В настоящее время во всем педагогическом мире актуальной стала задача обновления содержания образования. Современное течение жизни с ее скоростью и нескончаемым потоком информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. И если раньше содержание образования ассоциировалось с вербальным учебным материалом, то сегодня с введением новых стандартов общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, что в широком смысле означает умение учиться. От прежнего потребления учеником информации, выдававшейся ему преподавателем, учебником, техническими средствами обучения происходит поворот к обучению тому, как самостоятельно добывать нужную информацию, как выражать к ней свое отношение. Поиск, понимание, умение видеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока литературы. Специфика учебного содержания школьной дисциплины «Литература» сопряжена с осмыслением ценностей духовной, нравственной и культурной жизни народа и мира в целом. ФГОС нового поколения требует системно-деятельностного подхода, реализация которого в полной мере осуществляется в процессе читательской деятельности, предполагающей аналитическую, синтетическую и интерпретационную работу. Поэтому уроки литературы должны быть направлены на активную учебно-познавательную деятельность учащихся. В связи с этим должно быть стимулирование учащихся к личностному восприятию литературы, чтобы каждый ученик, постигая объективное содержание художественных произведений, нашел в них источник для размышлений, глубоких переживаний, источник открытия нового знания.
Все это требует альтернативных форм, методов, технологий в образовательном процессе. И исследовательская деятельность является важнейшим средством формирования метапредметных умений и навыков. Главной ее целью является не получение научных результатов, а развитие личности, приобретение учащимися практических навыков исследования как способа освоения действительности, активизация самостоятельной деятельности, направленной на приобретение новых, личностно ориентированных и значимых знаний для конкретного учащегося. «Исследовательский путь познания естественен и способствует природе человеческого мышления», – убеждает нас в своей работе «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы» М.Г. Качурин.
Исследовательская деятельность подразумевает умение самостоятельно мыслить, анализировать, сопоставлять факты и на их основе делать собственные умозаключения. Уроки литературы должны помочь определиться ученику в современном культурном пространстве и времени. Перед исследователем открываются большие личностные возможности по самовыражению и самореализации себя как личности, а перед учителем раскрываются возможности по осознанию себя как тьютора, наставника.
Задача учителя – быть не источником знания, а проводником к открытию нового знания, «…личностного опыта, который приобретается тогда, когда человек личностно вовлечен в деятельность, ощущая ее внутреннюю смысловую значимость. То есть эта деятельность субъективно интересна, важна. Она должна «затронуть» человека, соединиться с его переживаниями, сегодняшними проблемами, раздумьями, подтверждая или опровергая их, но в любом случае происходит некий контакт, влияющий на личность». [ 5;11]
Исследовательская деятельность на уроке литературы начинается с создания проблемной ситуации, в которой учащимся потребуется отстаивать свое мнение, приводя в защиту аргументы, доказательства, факты; использовать способы приобретения знания и опыта, побуждающие учащихся задавать вопросы учителю, товарищам, выясняя при этом непонятное, углубляя осмысленность знаний.
В рамках уроков литературы благодатным материалом для исследовательской деятельности являются уроки литературного краеведения. ( по программе В.Я.Коровиной их можно включить в раздел «Русские поэты о Родине, родной природе и о себе»).
1 января 2015 года исполнилось 85 лет со дня рождения А.В.Жигулина. Это наш воронежский поэт. Анализируя его стихи, дети изучают историю и географию своего края. А любовь к своей стране и начинается с любви к своей малой родине.
«Воронеж!.. Родина. Любовь,
Все это здесь соединилось», –
пишет в 1966 году Анатолий Владимирович Жигулин.
Два места в Воронежской области можно назвать родиной поэта: село Подгорное, где прошло детство Жигулина, и Воронеж, где он родился и жил. В автобиографической повести «Черные камни» Анатолий Владимирович пишет о себе: «…Село Подгороное, по существу, – главная моя родина. В Воронеже меня крестили, но не в церкви, а на дому. Из Петропавловской церкви приглашали священника…. Грудным меня увезли в Подгорное, там отец работал уже начальником почты». [ 3; 7]
В 1937 году семья переехала в Воронеж. Здесь Жигулин живет в доме деда, потомка поэта-декабриста Раевского, на улице Лассаля (сейчас это ул. Ольминского). В Воронеже подросток встречает войну. За 1941-1942 учебный год Жигулин учился в 6-7 разных школах. В июне 1942 года фронт был в километрах 220-250 от Воронежа. 2 июля 1942 года Анатолия и его младшего брата Славу мама отправила в детский санаторий в Чертовицком. Дня через два-три немцы прорвали фронт. Город зверски бомбили. В считанные часы немецкие танковые части прошли 200 км и ворвались в Воронеж. Анатолий с братом пытались пойти в горящий Воронеж. Днями и ночами , лесными дорогами вместе с небольшой группой детей и взрослых пробирались они домой: Старое Животинное, кордон Песчаный, станция Углянец, река Усмань, Плотовской и Тишинский кордоны, Верхняя Хава... Только к осени отец нашел своих сыновей в ста километрах от Воронежа в селе Анна. Вместе с отцом до освобождения Воронежа они жили в Борисоглебске. В январе 1943 года город был освобожден.
«Город был совершенно пуст и как бы прозрачен – от кирпично-розовых развалин, от белого снега» [3;14] Позднее тема родного города, детства и войны отчетливо зазвучит в творчестве Жигулина.
В 1959 году вышла первая книга стихов «Огни моего
города». В 1964 году в Воронеже вышла книга стихов
Жигулина «Память», вызвавшая восторженный
отклик со стороны прессы.
Воронежская тема нашла свое отражение во многих
стихотворениях поэта: «Встреча с Воронежем», «На
Острожном бугре», «Предок», «О, Родина! В неярком
блеске…», «Приехала мать из Воронежа»,
«Больше многих других потрясений» и др.
Анализ художественного текста дает нам представление не только о изобразительно-выразительных средствах языка, которые использует автор, но и раскрывает тайны исторических событий, на основе которых было создано произведение. Выясним, какие исторические факты легли в основу стихотворения «Предок». Для этого нам надо ответить на ряд вопросов.
А.Жигулин Предок Дабы пресечь татарских орд свирепость, Пригнали с войском крепостных людишек. Запахло дымом у песчаной кручи. И среди них,неволею ссутулен, Он жег хоромы, слуг царевых резал, Он рвы копал и частоколы ставил. Неведомо, где голову сложил он – 1959г. [2;67] |
Словарная работа
Татарские орды
Воевода
Дыба
Набат
(см. Приложение) |
Вопросы к тексту
Были ли татарские набеги на Воронеж?
О какой песчаной круче идет речь?
О каком набате идет речь? |
Обилие устаревших слов дает нам право полагать, что в этом стихотворении отражена историческая эпоха, к которой относится время основания Воронежа.
В книге В.Тихомирова «История Черной земли с древнейших времен и до основания Воронежа» говорится, что в конце XVI века для Руси большой проблемой были южные рубежи, где хозяйничали крымские и ногайские татары, промышлявшие работорговлей. Только в середине века войска крымского хана Девлет-Гирея совершили не менее 12 крупных походов на Русь. В последнем крупном походе они сожгли все посадские поселения вокруг Кремля.
Для противодействия дальнейшим походам татар царь Федор Иванович (царь и великий князь всея Руси (1584-1598гг), сын Ивана Грозного, последний из династии Рюриковичей) распорядился создать на южных границах ряд крепостей, среди которых и Воронеж.
Крепость, которая положила начало граду Воронежу, возводилась под руководством воеводы Семена Федоровича Сабурова Папина и голов Василия Григорьевича Биркина и Ивана Григорьевича Судакова Мясного.
Приток населения в Воронежский край шел в значительной степени за счет крестьян, бежавших от произвола крепостников из центральных районов страны. Воронежские помещики и монастыри не считались с запретами принимать беглых. Эти беглые крепостные (о которых упоминает поэт) принимали участие в строительстве крепости.
Город Воронеж строился зимой 1585-1586 гг. Воевода и помощники выбрали место недалеко от впадения реки Воронеж в Дон на высоком правом берегу, под защитой густых лесов. Священники пропели молитвы, и дело закипело.
У Жигулина есть слова: «Был воевода царский лют и строг./ /Он указал/ Дубы валить повыше /И ладить перво-наперво острог//» Неужели город начинался с тюрьмы? Читаем в словаре С.И.Ожегова:
Осторг, -а, м
- В древнерусских княжествах и в Русском государстве 16-17 вв.: деревянное пограничное укрепление (позднее на севере укрепленный населенный пункт)
- То же, что тюрьма (устар.)
В одном ли значении употреблено слово «острог»? Что представляла собой крепость? На эти вопросы нет ответа в стихотворении «Предок». Но эта тема продолжена в стихотворении «На Острожном бугре». О чем же нам хотел рассказать А.Жигулин в этом стихотворении?
А. Жигулин На Острожном бугре Здесь нет теперь и знака никакого, Я представляю явственно и четко Давно погасли огоньки посада, Шумит дубрава на бугре Острожном, Чернеет крепость на высокой круче. Она стремится заглянуть в бойницы... На мшистых стенах заблестели пушки. Дворы, перекликаясь петухами, А над рекою с самого рассвета 1959г. [2;69]
|
Вопросы к тексту
Где начинался город? Какие башни были в Воронеже?
О каких воротах идет речь?
Когда было начато строительство кораблей?
Колокола каких нынешних церквей могли звонить тогда?
Как местность Чижовка связана со строительством кораблей? |
(курсив – см. Прил.)
О том, как выглядел город в первые годы своего существования , дает представление его описание в «Дозорной книге»1615г. Крепость имела два укрепленных пояса: малый – рубленый город – и большой – острог. Внутри находились сарай для хранения оружия, погреб для военных запасов, воеводская канцелярия, 2 житницы с хлебными запасами, Благовещенская церковь. К рубленому городу с севера и с запада прилегал острог, который имел 18 глухих и 7 проезжих ворот. В остроге и за его пределами размещалось 7 слобод, в которых жили служилые люди, ремесленники, торговцы. Население города тогда составляло 6000 человек. [7; 70]
У реки под крепостью стоял Успенский монастырь (основан около 1600 г.). Затем были основаны еще два монастыря –Акатов (1620), к северу от города, и Покровский девичий (1623), на посаде. В 1682 г. город стал центром епархии.
Где же находились Ильинские ворота, о которых упоминает Жигулин?
Одна из самых старейших улиц города – Севастьяновский съезд – пролегает в Ленинском районе. Она отходит от тыльной части главного корпуса госуниверситета, огибает участок Ильинской церкви и круто уводит вниз. До 1928 года улица именовалась Ильинским съездом, там стояла Ильинская башня городской крепости. Название башни, в свою очередь, велось от Ильинской церкви. Нарядная церковь, сооруженная в формах русского барокко в 1767-1770 годах, к счастью, уцелела до сих пор.
В 1648 году в Воронеже вспыхнуло антифеодальное
восстание. Возглавил его полковой казак Герасим
Кривушин. Восстание было подавлено. Вероятно, об
этом событии идет речь в тексте.
Новый этап в развитии города начался с 1696 г.,
когда Петр I, готовясь к Азовскому походу, избрал
его местом строительства военного флота. Весной
на воду были спущены первые суда. Основные
работы развернулись на островах против города,
где рядом с верфями построили адмиралтейство,
цейхгауз, дом Петра I. На берегу реки появилась
Немецкая слобода, а рядом, близ Успенской
церкви, жили русские сподвижники Петра. Сам Петр
I, кроме дворца на острове, имел загородную
резиденцию в Чижовке.
Так, разбирая строку за строкой, перед нами встает древний город со своей славной историей. И благодаря А. Жигулину, мы смогли услышать эти «Истории шаги».
Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи. Одним словом, делает нас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Потому что самое главное часто кроется именно в мелочах.
Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Поэтому мы должны не только знать историю своей семьи, своей родины, своей страны, но и хранить ее. Хочется верить, что эта работа станет таким источником памяти об истории Воронежа.
Использованная литература:
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008
- Есть город в России… Стихи о Воронеже. – В.: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2004
- Жигулин А.В. Черные камни: Автобиографическая повесть. – М.: Современник, 1990
- Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. – М.: Академия, 1998
- Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации. – В.: изд-во им.Е.А.Болховитинова, 2001
- Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999
- Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. – В.: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1973
- Тихомиров В.Н. История Черной земли с древнейших времен и до основания Воронежа. – В.: Новый взгляд, 2009
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – 2-еизд. – М.: Просвещение, 2011.