Литература
-
Статья "Книга и подросток" 2007
Дети и подростки делятся на "окрыленных чтением" и "приговоренных к чтению", последних, к сожалению, больше. Почему? Попытаюсь дать свою трактовку назревшей проблеме.
-
Статья "Методический комплекс в рамках военно-патриотического воспитания" 2009
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе.
-
Статья "Мотив дома, семьи и домашнего очага в жизни А.С. Пушкина" 2009
А.С. Пушкин занимает особое место в русской литературе. Деятельность величайшего национального поэта ознаменовала целую эпоху в истории культуры и общественной жизни. Мотив дома, семьи и домашнего очага - это очень важная тема в духовной биографии Пушкина.
-
Статья "Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы" 2009
Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует искать творчески. Часто на уроках русского языка и литературы использую нестандартный опрос. Все приведенные нестандартные формы обучения - не просто развлечение, они обучающие, они приковывают внимание ребенка к материалу урока, дают новые знания и умения.
-
Статья "Павел Васильев. Забвению не подлежит" 2008
30-е годы XX века – самые кровавые и страшные в истории советской России. Невозможно быть счастливым человеком в обществе, которое построено на расправе с инакомыслящими. Об опальном поэте Павле Васильеве идёт разговор в данной статье.
-
Статья "Проблема случайного семейства" Ф.М. Достоевского и современный мир 2010
В данной статье проводится анализ творчества Ф.М. Достоевского (прежде всего его Дневников) применительно к проблеме «случайного семейства». Этим термином Достоевский обозначал семью, в которой распались внутренние связи и которая находится в состоянии «хаоса» и «беспорядка». В статье показывается острая актуальность мыслей великого писателя, их злободневность и глубина.
-
Статья "Сочинение как одно из средств раскрытия творческих способностей учащегося" 2010
Урок развития речи как форма учебного занятия предоставляет большие возможности для развития творческих способностей учащегося. Какими основными умениями должен овладеть ученик? Как избавить ученика от упрёка в списывании, в компиляции? В статье предлагаются разные способы написания школьного сочинения, учитывая характер материала, склад ума школьника, его творческие способности.
-
Статья "Сценарий литературно-музыкальной композиции "К 200-летию войны 1812 года" 2012
Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории.
-
Статья "Формирование нравственной позиции и ценностных ориентаций школьников в процессе изучения предметов социального и гуманитарного циклов" 2009
В статье изложены мысли, отвечающие следующему высказыванию И.А. Бунина: "Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, а в другом - Чудь, Меря. Народ сам сказал про себя: "Из нас, как из древа, - и дубина, и икона",- в зависимости от обстоятельств, и от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачёв".
-
Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы "Гармония искусств на уроках литературы" 2007
Язык искусства – наиболее сложный из всех, которые известны миру. Сократ толковал о божественном происхождении искусства, Аристотель утверждал, что искусство глубже науки объясняет мир и совершает очищение человека (катарсис). И я свято верю в силу искусства слова, которое в гармонии с другими средствами эстетического воздействия способно разбудить ум и сердце ребенка.
-
Стенограмма урока литературы по теме "Новейшая русская литература – восхождение к новой личности или рупор зла?" 2010
Урок по профильному курсу новейшей русской литературы на тему «Новейшая русская литература – восхождение к новой личности или рупор зла?» является уроком обобщения и систематизации знаний учащихся в целом по всему курсу.
-
Стенограмма урока по рассказу А.П. Гайдара "Голубая чашка" 2009
Анализ ключевых эпизодов через интерпретацию текста: от восприятия логики событий к пониманию их смысловой значимости. Происходит «восхождение» от первоначального восприятия к авторскому замыслу. В процессе размышлений приходит понимание смысла названия рассказа.
-
"Стечение обстоятельств" (урок внеклассного чтения по творчеству А.В. Вампилова) 2009
Творчество А.В. Вампилова изучается в старших классах. На уроках литературы говорят в основном о его пьесах. Но у этого автора есть и рассказы. Урок внеклассного чтения "Стечение обстоятельств" в 6-м классе нацелен на знакомство с творчеством Вампилова-писателя.
-
Стилистические особенности М.А. Шолохова (по роману-эпопее "Тихий Дон") 2013
Урок представляет собой слияние наглядного и словесного методов обучения. Усиливается эмоционально-психологическое воздействие, что мобилизует и концентрирует мышление. Цель: рассмотреть, как меняется язык писателя, предметный мир, абстрактных суждения, нравственно-психологический мир героев; подвести к выводу, что роман – образец для литераторов.
-
Стилистические функции индивидуально-авторских неологизмов Е.А. Евтушенко 2015
Стилистические приемы, смысловая нагруженность неологизмов передают идейное и эмоциональное содержание поэтических произведений Е.А. Евтушенко. Поэтические неологизмы тесно взаимодействуют с контекстом, выполняя акцентную, оценочную, стилистическую, номинативную функции, отражая систему ценностей поэта. Индивидуально-авторский неологизм становится для Е.А. Евтушенко стилеобразующей единицей его художественного пространства.
-
Стилистический анализ отрывка из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" (конспект урока литературы в 10-м классе) 2007
Урок по литературе для 10-го класса. Представлен стилистический анализ отрывка из романа Толстого. Основной принцип данного урока - "к авторской философии через авторскую филологию". Анализ отрывка строится так: выделяя микротексты, анализируя образные средства, проводя стилистический эксперимент, отмечая стилистические приемы, передающие эмоциональность речи, учащиеся стремятся постичь развитие авторской мысли, понять идеи отрывка на уровне авторского замысла. Такая работа обогащает речь, воспитывает вкус и интерес к слову.
-
Стихи и песни военных лет (1941–1945 г.) 2010
На уроке ученики читаются стихи и слушают песни военных лет. Это помогает понять значение поэзии в годы Великой Отечественной войны и развивает интерес к произведениям о героическом прошлом страны.
-
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 2010
На уроке учащиеся познакомятся с поэзией времён Великой Отечественной войны. Через исследование ученики узнают, как поэзия соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями людей.
-
Стихи Михаила Луконина 2020
Каждый ребенок – от природы творец. Однако, способность и стремление самовыражаться могут погаснуть со временем. Нужно предлагать школьнику различные творческие задания при изучении произведений, чтобы сохранить интерес к творчеству писателя или поэта.
-
Стихи о городе в поэзии К.Х. Прокопенко (внеклассное чтение в 8-м классе) 2003
На занятии по внеклассному чтению учащиеся знакомятся с поэзией К.Х. Прокопенко, самобытной поэтессой и учительницей. На примере стихотворения "Не губи ярко-красных рябин", восьмиклассники анализируют, а затем постигают эмоциональные ценности текста.
-
Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки. 1-й класс 2012
Внеклассное мероприятие дает возможность творчески раскрыться каждому ребенку, смело высказывать свои мысли, не боясь ошибиться.
-
"Стихи о Прекрасной Даме" - стихотворный молитвенник раннего А.Блока 2009
Данный урок проводится в 11-м классе при изучении раннего творчества А.А. Блока. Судьба, философские воззрения поэта позволят развить представление об исторической действительности начала ХХ века, познакомить с творческим началом в литературе А.Блока, закрепить теоретические сведения о символизме, обобщить навыки анализа поэтического произведения.
-
"Стихи о Прекрасной Даме" – самые чудесные из чудес Блока… 2016
В «Стихах о Прекрасной Даме» А.Блока возлюбленная поэта показана существом неземным, высшим, чем-то вроде звезды, «в полночь глухую рожденная», а «живая оказывается Душой Мира» разлученной, плененной и тоскующей», которая стремится соединиться с высшим началом и в конце концов должна исчезнуть и улететь, оставив его одного на земле. Соединение с ней на рубеже жизни и есть его высокое стремление, как видно из стихов. Всему, что совершалось в жизни, поэт в стихах придает смысл иносказаний…
-
Стихи по темам "Природа Южной Америки (сельва, льянос, кампос, пампа)" и "Природа России (Дальний Восток, Западная Сибирь, Южная Сибирь)" 2009
Представленные стихи позволят учителю обратить внимание учеников на самые яркие отличительные особенности природы отдельных регионов страны. Каждое стихотворение является как бы его «визитной карточкой». Учащиеся самостоятельно находят названия географических объектов, используя физическую карту, одновременно заполняя контурную карту.
-
Стихи поэтов XIX века о родной природе "Край ты мой, родимый край" 2012
Цель урока: расширить представления учеников о русской пейзажной поэзии; показать, как через пейзаж переданы чувства, настроение поэтов, развивать навыки анализа поэтического текста.
-
"Стихи русских поэтов о зиме". 3-й класс 2013
Цель урока: развивать умение самостоятельно подбирать тексты на заданную тему, совершенствовать умение читать наизусть стихи, воспитывать эстетический вкус и любовь к красоте родного края, природе.
-
Стихи С.А. Есенина на уроке русского языка. 6-й класс 2013
Цели урока: повторить определение текста и его особенности, вспомнить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики С.Есенина. Ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии Есенина; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта.
-
Стихи? Проза? Стихотворения в прозе. Мастерская по сопоставительному анализу стихотворений в прозе Ш. Бодлера и И.С. Тургенева для 10-го класса 2005
Урок-мастерская - средство изменения опыта человека и системы его ценностей. В зависимости от личного опыта участник мастерской будет находить в её содержании своё, интерпретировать свой жизненный духовный опыт. Это форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Сопоставительный лингвистический анализ художественных текстов производится путём измерения лексической близости текстов, анализа лексико-семантической структуры, сравнения интонационно-синтаксических особенно-стей, звукописи. Участники мастерской создают собственные интерпретации.
-
Стихи… Проза… Стихотворения в прозе И.С. Тургенева 2010
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева, помочь раскрыть и понять смысл стихотворений, тему, идею; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать доброту, чуткое отношение к людям.
-
Стихосложение "Времена года", 5-й класс 2008
Очень часто наши дети не любят стихи, не приучены к красоте поэтического слова, а работа по анализу стиха вызывает определенные трудности у учащихся, так как тема ''Стихосложение'' одна из трудных тем в литературоведении. Как оживить эту работу, сделать ее интересной? Предлагаю вашему вниманию свой урок-викторину для учащихся 5-х классов. В основу этого урока легли «смонтированные» мной строчки из разных стихов русских поэтов на тему ''Времена года''.