Исследовательская деятельность как средство метапредметного подхода в преподавании литературы

Разделы: Литература


В настоящее время во всем педагогическом мире актуальной стала задача обновления содержания образования. Современное течение жизни с ее скоростью и нескончаемым потоком информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. И если раньше содержание образования ассоциировалось с вербальным учебным материалом, то сегодня  с введением новых стандартов общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, что в широком смысле означает умение учиться.  От прежнего потребления учеником информации, выдававшейся ему преподавателем, учебником, техническими средствами обучения  происходит поворот к обучению тому, как самостоятельно добывать нужную информацию, как выражать к ней свое отношение. Поиск, понимание, умение видеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока литературы.  Специфика учебного содержания школьной дисциплины «Литература» сопряжена с осмыслением ценностей духовной, нравственной и культурной жизни народа и мира в целом.  ФГОС нового поколения  требует системно-деятельностного подхода, реализация которого в полной мере осуществляется в процессе читательской деятельности, предполагающей аналитическую, синтетическую и интерпретационную работу.  Поэтому уроки литературы должны быть направлены на активную учебно-познавательную деятельность учащихся. В связи с этим должно быть стимулирование учащихся к личностному восприятию литературы, чтобы  каждый ученик, постигая объективное содержание художественных произведений, нашел в них источник для размышлений, глубоких переживаний, источник открытия нового знания.

Все это требует альтернативных форм, методов, технологий в образовательном процессе. И исследовательская деятельность является важнейшим средством формирования метапредметных умений и навыков. Главной ее целью является не получение научных результатов, а развитие личности, приобретение учащимися практических навыков исследования как способа освоения действительности, активизация самостоятельной деятельности, направленной на приобретение новых, личностно ориентированных и значимых знаний для конкретного учащегося. «Исследовательский путь познания естественен и способствует природе человеческого мышления», – убеждает нас в своей работе «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы» М.Г. Качурин. 

Исследовательская деятельность подразумевает умение самостоятельно мыслить, анализировать, сопоставлять факты и на их основе делать собственные умозаключения. Уроки литературы должны помочь определиться ученику в современном культурном пространстве и времени. Перед исследователем открываются большие личностные возможности по самовыражению и самореализации себя как личности, а перед учителем раскрываются возможности по осознанию себя как тьютора, наставника.

Задача учителя – быть не источником знания, а проводником к открытию нового знания,  «…личностного опыта, который приобретается тогда, когда человек личностно вовлечен в деятельность, ощущая ее внутреннюю смысловую значимость. То есть эта деятельность субъективно интересна, важна. Она должна «затронуть» человека, соединиться с его переживаниями, сегодняшними проблемами, раздумьями, подтверждая или опровергая их, но в  любом случае происходит некий контакт, влияющий на личность». [ 5;11]

Исследовательская деятельность на уроке литературы начинается с создания проблемной ситуации, в которой учащимся потребуется отстаивать свое мнение, приводя в защиту аргументы, доказательства, факты; использовать способы приобретения знания и опыта, побуждающие учащихся задавать вопросы учителю, товарищам, выясняя при этом непонятное, углубляя осмысленность знаний.

В рамках уроков литературы благодатным материалом для исследовательской деятельности являются уроки литературного краеведения. ( по программе В.Я.Коровиной их можно включить в раздел «Русские поэты о Родине, родной природе и о себе»).

1 января 2015 года исполнилось 85 лет со дня рождения А.В.Жигулина. Это наш воронежский поэт. Анализируя его стихи, дети изучают историю и географию своего края. А любовь к своей стране и начинается с любви к своей малой родине.

«Воронеж!.. Родина. Любовь,
Все это здесь соединилось», –

пишет в 1966 году Анатолий Владимирович Жигулин.

Два места в Воронежской области можно назвать родиной поэта: село Подгорное, где прошло детство Жигулина,  и Воронеж, где он родился и жил. В автобиографической повести «Черные камни» Анатолий Владимирович пишет о себе: «…Село Подгороное, по существу, – главная моя родина. В Воронеже меня  крестили, но не в церкви, а на дому. Из Петропавловской церкви приглашали священника…. Грудным меня увезли в Подгорное, там отец работал уже начальником почты». [ 3; 7]

В 1937 году семья переехала в Воронеж. Здесь Жигулин живет в доме деда, потомка поэта-декабриста Раевского, на улице Лассаля (сейчас это ул. Ольминского). В Воронеже подросток встречает войну. За 1941-1942  учебный год Жигулин учился в 6-7 разных школах.  В июне 1942 года фронт был в километрах 220-250 от Воронежа.  2 июля 1942 года Анатолия и его младшего брата Славу мама отправила в детский санаторий в Чертовицком.  Дня через два-три немцы прорвали фронт. Город зверски бомбили. В считанные часы немецкие танковые части прошли 200 км и ворвались в Воронеж. Анатолий с братом пытались пойти в горящий Воронеж. Днями и ночами , лесными дорогами вместе с небольшой группой детей и взрослых пробирались они домой: Старое Животинное, кордон Песчаный, станция Углянец, река Усмань, Плотовской и Тишинский кордоны, Верхняя Хава... Только к осени отец нашел своих сыновей в ста километрах от Воронежа в селе Анна. Вместе с отцом до освобождения Воронежа они жили в Борисоглебске. В январе 1943 года город был освобожден.

«Город был совершенно пуст и как бы прозрачен – от кирпично-розовых развалин, от белого снега» [3;14] Позднее тема родного города, детства и войны отчетливо зазвучит в творчестве Жигулина.

В 1959 году вышла первая книга стихов «Огни моего города». В 1964 году в Воронеже вышла книга стихов Жигулина «Память», вызвавшая восторженный отклик  со стороны прессы.
Воронежская тема нашла свое отражение во многих стихотворениях поэта: «Встреча с Воронежем», «На Острожном бугре», «Предок», «О, Родина! В неярком блеске…», «Приехала мать из Воронежа»,  «Больше многих других потрясений» и др. 

Анализ художественного текста дает нам представление не только о изобразительно-выразительных средствах языка, которые использует автор, но и раскрывает тайны исторических событий, на основе которых было создано произведение. Выясним, какие исторические факты легли в основу стихотворения «Предок». Для этого нам надо ответить на ряд вопросов.

А.Жигулин

Предок

Дабы пресечь татарских орд свирепость,
Святую Русь от нехристей сберечь,
Царь повелел рубить на взгорье крепость
И оную Воронежем наречь.

Пригнали с войском крепостных людишек.
Был воевода царский лют и строг.
Он указал дубы валить повыше
И ладить перво-наперво острог.

Запахло дымом у песчаной кручи.
Был край неведом и зело суров.
Сушили люди мокрые онучи
И что-то грустно пели у костров.

И среди них,неволею ссутулен,
Тяжелой цепью скованный навек,
Был беглый крепостной Иван Жигуля –
Упрямый, непокорный человек.

Он жег хоромы, слуг царевых резал,
Озоровал с людишками в ночи.
За то на дыбе жгли его железом
И батожьем стегали палачи...

Он рвы копал и частоколы ставил.
А коль вдали набат звучал как стон,
Он шел на смерть,
На звон татарских сабель,
Грудь осени размашисто крестом!..

Неведомо, где голову сложил он –
На плахе ль, в битве ль за немилый кров...
Но слышу я:в моих упругих жилах
Стучит его бунтующая кровь!

1959г.

[2;67]

Словарная работа

 

Татарские орды
Нехристи

 

 

Воевода
острог


Зело
Онучи

 

 

 

 

Дыба

 

Набат
Частокол

 

(см. Приложение)

Вопросы к тексту

 

Были ли татарские набеги на Воронеж?
Какой царь основал Воронеж?
Кто был этот царский воевода?
Что такое острог?

 

О какой песчаной круче идет речь?

 

 

 

 

 

 

О каком набате идет речь?

Обилие устаревших слов дает нам право полагать, что в этом стихотворении отражена историческая эпоха, к которой относится время основания Воронежа.

В книге В.Тихомирова «История Черной земли с древнейших времен и до основания Воронежа» говорится, что в конце XVI века для Руси большой проблемой были южные рубежи, где хозяйничали крымские и ногайские татары, промышлявшие работорговлей. Только в середине века войска крымского хана Девлет-Гирея совершили не менее 12 крупных походов на Русь. В последнем крупном походе они сожгли все посадские поселения вокруг Кремля.

Для противодействия дальнейшим походам татар царь Федор Иванович (царь и великий князь всея Руси (1584-1598гг), сын Ивана Грозного, последний из династии Рюриковичей) распорядился создать на южных границах ряд крепостей, среди которых и Воронеж.

Крепость, которая положила начало граду Воронежу, возводилась под руководством воеводы Семена Федоровича Сабурова Папина и голов Василия Григорьевича Биркина и Ивана Григорьевича Судакова Мясного.

Приток населения в Воронежский край шел в значительной степени за счет крестьян, бежавших от произвола крепостников из центральных районов страны. Воронежские помещики и монастыри не считались с запретами принимать беглых. Эти беглые крепостные (о которых  упоминает поэт) принимали участие в строительстве крепости.

Город  Воронеж строился зимой 1585-1586 гг. Воевода и помощники выбрали место недалеко от впадения реки Воронеж в Дон на высоком правом берегу, под защитой густых лесов. Священники пропели молитвы, и дело закипело.

У Жигулина  есть слова: «Был воевода царский лют и строг./ /Он указал/ Дубы валить повыше /И ладить перво-наперво  острог//»  Неужели город начинался с тюрьмы? Читаем в словаре С.И.Ожегова:

Осторг, -а, м

  1. В древнерусских княжествах и в Русском государстве 16-17 вв.: деревянное пограничное укрепление (позднее на севере укрепленный населенный пункт)
  2. То же, что тюрьма (устар.)

В одном ли значении употреблено слово «острог»? Что представляла собой крепость? На эти вопросы нет ответа в стихотворении «Предок». Но эта тема продолжена в стихотворении «На Острожном бугре».   О чем же нам хотел рассказать А.Жигулин в этом стихотворении?

А. Жигулин

На Острожном бугре

Здесь нет теперь и знака никакого,
А был острог на этом месте встарь...
Быть может, в нем сидел, цепями скован,
Мой дальний предок,
Крепостной бунтарь.

Я представляю явственно и четко
Темницу в башне,
Где томился он.
Его глазами сквозь пруты решетки
Я вижу древний город, Бастион...

Давно погасли огоньки посада,
Лишь у Ильницких кованых ворот
В глухой часовне светится лампада
Да стражник тихо ходит взад-вперед.

Шумит дубрава на бугре Острожном,
Тяжелыми ветвями шевеля.
Река фрегат качает осторожно,
Как будто сделан он из хрусталя.

Чернеет крепость на высокой круче.
И, осыпая волны серебром,
Летит луна в прозрачных редких тучах
Полупудовым пушечным ядром.

Она стремится заглянуть в бойницы...
Течет, струится синяя вода...
Как часовые у ворот темницы,
Без устали сменяются года.

На мшистых стенах заблестели пушки.
Колокола к заутрене звонят.
У церкви – нищий.
Стертые полушки,
В худую шапку падая, звенят.

Дворы, перекликаясь петухами,
Ввинтили в небо тонкие дымки.
На верфи у Чижовки
Обухами
Стучат мастеровые мужики.

А над рекою с самого рассвета
Плывут удары, тяжки и глухи.
Не знают: бьют ли сваи,
Или это
Мне слышатся Истории шаги?

1959г.

                                                                            [2;69]

 

Вопросы к тексту

 

Где начинался город?
Был ли бунт крепостных?

Какие башни были в Воронеже?

 

 

 

 

О каких воротах идет речь?

 

 

Когда было начато строительство кораблей?

 

 

 

 

 

 

Колокола каких нынешних церквей могли звонить тогда?

 

 

Как местность Чижовка связана со строительством кораблей?

(курсив – см. Прил.)

О том, как выглядел город в первые годы своего существования , дает представление его описание в «Дозорной книге»1615г. Крепость имела два укрепленных пояса: малый – рубленый город – и большой – острог. Внутри находились сарай для хранения оружия, погреб для военных запасов, воеводская канцелярия, 2 житницы с хлебными запасами, Благовещенская церковь. К рубленому городу с севера и с запада прилегал острог, который имел 18 глухих и 7 проезжих ворот. В остроге и за его пределами размещалось 7 слобод, в которых жили служилые люди, ремесленники, торговцы. Население города тогда составляло 6000 человек. [7; 70]

У реки под крепостью стоял Успенский монастырь (основан около 1600 г.). Затем были основаны еще два монастыря –Акатов (1620), к северу от города, и Покровский девичий (1623), на посаде. В 1682 г. город стал центром епархии.

Где же находились Ильинские ворота, о которых упоминает Жигулин?

Одна из самых старейших улиц города – Севастьяновский съезд – пролегает в Ленинском районе. Она отходит от тыльной части главного корпуса госуниверситета, огибает участок Ильинской церкви и круто уводит вниз.  До 1928 года улица именовалась Ильинским съездом, там стояла Ильинская башня городской крепости. Название башни, в свою очередь, велось от Ильинской церкви. Нарядная церковь, сооруженная в формах русского барокко в 1767-1770 годах, к счастью, уцелела до сих пор.

В 1648 году в Воронеже вспыхнуло антифеодальное восстание. Возглавил его полковой казак Герасим Кривушин. Восстание было подавлено. Вероятно, об этом событии идет речь в тексте.
Новый этап в развитии города начался с 1696 г., когда Петр I, готовясь к Азовскому походу, избрал его местом строительства военного флота. Весной на воду были спу­щены первые суда. Основные работы развернулись на островах против города, где рядом с верфями построили адмиралтейство, цейхгауз, дом Петра I.  На берегу реки появилась Немецкая слобода, а ря­дом, близ Успенской церкви, жили русские сподвижники Петра. Сам Петр I, кроме дворца на острове, имел загородную резиденцию в Чижовке.

Так, разбирая строку за строкой, перед нами встает древний город со своей славной историей.  И благодаря А. Жигулину, мы смогли услышать эти «Истории шаги».

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи. Одним словом, делает нас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Потому что  самое главное часто кроется именно в мелочах.

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Поэтому мы должны не только знать историю своей семьи, своей родины, своей страны, но и хранить ее. Хочется верить, что эта работа станет таким  источником памяти об истории Воронежа.

Использованная литература:

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008
  2. Есть город в России… Стихи о Воронеже. – В.: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2004
  3. Жигулин А.В. Черные камни: Автобиографическая повесть. – М.: Современник, 1990
  4. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. – М.: Академия, 1998
  5. Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации. –  В.: изд-во им.Е.А.Болховитинова, 2001
  6. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999
  7. Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. – В.: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1973
  8. Тихомиров В.Н. История Черной земли с древнейших времен и до основания Воронежа. – В.: Новый взгляд, 2009
  9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – 2-еизд. – М.: Просвещение, 2011.