Презентация. Слайд 1.
Развитие детей в школе так или иначе связано с интенсификацией образовательного процесса, в том числе с внедрением инноваций. В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии, одна из них – технология блочно-модульного обучения.
Слайд 2.
Блочно-модульная технология соединила в себе преимущества блочной и модульной педагогических технологий. Эта технология опирается на принципы модульности (то есть динамичности, гибкости, оперативности), развития личности, мотивации, проблемного обучения, реализации обратной связи.
Модульное обучение и его элементы я использую на уроках русского языка. Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознано и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Ученик находится постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении это достигается путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава.
Важным условием перехода на модульное обучение считаю умение школьников работать самостоятельно. Только в этом случае модульные уроки будут проходить эффективно. Поэтому в своей работе использую элементы модульной технологии при изучении отдельных тем школьного курса, формируя у них тем самым навыки самостоятельной работы.
Ребята учатся самоорганизации и самоконтролю, учатся общаться и помогать друг
другу. Эффективность обучения будет намного выше, если ученик сможет овладевать
знаниями сам, а учитель управлять этим процессом – мотивировать, организовывать,
консультировать, контролировать. Мотивация обучения повышает интерес к предмету.
Очень многое модульное обучение использует из программированного обучения. Это,
во-первых, планирование действия каждого ученика, во-вторых, опора на активность
и самостоятельность действий, в-третьих, учет индивидуализированного темпа
обучения и, в-четвертых, постоянное подкрепление, которое осуществляется путем
сличения (сверки) хода и результата деятельности, самоконтроля и взаимоконтроль.
В качестве основы выделяется учебный модуль, который включает в себя законченный
блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной ее
реализации. Учебный материал разделен на тематические блоки, каждый тематический
блок укладывается в жесткие временные рамки занятия. Для лучшего усвоения
содержания тематического блока учитель следует этапам жесткой структуры
модульного занятия: повторение, восприятие нового, осмысление, закрепление
изученного, контроль. Каждый этап начинается с целевой установки и указания
системы действий; заканчивается каждый этап урока контролем, позволяющим
установить успешность обучения.
При помощи модулей учитель управляет процессом обучения. На самом учебном
занятии роль учителя заключается в формировании положительной мотивации ученика,
в организации, координации, консультировании, контроле.
При блочно-модульной технологии рекомендуется использовать следующие педагогические операции (оперативные действия):
1. Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.
2. При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провести соответствующую коррекцию.
3. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это “мягкий” контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом). Текущий и промежуточный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении знаний для устранения этих пробелов непосредственно в ходе работы.
4. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля.
5. Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала, необходима доработка материала. 6. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно.
Слайд 3.
В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Ученик сам себе выставляет оценку за усвоенный материал.
Слайд 4.
Оценки накапливаются в тетради или в листе оценок, на основании которого выставляется итоговая оценка за работу над модулем.
Слайды 5, 6.
Из всех существующих форм наглядности на уроках русского языка и литературы при блочно-модульной технологии наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня наиболее эффективными оказались опорные конспекты, схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде.
Слайд 7.
Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению. В процессе работы по опорным конспектам, схемам необходимо учитывать этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы или прочесть незнакомую запись, расшифровать ее. Работа по опорным конспектам проводится в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала, а не "зазубриванию" его.
Опорная схема в отличие от конспекта предполагает выделение более узкого по объему, содержанию теоретического материала, может служить своеобразным инструментом-помощником в решении теоретических задач.
Как работаем по опорным конспектам мы с ребятами?
Учащиеся не получают конспект в готовом виде, учатся составлять его постепенно, с учетом закономерностей и последовательности под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения материала: работа с учеником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами.
После составления конспекта для формирования у учащихся умения ориентироваться в нем, проверки правильности, точности и полноты записи в качестве образца делается первичное озвучивание конспекта учителем. На дом учащиеся получают задание еще раз прочитать теоретический материал темы и разобрать его по конспекту.
Следующий урок начинается с беседы по вопросам, терминологического диктанта, индивидуальных ответов у доски, парных взаимных опросов Работа по опорному конспекту включена во все уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля и коррекции. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик многократно проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ на лингвистическую тему; эта тренировка помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся.
Слайды 8, 9.
Модульная технология позволяет использовать разнообразные формы работы на уроке русского языка, при этом серьёзное внимание уделяется самостоятельной работе учащихся и самооценке.
Применение опорных схем по литературе в значительной мере отличается от учебных конспектов и схем по русскому языку по своим целям, содержанию, оформлению. Опорные схемы могут иметь фрагментарный, эпизодический характер, охватывать отдельные проблемы, события произведения. Но чаще всего их построение связано с авторским замыслом и построением композиции, психологией раскрытия характера героя, мотивов его поведения. Например, два круга испытаний Евгения Базарова в романе "Отцы и дети", через которые можно раскрыть особенности характера, мировоззрения героя и отношения к нему автора, а следовательно, понять не только композицию, но и идею романа И.С. Тургенева.
Схемы по литературе должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.
Слайд 10.
Таким образом, урок по блочным модульным технологиям становится по-настоящему обучающим, развивающим и воспитывающим, так как для учителя становится главным не выявление уровня незнания учащихся, а формирование у них опыта управления собой в ходе учебной деятельности, в основном самостоятельной.
Блочно-модульная технология на уроках литературы в 10 классе (творчество И. С. Тургенева).
Цели и задачи модуля:
1. Познакомить с основными этапами жизненного и творческого пути писателя.
2. Провести анализ художественного своеобразия цикла рассказов “Записки
охотника”.
3. Определить положительные и отрицательные стороны русской жизни в
представлении Тургенева.
4. Дать анализ художественного и композиционного своеобразия романа “Отцы и
дети”. Определить сущность внешнего и внутреннего конфликта Базарова.
5. Помочь учащимся сформировать представление о многостороннем
подходе критиков к роману и выработать собственную оценку произведения.
6. Проверить полученные знания учащихся.
Методические рекомендации.
Прежде чем говорить об “Отцах и детях”, знакомлю учащихся с биографией И. С. Тургенева, прослеживаем, как развивалось его творчество, вспоминаем “Записки охотника” (несколько рассказов ), осознаем, каким образом от повестей Тургенев перешел к романам и чем различаются эти жанры. Следует отметить две детали: 1. Тургенев имел серьезное образование (учился в Германии, защищал диссертацию ) – он и взгляды Базарова исследует профессионально, как философ. 2.В художественном мире Тургенева любовь и природа часто жестоки по отношению к человеку, способны разрушить его счастье или жизнь.. Это имеет прямое отношение к судьбе Евгения Базарова. Разбирая роман “Отцы и дети”, помогала учащимся увидеть, что сам тип человека, человеческого поведения, мастерски воплощенный в образе Базарова, в своих коренных чертах вечен и возникает в жизни во все времена. Как пытался главный герой романа построить свои отношения с окружающим миром, решить для себя такие проблемы, как любовь, дружба, отношение к природе и искусству, какова роль подобных людей в развитии человеческого общества, почему их судьба складывается трагически – вот круг вопросов, над которыми надо поразмышлять.
И. С. Тургенев. (9ч) Жизнь и творчество. | 1 | Беседа. | Знать о личности и судьбе писателя.
Уметь делать сообщение. |
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ |
И. С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа “Отцы и дети”. | 1 | Беседа. | Знать содержание текста романа.
Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа. |
Свободная работа с текстом произведения. |
Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. | 1 | Беседа. | Знать понятие духовный конфликт,
текст.
Уметь представлять психологические портреты героев. |
Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации . |
“Отцы” и “дети” в романе “Отцы и дети” | 1 | Беседа. | Знать понятия конфликт,
идеологический конфликт, содержание текста. Уметь составлять сравнительную характеристику героев. |
Анализ эпизодов романа, сравнительная характеристика. |
Любовь в романе “Отцы и дети”. | 1 | Беседа. | Знать содержание текста, жизненную
позицию Базарова. Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью. |
Анализ эпизодов романа, сравнительная характеристика . |
Анализ эпизода “Смерть Базарова”. | 1 | Практикум. | Знать особенности анализа эпизода в
произведении.
Уметь анализ-ть эпизод. |
Анализ эпизода романа. |
Споры в критике вокруг романа “Отцы и дети”. Подготовка к сочинению. | Практикум. | Знать позиции критиков Н. Добролюбова,
Д. Писарева. Уметь представлять точки зрения критиков и автора, строить рассуждение. |
Краткий конспект. | |
Р/Р Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”. | 1 | Урок развития речи. | Знать содержание романа, споры вокруг
романа. Уметь писать сочинение на литературную тему. |
Домашнее сочинение. |
Зачётная работа по творчеству И. С. Тургенева. | 1 | Урок контроля. | Знать тексты произведений И. С. Тургенева, основные теоретико-литературные понятия. | Тест |