В Концепции модернизации российского образования четко обозначено, что цель современной общеобразовательной школы состоит не только в формировании у школьников знаний, умений и навыков, сколько в создании условий для развития их личности, воспитания у них коммуникативных способностей, толерантности, умения и стремления к освоению новых знаний. Система образования из транслятора знаний должна стать механизмом включения детей в деятельность, способствующую развитию их способностей. Поэтому возникает необходимость использования нестандартных форм обучения и воспитания.
Работая над методической темой «Развитие творческих способностей учащихся и их индивидуальности», отдаю предпочтение личностно- ориентированному, развивающему и проектному обучению.
Цель моей педагогической деятельности заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для интенсивного развития учащихся, с помощью современных технологий, специальных методов и приемов максимально расширять диапазон их мышления, развивать их творческие способности.
Моя педагогическая аксиома проста:
- Если хочешь, чтобы ученик полюбил твой предмет, надо его учение сделать радостным и увлекательным, познавательным. Если интересно построить урок, внеклассное мероприятие, то наградой будут азарт, удивление, любопытство, заинтересованность и благодарность учеников.
Развивать интеллект, духовные интересы учащихся, обогащать их память и наполнять активным творческим духом невозможно, используя традиционный иллюстративно- объяснительный метод обучения. Максимальная активность учащихся, пробуждение их самостоятельности и творческого мышления достигается исследовательским методом. Механизм данной технологии заключается в вовлечении учащихся в творческую исследовательскую деятельность. Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древнегреческому философу Сократу(469-399 гг до н.э.). Исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого интеллекта, поэтому жизненно необходим для его развития. Известный русский врач и педагог Х1Х века Н.И Пирогов считал этот метод обучения новаторским в педагогике: «…весь успех гимназического учения основан на взаимодействии учителя и учеников. Если школе удастся сделать учеников восприимчивыми к науке, дать им сознательное направление, поселить в них любовь к самостоятельным знаниям, то больше ничего и требовать нельзя».
Литературовед Гуковский Г.А. видел в учителе ученого-исследователя и утверждал, что подлинно захватывающим и воспитывающим на уроках литературы может быть путь учения под руководством педагога от первоначального, часто наивного, но зато живого восприятия к научному пониманию литературы…Только так можно научить читать не одни «программные», но любые произведения, читать в настоящем смысле слова: отличать искусство от подделки, откликаться на мысль и переживания автора, думать над книгой.
В преподавании литературы необходимость пробуждать дух исследования опирается на специфику словесного искусства и его восприятия. Ведь книги живут и обновляются в читательском сознании, в них открываются все новые грани, и всегда остается нечто непознанное и неожиданное.
В современной дидактике господствует точка зрения, что учебное исследование есть познание уже открытого наукой, что учащиеся должны решать проблемы, уже решенные ей и новых только для них. Педагог Н. И.Кудряшов внес свою поправку в эту традиционную трактовку: в школе возможно и открытие неизвестных науке фактов, например, в области литературного краеведения.
Что дает учебное исследование учащимся в процессе изучения литературы? Оно помогает в формировании их самосознания, в преодолении отчужденной «школярской» позиции, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроках литературы. Творческие и поисково- исследовательские работы учащихся, собирание фольклорных произведений, литературное краеведение, записи собственных наблюдений, создание выставок о литераторах и их книгах, компьютерных презентаций, проведение литературных научно-практических конференций, раздумья над творчеством писателей и поэтов, инсценирование, экскурсии, доклады под руководством талантливого учителя способствуют воспитанию у школьников самостоятельности, наблюдательности, целеустремленности, навыков научной, исследовательской деятельности, а сами ученики на уроках литературы становятся юными исследователями, литературоведами, краеведами.
У словесника всегда есть исследовательский интерес к своему предмету. Он может ставить перед учениками проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании. Ему очень важно верить в свои исследовательские возможности как литературоведа, филолога, а не рассматривать себя лишь пропагандистом готовых общеизвестных знаний. Опыт убеждает, что для школьников особенно привлекательно то, что ведет к их самостоятельным поискам и открытиям.
Исследование включает все этапы поисковой деятельности: осознание проблемы, знакомство с методикой сбора материала и его обработкой, составление плана поиска, наблюдение, обдумывание, рассуждение, сравнение, доказательство, дискуссию в ходе принятия решения.
Тема исследовательской работы должна быть новой, актуальной, интересной, увлекательной, но выполнимой учеником. Учитель должен глубоко продумать их темы, учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы и возможности. Например: в 5 классе при изучении темы «Русский фольклор» возможны поисково-исследовательские работы «Сказки моей бабушки», «Куклы наших предков», «Частушки и баиты моего села», «Семейная реликвия». В 6-7 классах при изучении произведений о Великой Отечественной войне практикую следующие темы ученических исследований: «Детство, опаленное войной», «История фронтовой фотографии», «Следы войны в моей семье», также литературно-исследовательские работы о писателях и поэтах.
В старших классах навыки научно- исследовательской деятельности учащихся становятся совершеннее, поэтому их исследования носят более глубокий и разнообразный характер. Например, при изучении романа Л.Н.Толстого учащиеся получают следующие темы для исследований: «Философия образа неба в романе «Война и мир», «Образ женщины-матери в изображении Л.Толстого», «Изображение глаз героев в романе «Война и мир» и «Времена года в изображении Л.Н. Толстого» и др. Очень интересные, глубокие по содержанию поисково –исследовательские работы создают старшеклассники, опираясь на краеведение, как «Тайны фронтового дневника моего деда», «Я в душу ранен тобой, Афганистан», «Следы А.С.Пушкина и Г.Тукая в моем краю», «История солдатской ложки», «Частушки своих односельчан», «Моя родословная», «Пишу письмо перед началом боя», «Следы войны в моей семье», «Тайны родного края», «История разрушенного храма» и другие.
Современные информационные технологии дают школьникам возможность создавать полноценные презентации на историко-литературные темы: «Известные русские литераторы в Казани», «Казань литературная», «В моей судьбе есть городок на Каме» (О деятельности советских литераторов в Чистополе в годы Великой Отечественной войны), «Экологическая тема в современной литературе и в жизни», «Тема природы в лирике С.Есенина», «Кавказ в жизни великих русских литераторов», «Они не вернулись с боя» (О советских литераторах, погибших на фронте), «Авторская песня в нашей жизни» и другие. Эти ученические работы могут пополнить творческую лабораторию кабинета русской литературы и в дальнейшем служить хорошим методическим наглядным пособием, отвечающим современным требованиям.
Очень важно, что в процессе исследовательской деятельности учащиеся обращаются к историческим документам, встречаются со старожилами, ветеранами войны и труда, работниками музеев, библиотек, отдела социальной защиты населения, что способствует развитию навыков общения с представителями различных возрастов и социальных групп.
По итогам поисково- исследовательских работ учащихся проводим уроки и различные внеклассные мероприятия: вечера встреч, научно-практические конференции, семинары, уроки мужества.
К творческо-исследовательским методам деятельности учащихся относится также метод проектов. В его основе лежит развитие познавательных процессов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Добиться такого результата можно тогда, когда у школьников будут сформированы самостоятельность мышления, умение находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из других предметных областей и сфер деятельности, способность прогнозировать результаты, умение устанавливать причинно- следственные связи. Метод проектов направлен на формирование у учащихся нового типа мышления.
Изучение в 10 классе темы « Этапы жизни и творчества И.С.Тургенева» начинаю с разработки проекта «Русская деревня в восприятии И.С.Тургенева». Совместно с учащимися определяем тип, цель, проблематику, направления творческого поиска.
Класс делится на 2 группы, где каждый ученик выбирает себе определенную роль по желанию: путешественника, экскурсовода, историка, художника, дизайнера по костюмам, музыковеда и т. д. Ролевая игра дает учащимся возможность самостоятельно понять судьбу писателя и разобраться в тех проблемах, которые волновали его многие десятилетия назад. До урока ученики получают опережающие задания, представленные в виде следующих блоков:
1 блок « Тургеневские места в России»
- Нарисуйте карту «тургеневских « мест в России.
- Объясните причину детских и юношеских разочарований будущего писателя.
- Подберите портреты членов семьи Тургеневых, их друзей.
- Выберите из писем и воспоминаний И.С.Тургенева фрагменты, свидетельствующие о его отношении к русскому народу и крепостному праву.
- Подготовьте устное сочинение о жизни писателя.
- Подготовьте информацию об истории создания книги «Записки охотника».
- Выпишите из рассказов данного цикла архаизмы и объясните их значение.
- Подготовьте устное сочинение «Тургенев в русской деревне».
2 блок «Заочная экскурсия по Оренбургской губернии, по следам охотника И.С. Тургенева.
- Написать текст заочной экскурсии, подобрать эпиграф, название, иллюстрации, отрывки из произведений, писем И.С.Тургенева.
- Подберите музыкальное сопровождение выступления.
- Подготовьте выставку книг о жизни И.С.Тургенева.
3 блок « Тургенев в ссылке»
- Подготовить рассказ о причинах ссылки И.С.Тургенева.
- Подготовить рассказ о дружбе писателя с Белинским, Гоголем.
- Подберите стихи в прозе, посвященные русскому народу.
- Подберите эпиграф, иллюстрации, фотографии, отражающие этот период в жизни России.
- Подготовьте рассказ об истории создания рассказа «Муму».
Задания для группы художников
- Подберите репродукции картин русских художников Х1Х века, отражающие жизнь русской деревни.
- Составьте план устного рассказа по картинам русских художников «Россия, нищая Россия…»
Задания для музыковедов
- Подготовьте выступление на тему «Тургенев и русская музыка»
- Подберите портреты русских композиторов, современников И.С.Тургенева.
- Запишите музыкальные произведения этих композиторов на аудиокассету для прослушивания на уроке.
Учитель дает соответствующие исследовательские задания для путешественников, этнографов, историков, дизайнеров и др.
Исследовательскую работу на уроках целесообразно рассматривать как метод и как уровень, до которого в идеале можно поднять другие виды учебной деятельности учащихся. Она может стать перспективным методом в овладении учащимися конкурентоспособных знаний. Для педагога исключительно важно при этом помнить об одном условии: не преувеличивать возможности учащихся, не допускать их самоуверенных, необдуманных выводов и суждений, приучать их к ответственности, научности. Исследовательская деятельность становится полезной не тогда, когда она навязана ученикам, а когда учитель смог их подготовить к этому уровню работы и когда она желанна, интересна, способствует их обоюдному самосовершенствованию и самореализации. Поэтому главным условием ее успешности является постепенное, идущее от класса к классу, усвоение учащимися научного, исследовательского, поискового подхода к темам и нелегкий, кропотливый труд, требующий от них напряжения силы воли, упорства, целеустремленности, накопления по крупицам знаний, способный стать реальной дорогой к творчеству и большим успехам в учебной деятельности.