Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы

Разделы: Литература


В Концепции модернизации российского образования четко обозначено, что цель современной общеобразовательной школы состоит не только в формировании у школьников знаний, умений и навыков, сколько в создании условий для развития их личности, воспитания у них коммуникативных способностей, толерантности, умения и стремления к освоению новых знаний. Система образования из транслятора знаний должна стать механизмом включения детей в деятельность, способствующую развитию их способностей. Поэтому возникает необходимость использования нестандартных  форм обучения и воспитания.

Работая над методической темой «Развитие творческих способностей учащихся и их индивидуальности», отдаю предпочтение личностно- ориентированному, развивающему и проектному обучению.
Цель моей педагогической деятельности заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для интенсивного развития учащихся, с помощью современных технологий, специальных методов и приемов максимально расширять диапазон их мышления, развивать их творческие способности.

Моя педагогическая аксиома проста:
- Если хочешь, чтобы  ученик полюбил твой предмет, надо его учение сделать радостным и увлекательным, познавательным. Если интересно построить урок, внеклассное мероприятие, то наградой будут азарт, удивление, любопытство, заинтересованность и благодарность учеников.

Развивать интеллект, духовные интересы учащихся, обогащать их память и наполнять активным творческим духом невозможно, используя традиционный иллюстративно- объяснительный метод обучения. Максимальная активность учащихся, пробуждение их самостоятельности и творческого мышления достигается исследовательским методом. Механизм данной технологии заключается в вовлечении  учащихся в творческую исследовательскую  деятельность. Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древнегреческому философу Сократу(469-399 гг до н.э.). Исследовательский путь познания  естественен, соответствует природе человеческого интеллекта, поэтому жизненно необходим для его развития. Известный русский врач и педагог Х1Х века Н.И Пирогов считал этот метод обучения новаторским в педагогике: «…весь успех гимназического учения основан на взаимодействии учителя и учеников. Если школе удастся сделать учеников восприимчивыми к науке, дать им сознательное направление, поселить в них любовь к самостоятельным знаниям, то больше ничего и требовать нельзя».

Литературовед Гуковский Г.А. видел в учителе ученого-исследователя и утверждал, что подлинно захватывающим и воспитывающим на уроках литературы может быть путь  учения под руководством педагога от первоначального, часто наивного, но зато живого восприятия к научному пониманию литературы…Только так можно научить читать не одни «программные», но любые произведения, читать в настоящем смысле слова: отличать искусство от подделки, откликаться на мысль и переживания автора, думать над книгой.
В преподавании литературы необходимость пробуждать дух исследования опирается на специфику словесного искусства и его восприятия. Ведь книги живут и обновляются в читательском сознании, в них открываются все новые грани, и всегда остается нечто непознанное и неожиданное.
В современной дидактике господствует точка зрения, что учебное исследование есть познание уже открытого наукой, что учащиеся должны решать проблемы, уже решенные ей и новых только для них. Педагог Н. И.Кудряшов внес свою поправку в эту традиционную трактовку: в школе возможно и открытие неизвестных науке фактов, например, в области литературного краеведения.

 Что дает учебное исследование учащимся в процессе изучения литературы? Оно помогает в формировании их самосознания, в преодолении отчужденной «школярской» позиции, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроках литературы.  Творческие и поисково- исследовательские работы учащихся, собирание фольклорных произведений, литературное краеведение, записи собственных наблюдений, создание выставок о литераторах и их книгах, компьютерных презентаций, проведение литературных научно-практических конференций, раздумья над творчеством писателей и поэтов, инсценирование, экскурсии, доклады под руководством талантливого учителя способствуют воспитанию у школьников самостоятельности, наблюдательности, целеустремленности, навыков научной, исследовательской деятельности, а сами ученики на уроках литературы становятся юными исследователями, литературоведами, краеведами.

 У словесника всегда есть исследовательский интерес к своему предмету. Он может ставить перед учениками проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании. Ему очень важно верить в свои исследовательские возможности как литературоведа, филолога, а не рассматривать себя лишь пропагандистом готовых общеизвестных знаний. Опыт убеждает, что для школьников особенно привлекательно то, что ведет к  их самостоятельным поискам и открытиям.
Исследование включает все этапы поисковой деятельности: осознание проблемы, знакомство с методикой сбора материала и его обработкой, составление плана поиска, наблюдение, обдумывание, рассуждение, сравнение, доказательство, дискуссию в ходе принятия решения.

Тема исследовательской работы должна быть новой, актуальной, интересной, увлекательной, но выполнимой учеником. Учитель должен глубоко продумать их темы, учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы и возможности. Например: в 5 классе при изучении темы «Русский фольклор» возможны поисково-исследовательские работы «Сказки моей бабушки», «Куклы наших предков», «Частушки и баиты  моего села», «Семейная реликвия». В 6-7 классах при изучении произведений о Великой Отечественной войне практикую следующие темы ученических исследований: «Детство, опаленное войной», «История фронтовой фотографии», «Следы войны в моей семье», также литературно-исследовательские работы о писателях и поэтах.

 В старших классах навыки научно- исследовательской деятельности учащихся становятся совершеннее, поэтому их исследования носят более глубокий и разнообразный характер. Например, при изучении романа Л.Н.Толстого учащиеся  получают следующие темы для исследований: «Философия образа неба в романе «Война и мир», «Образ женщины-матери в изображении Л.Толстого», «Изображение глаз героев в романе «Война и мир» и «Времена года в изображении Л.Н. Толстого» и др. Очень  интересные, глубокие по содержанию поисково –исследовательские работы создают старшеклассники, опираясь на краеведение, как «Тайны фронтового дневника моего деда», «Я в душу ранен тобой, Афганистан», «Следы А.С.Пушкина и Г.Тукая в моем краю», «История солдатской ложки»,  «Частушки своих односельчан», «Моя родословная», «Пишу письмо перед началом боя», «Следы войны в моей семье», «Тайны родного края», «История разрушенного храма» и другие.

Современные информационные технологии дают школьникам возможность создавать полноценные презентации на историко-литературные темы: «Известные русские литераторы в Казани», «Казань литературная», «В моей судьбе есть городок на Каме» (О деятельности советских литераторов в Чистополе в годы Великой Отечественной войны), «Экологическая тема в  современной литературе и в жизни», «Тема природы в лирике С.Есенина», «Кавказ в жизни великих русских литераторов», «Они не вернулись с боя» (О советских литераторах, погибших на фронте), «Авторская песня в нашей жизни» и другие. Эти ученические работы могут пополнить творческую лабораторию кабинета русской литературы и в дальнейшем служить хорошим методическим  наглядным пособием, отвечающим современным требованиям.

Очень важно, что в процессе исследовательской деятельности учащиеся обращаются к историческим документам, встречаются со старожилами, ветеранами войны и труда, работниками музеев, библиотек, отдела  социальной защиты населения, что способствует развитию навыков общения с представителями различных возрастов и социальных групп.
По итогам поисково- исследовательских работ учащихся  проводим  уроки и различные внеклассные мероприятия: вечера встреч, научно-практические конференции, семинары, уроки мужества.

           К  творческо-исследовательским методам деятельности учащихся относится также метод проектов. В его основе лежит развитие познавательных процессов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Добиться такого результата можно тогда, когда у школьников будут сформированы самостоятельность мышления, умение находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из других предметных областей и сфер деятельности, способность прогнозировать результаты, умение устанавливать причинно- следственные связи. Метод проектов направлен на формирование у учащихся нового типа мышления.

Изучение в 10 классе  темы « Этапы жизни и творчества И.С.Тургенева» начинаю с разработки проекта «Русская деревня в восприятии И.С.Тургенева». Совместно с учащимися определяем  тип, цель, проблематику, направления   творческого поиска.

Класс делится на 2 группы, где каждый ученик выбирает  себе определенную роль по  желанию:  путешественника, экскурсовода, историка, художника, дизайнера по костюмам, музыковеда и т. д. Ролевая игра дает учащимся возможность самостоятельно понять судьбу писателя и разобраться в тех проблемах, которые волновали его  многие десятилетия назад.  До урока  ученики получают опережающие задания, представленные в виде следующих блоков:

1 блок « Тургеневские места в России»

  1. Нарисуйте карту «тургеневских « мест в России.
  2. Объясните причину детских и юношеских разочарований будущего писателя.
  3. Подберите портреты членов семьи Тургеневых, их друзей.
  4. Выберите из писем и воспоминаний И.С.Тургенева фрагменты, свидетельствующие о его отношении к  русскому народу и крепостному праву.
  5. Подготовьте устное сочинение  о жизни писателя.
  6. Подготовьте информацию об истории создания  книги «Записки охотника».
  7. Выпишите из рассказов данного цикла архаизмы и объясните их значение.
  8. Подготовьте устное сочинение «Тургенев в русской деревне».

2 блок  «Заочная экскурсия по Оренбургской губернии, по следам охотника И.С. Тургенева.

  1. Написать текст заочной экскурсии, подобрать эпиграф, название, иллюстрации, отрывки из произведений, писем И.С.Тургенева.
  2. Подберите музыкальное сопровождение выступления.
  3. Подготовьте  выставку книг о жизни И.С.Тургенева.

3 блок « Тургенев в  ссылке»

  1. Подготовить рассказ о причинах ссылки И.С.Тургенева.
  2. Подготовить рассказ о дружбе писателя с Белинским, Гоголем.
  3. Подберите стихи в прозе, посвященные  русскому  народу.
  4. Подберите эпиграф, иллюстрации, фотографии, отражающие этот период в жизни России.
  5. Подготовьте рассказ об истории создания  рассказа «Муму».

Задания для группы художников

  1. Подберите репродукции картин русских художников Х1Х века, отражающие жизнь русской деревни.
  2. Составьте план устного рассказа по картинам русских художников «Россия, нищая Россия…»

Задания для музыковедов

  1. Подготовьте выступление на тему «Тургенев и русская музыка»
  2. Подберите  портреты русских  композиторов, современников И.С.Тургенева.
  3. Запишите музыкальные произведения этих композиторов на аудиокассету  для прослушивания на уроке.

Учитель дает соответствующие  исследовательские  задания для путешественников, этнографов, историков, дизайнеров и др.
Исследовательскую работу на уроках целесообразно рассматривать как метод и как уровень, до которого в идеале можно поднять другие виды учебной деятельности учащихся. Она может стать перспективным методом в овладении учащимися конкурентоспособных знаний. Для педагога исключительно важно при этом помнить об одном условии: не преувеличивать возможности учащихся, не допускать  их самоуверенных, необдуманных выводов и суждений, приучать их к ответственности, научности. Исследовательская деятельность становится полезной не тогда, когда она навязана ученикам, а когда учитель смог их подготовить к этому уровню работы и когда она желанна, интересна, способствует  их обоюдному самосовершенствованию и самореализации. Поэтому главным условием ее успешности является постепенное, идущее от класса к классу, усвоение учащимися  научного, исследовательского, поискового подхода к темам и нелегкий, кропотливый труд, требующий  от них напряжения силы воли, упорства, целеустремленности, накопления по крупицам знаний, способный стать реальной дорогой к творчеству и большим успехам в учебной деятельности.