"Испытание на истинную человечность" (По рассказу К.Паустовского "Телеграмма")

Разделы: Литература


ЦЕЛИ:

  • формировать умение анализировать художественное произведение,
  • развиватьречь и мышление, развивать творческие способности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  • рисунки к рассказу, “телеграмма” со словами Тихона из рассказа,
  • фотографии матерей, грамзапись “Осенней прелюдии” П.Чайковского,
  • “Песня Сольвейг” Грига

ЭПИГРАФ:

Человек должен жить в сфере добра, эта сфера добра создастся им самим.

Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, памяти на добро.

ХОД УРОКА

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

У нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Мы с вами прочитали рассказ К.Г. Паустовского “Телеграмма”. Поделитесь своими чувствами, (ученики делятся своими впечатлениями). Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.

ВОПРОСЫ.

  • Выделите главную проблему (отношение дочери и матери, отношение людей друг к другу)
  • Как вы понимаете библейскую заповедь: “Почитай отца и мать свою” (ребята высказывают своё мнение).
  • Прочитайте эпиграф. Как вы поняли, что такое сфера добра? (ребята составляют опору).

  • А наша героиня, Настя, живёт в сфере добра? А почему?
  • Как могло случиться, что, заботясь о скульпторе Тимофееве, проявляет невнимание к матери? (высказывания учеников)

Мы сегодня рассматриваем самый сложный инструмент - душу человека. На примере Насти мы увидели, что человек может жить в сфере добра, а может находиться и вне этой сферы.

  • А что такое душа? Какие свойства души вы знаете?

РАБОТА СО СЛОВАРЁМ.

Илья Шевелев сказал: “Милосердие - это активная доброта”

Мы попытались разобраться со сферой добра. А что такое активная доброта?

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Активная доброта – это…

ВОПРОСЫ.

  • Совместимы ли понятия добро и жалость?
  • А должно ли быть чувство жалости к маме?
  • О каком герое К.Паустовский пишет: “… хлопотал от жалости”. (сторож Тихон)
  • Прочитайте текст телеграммы. (от Тихона)
  • Почему Катерина Петровна не поверила, что это телеграмма Насти? (Всегда любящая дочь)

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

А если бы Настя послала телеграмму, какой бы был текст этой телеграммы? При сложившейся ситуации напишите свой текст телеграммы.

ВОПРОСЫ.

  1. Какие ещё герои наделены активной добротой? (Манюшка, учительница. Они занимают в жизни Катерины Петровны то место, которое должна занимать её дочь).
  2. Ребята приходят к выводу, что в этих людях совмещены чувства, дела. память. Заменяют ли эти добрые люди Настю? (Нет, только сыновняя и дочерняя любовь способна творить чудеса).

РАБОТА НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СЛОВОМ.

К.Паустовского называют мастером художественной детали.

  • Назовите детали, усиливающие одиночество матери. (Старое дерено, холодная, мокрая ветка, облетевший лист, озябший шершавый ствол, ночник вздрагивал, предметы в доме)

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Придумайте художественные детали, усиливающие одиночество матерей.

ВОПРОСЫ.

  • Осуждает ли мать дочь за своё одиночество? Найдите подтверждение. (Нет)
  • Осуждаете ли вы Настю?
  • А кто ещё осуждает Настю? (Автор. Зачитываются подтверждения из текста.)
  • Образ Катерины Петровны. Расскажите о ней.
  • Найдите эпитеты, которые относятся к образу Катерины Петровны (Дряхлая; брошенная всеми старушка; бледная, маленькая, одинокая)
  • Сочетаются ли эти эпитеты со словом МАМА?

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

  • Подберите эпитеты, сравнения, которые должны стоять рядом со словом МАМА. (Заранее ребята обращались к произведениям известных писателей, поэтов которые помогут в работе.)
  • Прочитайте собственные “находки”

ВОПРОСЫ.

  • Ну а теперь обратим внимание на художественные детали, доказывающие, что душа глуха. (Рыжий кожаный радикюль, письмо от матери в сумочке, ящик письменного стола, жестяная пустота почтового ящика)
  • Можно ли решить проблему взаимоотношений в жизни? Решает ли эту проблему К.Паустовский в своём рассказе? (Проблема решаема Паустовский нам посылает телеграмму. Телеграмма - это предостережение нам, предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Напишите текст телеграммы человеку, который оказался в положении Насти.

Звучит музыка П.Чайковского.

Перед уроком ребята писали письма-покаяния “Поступок, за который я себя осуждаю”. (Письмо маме). (Если в классе доброжелательные отношения, то ребята зачитывают строки из своих сочинений.)

Приведу некоторые строки:

  • Поступок лежит черным камнем на моей памяти, часто омрачая мои мысли, убивая радость;
  • Меня грызет мысль: что тогда чувствовала мама?
  • Не совершайте моей ошибки, не обижайте маму;
  • Самое страшное на Земле - потерять доверие мамы;
  • Мама - это начало тебя, корень сына или дочери;
  • Давайте будем такими, какими нас хочет видеть мама;

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Пусть ваши раскаяния будут вовремя.

Я не случайно вас попросила принести фотографии Ваших мам. Хотелось, чтобы мамы были соучастниками нашего разговора. Хотелось, чтоб глаза Ваших мам вдохновляли Вас.

Я думаю, разговор сегодня получился. У Вас есть большое желание стать настоящими людьми, готовность пройти самое главное испытание - испытание на истинную человечность. Любовь к маме.

  • Звучит классическая музыка.
  • На этот урок я пригласила свою маму.
  • Звучит музыка Грига.
  • Я бы тоже хотела покаяться, что немало горьких минут доставляла своей маме.

Но рассказ К.Паустовского растревожил и мне душу.

Когда-то, лет 25 назад, я посвятила стихотворение своей маме.

(Чтение стихотворения учителем)

Накануне (по желанию) ребята пробовали сочинить свои строки о маме.Каково же было моё удивление, когда все ученики сочинили стихи о своей маме.

Приведу отрывки этих стихотворений,

Мама - самый лучший друг,
Она в беде всегда поможет,
Поймёт, когда полюбишь вдруг,
Поймёт, когда никто другой понять не может.

Морщинки разбегаются лучами,
А волос с каждым годом всё белей..
Прости меня, ведь я не думал, мама,
Что от моих потерь тебе больней.
Те руки, что бессонными ночами
Меня качали, сидя у огня,
Я окроплю сыновними слезами,
О сколько их ты, мама, пролила.
Моя родная, милая до боли,
Люблю тебя, и нежность не тая,
Я не желал бы людям лучшей доли,
Когда бы вечно рядом ты была.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Я хочу, чтобы в Вашей жизни никогда не было телеграмм-предостережений, чтобы Вы никогда не забывали о Маме.

Настя не смогла быть вовремя благодарной. Не повторяйте ее ошибок. Если даже сердце очерствело, дайте маме капельку добра.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Эти сочинения - покаяния предназначались не мне. Пусть Ваши строки не будут запоздалыми. Подарите сочинения и стихи своей маме И помните: “Пока паши мамы живы, мы остаёмся детьми”,