Литература
-
Страницы истории в художественном осмыслении М.Шолохова (по роману "Поднятая целина") 2011
Учитель помогает учащимся увидеть глубины исторического процесса, осмысление правды жизни, конфликты эпохи; трагизм судеб героев и всего народа в период ломки нравственных устоев казачества.
-
Страницы поэтической тетради Великой Отечественной войны 2017
Мы не должны забывать о Великой Отечественной войне, необходимо рассказать об этой трагедии нашим детям. Донести до учащихся всю боль, отчаяние, страх потери близкого человека. Помнить о героях, погибших ради светлого будущего, не забывать наших ветеранов, чтить и гордиться подвигом русского народа.
-
Стратегии смыслового чтения 2021
Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые дают возможность продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Но мало научить учащегося читать, мало сформировать и развить у него навыки техники чтения, необходимо создать такие условия, чтобы учащийся хотел читать, постепенно постигая сложные формы текста, чтобы сформировалась и развилась его читательская компетентность и чтобы он стал личностью, владеющей культурой чтения.
-
Стратегия работы с детьми-мигрантами во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе 2024
В презентации представлена стратегия работы с детьми-мигрантами во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.
-
Страх – основа развития комедийного действия (по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор») 2009
Использование интерактивных методов обучения повышает интерес обучающихся к литературе; развивает их творческую активность; повышает интерес к информационным технологиям, обеспечивающим смену форм деятельности; формирует умение анализировать драматический текст.
-
Строение текста типа описания предмета 2010
Урок учит школьников раскрывать тему и основную мысль высказывания, создавать тексты типа "описание предмета" и различать тексты типа "рассуждение-доказательство" и типа "описание предмета". В ходе урока дети работают с текстом, толковыми словарями и выполняют творческое задание.
-
Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов 2011
Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения.
-
"Строка, оборванная пулей...". Литературная композиция, посвящённая поэтам-фронтовикам, погибшим во время Великой Отечественной войны 2019
Цели и задачи мероприятия: расширить представление детей о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России; побуждать детей к участию в патриотических акциях и мероприятиях; воспитать у учащихся чувства патриотизма, уважения к традициям нашей Родины; познакомить учащихся с поэтами, погибшими во время Великой Отечественной войны и их творчеством; вызвать интерес к творчеству молодых авторов и вызвать желание изучать нашу историю и литературу; развитие выразительного чтения стихотворений.
-
Суд над Печориным 2010
Лермонтовские герои волнуют читателей разных эпох и поколений. На уроке обобщается изученный материал по роману «Герой нашего времени»; учащиеся через игру описывают свое восприятие лермонтовских героев.
-
"Судьба Григория Мелехова. Трагедия Григория Мелехова" (по роману М.Шолохова "Тихий Дон") 2010
В данной статье предлагается материал к уроку «Судьба Григория Мелехова. Трагедия Григория Мелехова». На урок отводится 2 часа.
-
Судьба женщин России в произведениях писателей XIX и XXI вв. (по рассказу О.Славниковой "Сестры Черепановы") 2012
Урок внеклассного чтения современной литературы по рассказу О.Славниковой «Сестры Черепановы» рекомендуется проводить в 7-м или 10-м классе в контексте изучения творчества Н.А. Некрасова в процессе работы над темой «Образ русской женщины» в поэмах «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо?» и т.д.
-
Судьба и творчество О.Э. Мандельштама "Не разнять меня с жизнью!" 2011
Сценарий литературного вечера для старшеклассников о судьбе и творчестве выдающегося русского поэта Осипа Эмильевича Мандельштама, 120-летие которого отмечалось в январе 2011 года.
-
Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.И. Замятина "Мы") 2010
Данный урок с использованием презентации является итогом размышлений одиннадцатиклассников над очень важными вопросами: "Что такое личность? Человек – это личность или "нумер"? Какова роль тоталитарного государства в жизни общества?.." Занятие построено на анализе эпизодов романа Е.И. Замятина.
-
Судьба русской женщины (по поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины") 2013
Занятие с целью показать черты характера русской женщины: любовь, чувство долга, верность, преданность, стойкость, беззащитность, покорность судьбе; пробудить чувство уважения к женщине, способной преодолеть самые тяжкие жизненные испытания.
-
Судьба русской женщины (по рассказу А.Солженицына "Матренин двор" и повести Ф.Абрамова "Пелагея") 2014
Урок адресован учащимся 9-го класса. В качестве внеклассного чтения им рекомендуется прочитать повесть Абрамова «Пелагея». Задача урока – сравнить судьбы женщин, подчеркнуть их нравственные начала, ответить на проблемные вопросы, поставленные авторами произведений, поразмышлять о смысле жизни.
-
Судьба русской женщины в поэмах Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо" 2011
Данный материал (2 часа) посвящён изучению поэм Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос" и "Кому на Руси жить хорошо". В центре внимания – русская женщина-крестьянка, женщина-труженица. Опираясь на тексты произведений Некрасова, сопоставляя их с произведениями устного народного творчества, учащиеся выявляют народность образов главных героинь, новаторство Некрасова в создании женского образа.
-
Судьба человека в тоталитарном государстве (по "Колымским рассказам" В.Т. Шаламова) 2011
Данный урок внеклассного чтения рекомендуется проводить после изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В.Шаламов показал героев-зеков, которым некуда идти, как Р.Раскольникову. Следует подвести школьников к пониманию того, что в рассказах В.Шаламова всесторонне раскрыты связи человека с эпохой, что писатель сыграл огромную роль в развитии лагерной темы в литературе.
-
Судьба человека в тоталитарном государстве. 11-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с биографией А.Солженицына, В.Шаламова, А.Жигулина, исследуются особенности представления «лагерной темы» в творчестве каждого; формируется чувство сопричастности и ответственности за судьбу своей страны и чувство уважения к людям, сумевшим выстоять в нечеловеческих условиях и сохранить высокий моральный облик, нравственную чистоту.
-
Судьба человека во время Великой Отечественной войны (по стихотворению М.Исаковского «Враги сожгли родную хату») 2020
Цели урока: выявление художественной идеи произведения, проявляющейся в утверждении любви к Родине советского солдата, нравственной чистоты воина-освободителя; формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления символического значения образов перекрёстка, имени Прасковья, исторической основы произведения; создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельной исследовательской деятельности в ходе работы с текстом; применения знаний в проблемных ситуациях.
-
Судьбы людей в революции (по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»). 11-й класс 2017
Цели урока: глазами М.А. Булгакова увидеть эпоху революции и Гражданской войны; понять отношение писателя к революции; проследить за судьбами героев; выяснить, какие нравственные ценности утверждаются в романе.
-
"Суровая правда" Константина Воробьева. Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева "Немец в валенках" 2007
Урок нацелен на пробуждение чувства гуманизма, сострадания судьбе военнопленных. Анализируя рассказ, ученики понимают, что пленных и удерживающую их сторону связывают непростые отношения. Дети убеждаются, что К.Воробьев сумел показать и военнопленных, и их охранников не как однородную массу, а прежде всего как людей разных характеров с присущими только им индивидуальными чертами и поступками.
-
"Суровые, грозные годы!" Урок изучения поэмы Сергея Есенина "Анна Снегина" 2013
При разборе лирических стихотворений, аналитическом чтении поэмы и эвристической беседе показывается глубина осмысления революционных событий в творчестве С.Есенина; обращается внимание учащихся на философскую направленность поэзии С.Есенина, связь с философской лирикой А.С. Пушкина. Повторяются основные мотивы философской лирики А.С. Пушкина. Раскрывается лирико-эпический характер поэмы «Анна Снегина».
-
Сценарии занятий литературного салона "Вдохновенье" 2008
Представлена работа литературного салона "Вдохновенье", где используется методика проектной работы, которая предполагает коллективную групповую деятельность учащихся под руководством учителя. Участвуя на занятиях салона, ребята учатся деловому творческому общению, имеют максимальную возможность для самореализации. Литература начинает восприниматься не как школьный предмет, а как вид искусства, получается интеграция предметов.
-
Сценарий "Великий сын тихого Дона" 2008
Непрерывность совершенствования творческих возможностей ученика, их реализация закладываются не только в системе уроков по литературе, но и находит продолжение во внеклассных мероприятиях по предмету: литературных вечерах, кружках, литературных гостиных, предметных неделях. Приобщение учащихся к искусству слова делает их чувства тоньше, сердца добрее, а помыслы чище и благороднее.
-
Сценарий "Гоголевский калейдоскоп" 2011
Сценарий театрализованной постановки по произведениям Н.В.Гоголя для учащихся 5–9-х классов.
-
Сценарий "Заочная экскурсия в село Михайловское" 2010
У каждого народа есть первое имя в литературе, которое является бесспорным. Для нас это имя – Александр Сергеевич Пушкин. Посетив музей А.С. Пушкина в Михайловском, захотелось рассказать об этом месте учащимся нашего Центра образования. Так появилась литературно-музыкальная композиция, которую назвали ««Заочная экскурсия в село Михайловское».
-
Сценарий "Интеллектуального казино" в рамках единого профильного дня (филологический профиль) 2009
Игра "Интеллектуальное казино" рекомендована для учащихся школы III ступени. Данная игра позволяет сформировать у учащихся положительную мотивацию к предметам гуманитарного цикла, воспитать дух соперничества, попробовать себя в роли настоящих ценителей слова.
-
Сценарий "Кто спасет наш вишневый сад?" по пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад" 2008
Использование нетрадиционных форм обучения позволяет вызвать интерес учащихся к русской классической литературе, воспитывает патриотизм, развивает чувство прекрасного. Театрализация занимает неоспоримое место в преподавании литературы. Проникновение в историческую обстановку, в роль, речь героев, понимание авторской позиции – всё это дает постановка пьесы целиком или фрагментарно. В предлагаемом сценарии по пьесе "Вишневый сад" появился новый персонаж сам автор Антон Павлович Чехов, который вместе с подростками XXI века наблюдает за жизнью своих героев.
-
Сценарий "Мы – правнуки Великой Победы!" 2016
Сценарий разработан в рамках работы над проектом «Книга памяти», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу «Книги памяти» положены воспоминания о прадедах учащихся гимназии, а также хранящиеся в семейных архивах фото и документы. Данный материал может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых Победе советских войск над фашизмом, уроках литературы, истории.
-
Сценарий "Самый классный" (Дом творчества "У Вознесенского моста") 2013
Представлен сценарий литературной гостиной по произведениям А.С. Пушкина.