Исследование различных форм поэзии по произведениям современных авторов города к 30-летию поэтического клуба «У Сербского» (из опыта работы по организации проектной деятельности обучающихся)

Разделы: Литература, Краеведение, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: проектная деятельность


Юбилей - дело серьёзное!

Школа реальных дел (ШРД) - это модель организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся через работу с конкретными ситуациями (кейсами), которые предлагают реальные работодатели из разных секторов экономики, организаций науки и культуры, органов местного управления. Выбрав для участия в муниципальном конкурсе проектов и прикладных исследований ШРД кейс №7, подготовленный Библиотекой русской поэзии XX века имени В.С.Сербского, команда МБОУ «Гимназия №1 им. А.А.Иноземцева» в составе: Кузнецова Алина, Пигарева Варвара, Фролова Мария, Черемных Дарья - в преддверии 30-летия поэтического клуба «У Сербского» познакомилась с историей Библиотеки русской поэзии XX века имени В.С.Сербского и членами поэтического клуба при библиотеке». Ребята провели исследование в двух направлениях: В чём уникальность созданного В.С.Сербским поэтического клуба? Какие формы поэзии используют члены поэтического клуба «У Сербского»?

Гимназисты познакомились с творчеством братских поэтов, их предъюбилейными анкетами, приняли участие в городских мероприятиях с участием членов поэтического клуба «У Сербского», посетили выставку художника и поэта В.М.Цеберябова и пришли к выводу, что всех членов поэтического клуба объединяет любовь к поэзии, они чтят традиции клуба, заложенные первыми участниками во главе с В.С.Сербским. На встречах царит атмосфера творчества, взаимопонимания. По мнению членов клуба, для них он стал вторым домом, он «необходимый, гостеприимный, дружный, творческий, профессиональный, единственный, дискуссионный, приносящий радость общения, вдохновляющий…». Среди традиций клуба отмечают интересные встречи по вторникам, стихи по кругу, чаепитие, правило «не нападать на новичков», презентации книг, творческие встречи и конкурсы. Пожелания СО-перникам к юбилею от членов поэтического клуба «У Сербского»:

Быть всем здоровыми,
жить повнимательней,
в звёздное небо смотреть -
обязательно! Или не в звёздное. В небо. Любое.
Главное - делать всё это с любовью…
(Т.Безридная)

Когда скрежещут страсти века,
Прочтите нам последний станс,
Чтобы в душе у человека
Звучал не только диссонанс.
(М.Орлов)

Верить в себя.
Себя веселить.
Верить в других.
Принять дух их.
(В.Экспресс)

Уже по этим поэтическим строчкам можно увидеть индивидуальность творческой манеры авторов, но они едины в любви к поэзии, А.С.Пушкину, В.С.Сербскому, родному русскому слову:

«Друзья мои! Что я сказать могу?
Мы разные по стилю и манере,
И всё ж едины - в это твёрдо верю -
В любви своей к родному языку.
(И.Лебедева)

Более подробно о поэтическом клубе «У Сербского» ребята рассказали в видеоролике, размещённом на сайте Библиотеки русской поэзии 20 века имени В.С. Сербского.

О многообразии поэтических форм, жанров и приёмов

Далее с интересом стали собирать материал о различных формах поэзии, которые наряду с традиционными классическими формами современные поэты используют в своём творчестве. Из многообразия поэтических форм отметили такие, как акростих, сонет, катрен, синквейн, тавтограмма, палиндром, моностих, верлибр, танкетка и др. Интерес вызвали работы, посвящённые развитию хокку в XXI в. Удивило существование в современной поэзии псевдохокку, палиндромных хокку и др. Филологи пишут о тяготении современных авторов к крупным формам: поэмам, книгам стихотворений как единому макротексту, циклизации стихов, причём, авторов интересует циклизация жанровых форм, дающих возможность продемонстрировать владение поэтической техникой письма.

Кроме того, поэты вновь проявляют интерес к такой форме, как поэза, появившейся в поэзии Серебряного века и ставшей «визитной карточкой» Игоря Северянина. Но если раньше авторы за основу брали звучание, красивость, заумность (заумь), то современные поэты переосмыслили опыт предшественников. В произведении «Поэза смысла» В.Ю. Соколов об этом написал так:

Поэза - дочь Поэзии…
Она -
суть века XXI-ого, с присущим
набором:
краткость,
чёткость,
смысл…

Поисковики, нейросети и другие способы создания текстов

Современные поэты используют и более смелые формы: видео- и аудиопоэзию, цифровую, визуальную, экспериментальную (комбинаторную) поэзию, стараются использовать в творчестве все возможности технологического развития (поисковики, нейросети, автозамены и другие способы создания текстов). Так формируются новые жанры и формы, например, найденная поэзия (found poetry) - произведение, созданное путём заимствования слов, фраз, отрывков текста из уже существующих источников), поэзия Т9 (стихотворения, написанные с помощью слов, которые предлагает автозамена на телефоне).

На презентации третьего сборника произведений братских авторов «Живое слово Братска» В.В.Монахов удивил присутствующих, прочитав стихотворение о Братске, написанное искусственным интеллектом (ИИ). Мы тоже задали вопрос ИИ о современных формах поэзии и получили ответ: «Современные поэты используют широкий спектр поэтических форм и жанров, включая: Свободные стихи: это форма поэзии, которая не соответствует традиционным структурам стихотворения, таким как метр, рифма и размер. В свободных стихах поэт имеет большую свободу выражения и может использовать любую форму и стиль, чтобы передать свои мысли и чувства». (Орфография и пунктуация сохранены).

Современная поэзия, действительно, развивается по всем направлениям. Ведется активная работа с языком, создаются новые формы. Исследователи отмечают и другие важные процессы в изменении стиха конца XX - начала XXI века: изменения в ритмике и метрике, в строфической организации; взаимодействие стиха и прозы; экспериментальные стихотворные техники.

Знакомство с поэтическим клубом: от теории к практике

Какие же из этих форм используют члены поэтического клуба «У Сербского»?

Познакомившись с творчеством поэтов на материале коллективных сборников, литературного альманаха «Приморская, 49» (4 выпуска), авторских сборников, материалов и публикаций в интернете, мы отметили, что большинство членов клуба отдают предпочтение традиционному рифмованному стиху, хотя не исключают экспериментов в будущем.

Многие пишут или писали сонеты, но особенно преуспел в этой твёрдой форме Б.С.Сальников. Его излюбленной формой стал изысканный сонет. В творческом наследии поэта 11 венков сонетов, а также опыт успешного участия в конкурсе «Книжного обозрения» на лучший подстрочный перевод сонетов Шекспира. Кроме того, Е.Попова, член Союза писателей России, один из составителей литературного альманаха «Приморская, 49», участница творческих встреч в клубе «У Сербского», в 2020г. издала книгу «Свобода воображения» (семь венков неклассических сонетов). В выпуске №2 альманаха «Приморская, 49» за 2020г. опубликован венок сонетов В.Цеберябова «Бежит дорога вдаль витой пропажей».

Периодически в публикациях членов клуба встречаются стихотворения, написанные по определённой цитате (члены клуба получали домашнее задание - написать стихотворение по заданной строке). Таких стихотворений немало у Н.Н.Чупиной, со-ПЕРники вспоминают, что Нелли Николаевна добросовестнее всех относилась к таким творческим заданиям.

Можно отметить стихотворения, циклы и даже книги стихотворений, связанные с увлечением авторов или их профессиональной деятельностью: «Этюды» М.Орлова, книги Е.Вахрушевой «Сама наплела», «Вязание пёстрого клубка», стихотворения художников О.Корепановой (стремление объединить звук, цвет, визуальную форму стихотворения), В.Цеберябова (глубокая связь мировоззрения художника, мыслителя и поэта с его творчеством: картинами художественной выставки «Под крыльями бытия» и философской лирикой).

В творческой мастерской братских поэтов

В кратком обзоре творчества поэтов клуба прежде всего хочется сказать о наследии В.С.Сербского, члена Союза Российских писателй с 1996г., и его главной книге жизни «Беседы с портретами родителей», написанной нерифмованным стихом. Это целый поэтический цикл бесед с родителями, каждая из которых сгусток боли и скорби. По словам В.С.Сербского, «стихи странные - по форме, вроде бы, белые, по сути, по накопившейся в них печали и тоске - чёрные»:

…Только пенсионером, познакомившись
С вашими «делами» в КГБ,
Открыл, что моя биография -
Это сплошная география.
Прежде всего - тюрьмы:
Курская, Воронежская, Бутырская
(В самой столице нашей Родины -
Москве!) -
Там ты сберегла меня в себе,
Мама…
(Уроки географии)

Книга «Беседы с портретами родителей» переиздавалась 4 раза. Всего поэт написал более десяти книг рифмованных и нерифмованных стихов.

Как многие поэты XX в., Виктор Соломонович проявлял интерес к палиндромам. «Палиндромы вокруг нас, - говорил он. - Надо только внимательнее присмотреться к окружающей действительности», - писал о нём в одной из своих статей в «Восточно-Сибирской правде» В.В.Монахов. В Москве в 2000 г. вышла «Антология русского палиндрома» Владимира Рыбинского, в составе 85 авторов книги - двое братчан: Виктор Сербский и Владимир Громов. В.С.Сербский выпустил даже палиндромическую поэму «На море роман», которая получила признание среди ценителей палиндрома. Писал палиндромы и Карл Соприцкий.

О СОБАКЕ

Лазил дог, упал -
Лапу год лизал.
(Карл Соприцкий)

Атака заката.
А дама - тамада.
Нота нежен, не женат он.
Тане! Женат.
(Виктор Сербский)

Я рад, Еве даря
Розу или узор.
А буду нежен у дуба...
О, не лезь: зелено!
(Владимир Громов)

Интересный палиндром мы нашли у Максима Орлова:

А меня? А рая? Нема?

В.В.Монахов, руководитель Иркутского отделения Союза литераторов России, в своём творчестве использует практически все поэтические формы. Ещё в 1997 г. известный поэт А.В.Преловский писал о братском поэте: «… его обращение к верлибру и вообще к свободному от рифмы стиху убеждает меня, что именно в этом жанре ему суждено раскрыться наиболее полно и самобытно». Правоту поэта доказывает всё творчество В.В.Монахова, верлибр занимает достойное место в творчестве поэта. Издана авторская книга верлибров «Второе пришествие бытия». Недавно в Иркутске вышла уникальная поэтическая книга «Свободные стихи. Антология иркутского верлибра», под обложкой которой собраны верлибры 21 автора из Иркутска и Иркутской области. В книгу вошли произведения братских поэтов Владимира Монахова и Татьяны Безридной. Приведём пример верлибра В. Монахова:

Чучело

Часы - чучело вечности,
по стрелкам которых
мы никогда не узнаем,
сколько осталось
будущего у Бога.
И потому
в одиночной камере бытия
мы перестукиваемся со временем.
Я - сердцем.
Оно - часовым механизмом
у пульса на моей руке.

А ещё нас заинтересовал верлибр, составленный из цитат другого автора:

* * *

Верлибр состоит из цитат романа «Волхв» Джона Фаулза

Свидетельствую:
по недосмотру времени
поэт научился притормаживать
сильные впечатления и
чувствовать себя правым
пред историей. Хотя
любящие и любимые возжелали,
чтобы поэт ощущал себя
одновременно распятым и
шагающим крестным ходом.
Тогда он отверг то, что
ненавидел, но не встретив
объекта любви - сделал вид,
что ничто в мире любви
не заслуживает.
- И правильно! В безнравственности -
нравственное превосходство поэта! -
убеждал окружающих английский
романист Джон Фаулз.
И никто ему не возразил!

«Поэзии В.Монахова свойственна авангардистская, парадоксальная манера. Он пишет афоризмы, лирико-философские эссе, стихопрозу, короткий рассказ. Увлечен японской хайку. Написал около одной тысячи трехстиший, которые называет поБАСЕнки или 3-х: ТИШИ-я. В 1998 году стал дипломантом конкурса русского хайку, который проводили «АиФ» и посольство Японии в России», - написано в информации о поэте на сайте Дома литераторов (г. Иркутск).

К этому можно добавить такую современную форму поэзии, как танкетка (твёрдая форма, стихотворение (не более 5 слов) из 6 слогов, разбитых на 2 строки, либо по 3, либо 2 в первой, 4 во второй; знаки препинания в танкетках запрещены). В литературно-художественном журнале «Дети Ра» №6 (20), 2006 опубликована Золотая коллекция танкеток, в которую включены более 20 танкеток братского поэта В. Монахова (например: подсел // на тишину, птиц полон // рот двора).

В «Живом журнале» (livejournal.com) опубликованы «Мои 3-х: ТИШИ-я на русском, японском и английском языках» В. Монахова.

***

Дочка на лавочке
Забыла варежки…
Дети торопят весну!

***
My daughter
Forgot her mittens on the bench …
Children precipitate spring!

私の娘

ベンチにミトンを忘れた…

子供たちは春を早める!

В апреле 2023г. Владимир Васильевич стал лауреатом Всероссийского поэтического конкурса экспериментальной (комбинаторной) поэзии «СТИХОШЕСТВИЕ».

В новом выпуске сборника произведений братских авторов «Живое слово Братска» опубликованы произведения В.В.Монахова, которые он сам назвал в одной из публикаций «любимыми поэзами». Если вернуться к определению поэзы в 21в., данному В.Ю.Соколовым, произведения В.Монахова, действительно, отвечают основным требованиям современной поэзы: краткость, точность, смысл.

Нельзя обойти вниманием и катрены известного братского поэта и журналиста Вадима Скворцова, которыми написана книга «Посвящения». Приведём здесь стихотворение, посвящённое братскому поэту Никите Ноянову, размещённое на сайте «Стихи.ру»:

Дорога к звёздам всем открыта,
И всем доступен солнца свет.
Я рад, что в Братске есть Никита -
Богом отмеченный поэт.

Кроме того, «иллюстрированные» катрены поэта на разные темы размещаются в сети Интернет, сопровождаемые портретами, иллюстрациями специально подобранных картин, которые вместе с катренами составляют единый образ, выражают определённые эмоции, идею. Поэтому мы считаем, что такую креативную форму поэзии можно отнести к формам визуальной поэзии:

МУЗЫКА ДУШИ

Добрым делом день свой заверши,
Будь перед собой за всё в ответе.
Доброта - есть музыка души,
Нет её прекраснее на свете.

https://vk.com/feed?section=search&q=%23%D0%92%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%A1%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%BE%D0%B2">#ВадимСкворцов; https://vk.com/feed?section=search&q=%23%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA">#Братск; https://vk.com/feed?section=search&q=%23%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%8B">#катрены; https://vk.com/feed?section=search&q=%23%D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%9B%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%A0%D1%8D%D0%B9">#ХудожникЛизаРэй

Т.Н.Безридная, член Союза российских писателей, выпускница Литературного института имени М.Горького, пишет традиционные рифмованные стихи, верлибры, мастерски использует такие приёмы, как анжамбеман, «оборванная рифма» и др. Стихотворение из сборника Татьяны Безридной «Человек-свеча»:

Июль. Жара. Свернула в тень,
иду по кромке тротуара.
Какой невероятный день -
всё не кончается! Мой старый

блокнот почти заполнен весь
словами, пьяными от ветра…
Какое счастье - жить вот здесь,
наматывая километры

прогулок пеших над водой,
поющей ровно и беспечно!
Жизнь не кончается со мной,
она теперь пребудет вечно,

как мир, что зноем напоён,
шуршит, блестит, стрекочет,
свищет,
ныряет тенью в окоём
и оправдания не ищет

для свиста, щебета, возни
в листке, лепечущей как будто
под ветром ласковым…
Возьми,
не разбирая нетто-брутто,

своё «сейчас»! Живи взахлёб
пока отпущено без счёта,
пока не кажется полёт
невероятным для полёта!

В книге Т.Безридной «Магия бла-бла-бла» тщательно продуманы подборка стихов, последовательность их расположения, рубрики, что характерно не для обычного сборника стихов, а для книги стихотворений как сложного художественного единства с определённой авторской концепцией.

Г.М.Кравец, известный братский поэт, член клуба «У Сербского», руководитель городского детского творческого объединения «Карамбулька», пишет и прекрасные рифмованные стихи, и верлибры, и белые стихи, и хокку. Приведём в качестве примера необычной и довольно сложной поэтической формы тавтограмму Галины Максовны:

Сорока - смелая соседка,
Сородичей своих смешит.
Сурово спят сосулек слепки,
Соленых слёз сочится стыд.

Сон сотворил сиянье света,
Сверкает солнцем синева.
Скрывая старые секреты,
Снежинками снуют слова.

Стихотворения В.Экспресса отличаются лаконизмом, философским подтекстом, некоторые из них можно отнести к авангардной поэзии, у поэта встречаются и стихотворения с отсутствующей пунктуацией (значимое отсутствие как приём).

В интересных и глубоких по содержанию стихотворениях Е.В.Вахрушевой мы отметили умение использовать различные виды рифмовки - от традиционных, до диссонансной и холостой рифм. В качестве примера можно привести её стихотворения «А новоселы с улицы соседней…» и «Человечек на песке…»:

Человечек на песке
Ходит с удочкой в руке,
И соломенная шляпа
Отражается в реке…

Соблазняя окуньков,
Под серебряный покров
Опускает ножки краба,
А не пошлых червяков.

Но не ловится обед,
Интереса в рыбе нет,
И участвовать не хочет
Даже в собственной судьбе.

Как поникшие цветы,
Как кувшин без пустоты,
Как бутылочная тыква,
Залетевшая в кусты.

В результате проведённого исследования мы познакомились с членами поэтического клуба «У Сербского», их творчеством и убедились в том, что это уникальный поэтический клуб с богатой историей и славными традициями, где собираются, по словам В.Скворцова, «одержимые поэзией» люди, среди которых одни предпочитают традиционные классические формы, другие тяготеют к свободным формам стиха, любят экспериментировать. С участием членов поэтического клуба в Библиотеке русской поэзии XX века имени В.С.Сербского проводится очень много интересных мероприятий для детей и взрослых, прививается любовь к поэзии, творчеству, родному языку.

Список использованных источников

  1. Орлицкий Ю.Б. Стихосложение новейшей русской поэзии. - М.: Издательский Дом ЯСК, 2020. - 1016 с.: ил. - (Studia philologica.)
  2. Попова Е. Свобода воображения: семь венков неклассических сонетов / Е.Попова. - Братск: «Полиграф», 2020. - 80 с.
  3. Приморская, 49. В гостях у Сербского: 25-летию поэтического клуба «У Сербского»: сборник / группа авторов; сост.: Т.Безридная [и др.]. - Братск: Полиграф, 2018. - 160с.
  4. Приморская, 49. Альманах №2 Иркутского отделения Союза литераторов России: сборник / группа авторов; сост.: В.Монахов, Е.Попова]. - Вып. №2. - Братск: Полиграф, 2020. - 184с.
  5. Приморская, 49. Альманах №3 Иркутского отделения Союза литераторов России: сборник / группа авторов; сост.: В.Монахов, Е.Попова]. - Вып. №3. - Братск: Полиграф, 2021. - 168с.
  6. Приморская, 49. Альманах №4 Иркутского отделения Союза литераторов России: сборник / группа авторов; сост.: В.Монахов, Е.Попова]. - Вып. №4. - Братск: Полиграф, 2022. - 148с.
  7. Сборник произведений братских авторов «Живое слово Братска». Выпуск 3. - Братск: Братская городская типография, 2022. - 348с.
  8. Безридная Татьяна. Магия бла-бла-бла: стихотворения. / Т.Н.Безридная
  9. Монахов В. 88 лет со дня рождения А.В.Преловского - Неоконченные записки о поэте. [Электронный ресурс] //
    URL: https://vvm1955.livejournal.com/2415957.html?ysclid=lb4qs59zgd880307466 (дата обращения: 24.12.2022).
  10. Монахов Владимир Васильевич. Дом литераторов. Раздел: Писатели, Союз Российских писателей, 01.04.2022. - [Электронный ресурс] //
    URL: http://dom-lit.ru/?p=6700 (дата обращения: 20.11.2022)
  11. Монахов В. Мои 3-х:ТИШИ-я на японском и английском. - [Электронный ресурс] //
    URL: https://vvm1955.livejournal.com/2864301.html?ysclid=ledw9xun9b681341868
  12. (дата обращения: 20.02.2022)
  13. Монахов В. Живое слово Братска - новый альманах. - [Электронный ресурс] // URL: https://proza.ru/2023/03/14/147 (дата обращения: 20.03.2022)
  14. Скворцов В. Катрены. - [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/al_feed.php?section=search&q=%23ВадимСкворцов(дата обращения: 20.02.2022)
  15. Словарь поэтических форм. - [Электронный ресурс] // URL: https://www.liveinternet.ru/users/light296/post477894502/ (дата обращения: 20.01.2022)
  16. «Хокку в 21 веке». - [Электронный ресурс] // URL: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/10/07/issledovatelskaya-rabota-khokku-v-21-veke (дата обращения: 12.03.2022)