом надлежит сформировать у старшеклассников представление о сюжете и композиции литературного произведения.

Какие же события соединены в романе?

Страшные будни войны, наполненные размышлениями о месте человека в страшном мире, эпизоды наступления с рассказами о газовых атаках, раненых лошадях, расплодившихся крысах, вшах. Все ли мы вспомнили? Нет, пожалуй, не все. Есть еще одно событие, без которого не было бы романа. Перечитаем эпизод.

“На одном из заборов еще висят пестрые афиши, оставшиеся с того времени, когда здесь давались представления. Мы с Кроппом стоим перед афишами и смотрим на них большими глазами. Нам кажется непостижимым, что подобные вещи еще существуют на свете. Там, например, изображена девушка в светлом летнем платье и с красным лакированным пояском на талии. Одной рукой она опирается на балюстраду, в другой держит соломенную шляпу. На ней белые чулки и белые туфельки, – изящные туфельки с пряжками, на высоких каблуках. За ее спиной сияет синее море с барашками волн, сбоку виднеется глубоко вдающаяся в сушу светлая бухта. Удивительно хорошенькая девушка, с тонким носом, ярким ртом и длинными стройными ногами, невероятно опрятная и холеная. Она, наверно, берет ванну два раза в день, и у нее никогда не бывает грязи под ногтями. Разве что иногда немного песку с пляжа.

Девушка на заборе кажется нам каким-то чудом. Мы совсем забыли, что на свете существует такое, да и сейчас мы все еще не верим своим глазам. Во всяком случае, мы уже несколько лет не видали ничего подобного, не видали ничего, что хотя бы отдаленно напоминало эту девушку, такую веселую, хорошенькую и счастливую. Это мир, мы с волнением ощущаем, что именно таким и должен быть мир…

Поэтому для начала соскабливаем с забора молодого человека в белых брюках, осторожно, чтобы не повредить девушку. Это уже кое-что. Затем Кропп предлагает:

– А не сходить ли нам в вошебойку?

Я не совсем согласен, потому что вещи от этого портятся, а вши появляются снова уже через какие-нибудь два часа. Но, полюбовавшись картинкой еще некоторое время, я все же соглашаюсь. Я даже захожу еще дальше:

– Может, нам удастся оторвать себе чистую рубашку? Альберт почему-то считает, что еще лучше было бы раздобыть портянки…”

Этот эпизод-событие – мостик к преображению Пауля Боймера из солдата в человека, когда в качестве самой главной ценности человеческой жизни выступает любовь. “Небо становится зеленым, как незрелое яблоко”,-отметит чуть позже Э.М. Ремарк. Можно предложить ребятам подумать над этим предложением. Рождаются совсем неожиданные выводы как новый взгляд на знакомое произведение. “Неожиданно в повествование вторгается тема рая, ведь яблоко – запрещенный плод. Здесь скрыта тема любви”,– предполагают ребята. Таким образом, герой Э.М.Ремарка приходит к самому главному, из чего состоит человеческая жизнь – из любви. И это любовь не только к женщине (Пауль Боймер еще не успел по-настоящему полюбить), но и к дому, куда он попадает во время отпуска. Можно обратить внимание ребят на предметный мир дома Пауля Боймера, выраженный именами существительными. Ребята его находят без труда: ступеньки, дверь кухни, картофельная котлета, суббота, сестра, мама, банка брусничного варенья. Работа с существительными приводит ребят к главному выводу: мир без войны возможен, нужно только его вспомнить, тогда все встанет на свои места, и горой сможет побороться за себя. Ведь мир-это дом, любовь, а в любви человек раскрывается до конца, обнажает до дна свою сущность. Поэтому писатели так часто проводят своих героев через испытание любовью.

У Пауля Боймера, поставленного в экстремальные условия, любовь приобретает более весомое значение: любовь человек может испытывать не только к женщине, дому, матери, Родине, но и врагу. Именно такое чувство, как любовь, помогает герою по – другому взглянуть на жизнь. Вдумаемся в тот контраст, который переламывает повествование надвое. Представим себе картины войны и отпуск героя, после которого Пауль Боймер становится другим. В отпуске он остро ощущает фальшь праздной тыловой жизни, он чувствует непримиримость к ней, он страдает из-за того, ему не хватает плеча друга, поддержку, которую, как ни странно, он ощутил только на войне.

“Мы не дали себя сломить, мы приспособились; в этом нам помогли наши двадцать лет, из-за которых многое другое было для нас так трудно. Но самое главное это то, что в нас проснулось сильное, всегда готовое претвориться в действие чувство взаимной спаянности; и впоследствии, когда мы попали на фронт; оно переросло в единственно хорошее, что породила война, – в товарищество!”

После отпуска герой стремится на фронт, где испытывает главные человеческие чувства: смятение, которое может перейти в сострадание при виде русских военнопленных – вчерашних врагов, ужас и переживание после убийства человека в мундире французского солдата и горе от потери друга. “Кат внезапно падает навзничь… Я перевязываю ему рану; у него, по-видимому, раздроблена берцовая кость… Кат не очень тяжел, – я взваливаю его на спину и иду с ним назад, к перевязочному пункту… Я не заметил, пока мы шли, Кату угодил в голову осколок… Кат умер…”

“Потерянное поколение” Э.М. Ремарка – это обыкновенные люди, каждого из которых ждала уникальная жизнь, но в силу обстоятельств они не смогли отстраниться от мерзости войны. “Потерянное поколение” Э.М. Ремарка своими судьбами, своим человеческим опытом утвердило простые нравственные ценности – доброту, порядочность, сострадание, любовь к ближнему, товарищества – те человеческие качества, которые могут изменить мир.

К “потерянному поколению” принадлежал и сам Ремарк. В армию его призвали 21 ноября 1916 года.

Лично Ремарк пережил лишь немногое из того, что десятилетие спустя описал в своем самом знаменитом романе: не участвовал в рукопашных боях в траншеях, не ходил в атаки. Он чинил разрушенные рельсовые пути, прокладывал телефонные линии, устанавливал заграждения из колючей проволоки, разгружал вагоны с боеприпасами... Ни безопасным, ни легким это дело не назовешь. “Землекопная” рота часто попадала под обстрел. Смерть находила свои жертвы и среди “землекопов”.

Он был ранен 31 июля, в день, когда солдаты противника, прикрываемые огнем своих орудий, пошли в атаку. Осколки снаряда попали в левую ногу и правую руку, задели шею... Ранение оказалось достаточно серьезным, требовалось длительное лечение.

Спустя пять месяцев его призвали в армию, и Эрих Пауль попал в резервную часть. На Западном фронте он оказался только в июне 1917-го. Личная фронтовая биография Ремарка получилась очень короткой – всего пятьдесят дней.

В сентябре 1917-го умерла его мать. Ремарк, который лежал в госпитале после тяжелого ранения, с трудом вырвался на похороны. Он горевал много лет, а после войны поменял свое второе имя на второе имя матери. Теперь он стал называться Эрих Мария.

Роман “На Западном фронте без перемен” был написан в течение всего четырех недель. Это произведение, как признавался впоследствии сам Ремарк, он сочинял не для публикации. Ему просто хотелось выписаться, освободиться от жуткого военного опыта, от года, проведенного в воюющей армии, от пятидесяти дней в окопах. С ноября по февраль 1928 года он публикуется с продолжениями в газете. С каждым номером газеты, в которой роман "На Западном фронте без перемен" печатался ровно месяц, его имя становилось все популярнее, и едва издательство "Пропилеенферлаг" успело опубликовать сообщение о предстоящем выходе в свет книжного издания романа, как читающая Германия откликнулась на него тысячами заявок. 31 января 1929 года роман вышел отдельным изданием и имел необычайный успех. Ежедневно раскупалось до 20 тысяч экземпляров. А к концу года количество распроданных экземпляров почти достигло полутора миллионов.

Завершающим этапом исследовательской работы является подготовка к сочинению – исследованию, которое будет опубликовано в школьном сборнике. Идея сочинения – духовно-нравственная составляющая романа, преодоление человечеством братоубийственных войн, идея любви и дружбы между народами, что является подтекстом всего романа. Для этого потребуется проследить путь главного героя Пауля Боймера: как из солдата он снова превращается в человека, как в нем возрождаются такие важные человеческие составляющие, как сострадание, переживание, любовь, сочувствие и др.

Возможны некоторые задания исследовательского характера, связанные с изучением сюжета и композиции: выяснить, какую роль в романе играют символические образы (ботинки, лошадь, дорога и др.), какое значение в его композиции имеет сопоставление красок, пейзажные зарисовки, смысл заглавия романа.

Задания такого рода интересны учащимся, так как они приходят к выводу, что у героев Ремарка происходит эволюция духовно-нравственных приоритетов, автор размышляет о месте человека в мире.