Литература
-
"Русский человек со всем справится…" Интегрированный урок литературы по творчеству Н. Лескова в 6-м и 10-м классах 2005
Урок обобщает знания учащихся по творчеству Лескова, расширяет словарный запас, стимулирует у детей желание ставить перед собой новые общественные вопросы.
-
Русско-якутские литературные связи. 9–11-й классы 2007
Якутия интересовала гениального Пушкина. Великий поэт интересовался судьбами якутского народа, а в последний год жизни начал писать работу о народах северо-востока Сибири и Камчатки. В Якутии отбывали ссылку представители трех поколений русских революционеров: декабристы, революционеры-разночинцы, народники и социал-демократы. Якутия нашла яркое отражение в произведениях писателей-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.А. Бестужева-Марлинского, Н.А. Чижова. Немало страниц посвятили Якутии Н.Г. Чернышевский, А.И. Гончаров. На уроках литературы ведется целенаправленная работа по изучению русско-якутских литературных связей.
-
Русское зарубежье. Люди и судьбы. Интегрированный урок в 11-м классе 2021
Так что же такое «русское зарубежье»? Вот какой ответ даёт историк русской эмиграции П.Ковалевский: «В мировой истории нет подобного по своему объёму, численности и культурному значению явления, которое могло бы сравниться с русским зарубежьем».
-
Русское народное творчество (фольклор). Потешки 2009
Урок посвящен знакомству с одним из жанров устного народного творчества - потешками. На уроке рассматриваются жанровые особенности потешек, их историческая и обучающая ценности. Инсценируя потешки, мы убеждаемся в мудрости народного творчества, в необходимости изучения этой народной мудрости.
-
"Русское народное творчество. Традиции фольклора в русской культуре". Урок обобщения знаний в 5-м классе 2011
Русская литература как учебная дисциплина одна из самых важных и необходимых в наше нелегкое время, ведь она воспитывает в человеке лучшие качества. Ученики совершенствуют и обобщают знания, умения и навыки по теме. Автор на уроке воспитывает любовь к народной культуре во взаимосвязи древности и современности.
-
"Русь изначальная" в творчестве А.Блока (цикл стихотворений "На поле Куликовом"). Метод аналитического чтения 2009
Урок раскрывает разнообразие блоковской концепции Родины с помощью анализа цикла стихотворений "На поле Куликовом", формирует у учеников умение целостно анализировать поэтический текст, выделяя доминирующую идею и проблемы, основные особенности поэтики.
-
"Русь колокольная" в стихотворении А.К. Толстого "Благовест". 10-й класс 2012
Приобщая учащихся к духовному потенциалу человечества, учитель помогает преодолеть трудности при непосредственном знакомстве с поэтическими произведениями, Библией как «ключевым» текстом. Урок составлен с учетом программы А.Г. Кутузова, но может быть адаптирован к программам по литературе под редакциями В.Я. Коровиной и Т.Ф. Курдюмовой.
-
"Русь, куда ж несешься ты?.." Литературно-музыкальный вечер, посвященный 205-летию со дня рождения Н.В. Гоголя 2013
В ходе мероприятия происходит ознакомление учащихся с творчеством Н.В.Гоголя, осмысление уже знакомых его произведений. Литературно-музыкальный вечер направлен на воспитание патриотизма, любви к Родине на примере самого писателя и его произведений. В ходе подготовки к постановке литературно-музыкального вечера учащиеся перечитывают произведения Н.В.Гоголя, учат роли, готовят костюмы, реквизиты, репетируют.
-
Рылеев и Ермак: параллельные судьбы 2012
Урок построен с основными приемами педагогики понимания. Понимание – процесс поиска и выявления смыслов текста, связанных со скрытыми интенциями автора. Основной принцип работы над текстом – герменевтический круг (целое понимается через отдельное, а отдельное – через целое). Проблема, заявленная в теме урока, уже вызывает потребность обучающихся в поисковой деятельности.
-
"Рыцарь пустоты" (Манилов) по роману Н.В. Гоголя "Мертвые души". 9-й класс 2014
Урок помогает самостоятельно анализировать отдельные главы романа «Мертвые души», следить за развитием действий в произведении, учит делать выводы в работе над образами. Обобщает знания, понятия и представления о духовной культуре и морали. Обсуждение отдельных глав литературного произведения нацелено на продолжение воспитания этических представлений и норм поведения, развитие эмоционального восприятия.
-
Рэй Бредбери "451 градус по Фаренгейту". 11-й класс 2010
Повесть Брэдбери дает возможность поговорить со старшеклассниками о противоречиях технического прогресса, о путях развития человеческой цивилизации, о том, что "где-то вновь должен начаться процесс сбережения ценностей".
-
Рэй Брэдбери "Улыбка". Роль искусства в жизни человека 2011
Это первый и единственный урок по жанру современной фантастики. Урок был проведен в рамках предметной недели русского языка и литературы в школе в 8-м классе. Рассказ хоть и маленький, но его тема, очень сложная и актуальная, важна на данном этапе формирования личности школьника. Произведение к уроку уже было прочитано всеми учениками. Урок проведен при помощи ТСО и раздаточного материала, подготовленного учителем.
-
"С добром надо спешить, а то оно может остаться без адреса…" 2009
Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "А тем временем где-то..."
-
"С жаждой настоящей правды…" (урок внеклассного чтения по "Колымским рассказам" В.Т. Шаламова) 2008
Подробный сценарий урока внеклассного чтения по "Колымским рассказам" В.Т. Шаламова.
-
С Кузбассом связанные судьбы 2006
Данный материал дает возможность учащимся знать трагические странницы истории нашей страны, Кузбасса. Учит детей быть честными, нетерпимыми к проявлению несправедливости, воспитывает чувство уважения к прошлому. Может быть использован для проведения литературных вечеров на базе школьной библиотеки, во внеклассной работе, а так же при изучении отдельных тем на уроках литературы.
-
С любовью к миру, окружающему нас (творчество шадринского писателя В.И. Юровских) 2012
Внеклассное мероприятие вызывает интерес учащихся к творчеству шадринского писателя В.И. Юровских. Знать историю своего родного края, относиться с любовью к миру, окружающему нас, – основная идея мероприятия. Внеклассные занятия по литературе приносят пользу детям: расширяют кругозор, приучают к самостоятельному чтению, воспитывают чувство гордости за свой край, за свою малую родину, в которой жили и живут такие замечательные люди.
-
С природой одною жизнью живя. Игры и упражнения на природе 2008
С древнейших времен природа считается источником добрых мыслей и прекрасных чувств. Развить у учащихся способность наслаждаться природой, тонко чувствовать её величие, удивляться тому, что на первый взгляд кажется обычным, и выражать свои впечатления помогут специально подобранные игры и упражнения. Использовать их можно не только на уроках природоведения и биологии, но и русского языка, литературы и изобразительного искусства.
-
"С чего начинается Родина?" 2011
В наш стремительный век очень важно воспитывать у подрастающего поколения чувства любви и гордости за свою малую Родину, чувства уважения к близким людям. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, способствующим укреплению духовных ценностей. Мероприятие способствует развитию патриотов своей Родины, знакомит с наиболее распространенными традициями русского народа через выставку "Семейные реликвии".
-
С чего начинаются стихи? 2013
Научить понимать, анализировать поэзию А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева А.А. Ахматовой ‒ задача не одного дня, увлечь этим еще труднее. С чего начинать? Может быть, опираясь на познавательный интерес, с шутки, игры? Презентация универсальна, может использоваться полностью, частично в зависимости от целей, которые ставит перед собой учитель.
-
С.А. Есенин. "Песнь о собаке" 2009
Урок помогает увидеть, услышать, представить себе мир, созданный Есениным в стихотворении, совершенствовать интеллект учащихся через восприятие художественного произведения.
-
С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях "Я покинул родимый дом" и "Низкий дом с голубыми ставнями" 2012
В работе дан сравнительный анализ поэтических текстов на примере стихотворений С.Есенина «Я покинул родимый дом» и «Низкий дом с голубыми ставнями». Представлен опыт развития монологической речи учащихся на основе опор (специальных вопросов), развития умения не только находить в тексте художественные изобразительные средства, но и выявлять их функцию.
-
С.А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворения "Береза", "Разгулялась вьюга". 5-й класс 2012
Учащиеся знакомятся с биографией поэта, касающейся детских лет жизни С.Есенина, изучают лирику С.Есенина через чтение и анализ стихотворений «Береза», «Разгулялась вьюга…». На уроке использованы музыкальные произведения на стихотворения поэта «Поет зима, аукает..», «Отговорила роща золотая», «Клен».
-
С.А.Есенин. Творчество разных лет 2024
Работа посвящена творчеству с.Есенина разных лет.
-
С.Г. Нечаев. "Катехизис революционера" 2010
Представлено интегрированное занятие в рамках элективных курсов по истории "Исторический портрет" и литературе "Тайны текста" в 9-м классе.
-
С.Есенин "Не жалею, не зову, не плачу" 2013
Открытый урок в 11-м классе представляет собой урок-исповедь, на котором показана динамика развития лирики Есенина, ее гуманистический и трагический пафос, ее взаимосвязь с мировоззрением поэта на определенном этапе творчества. Метод обучения: эмоционально-образное постижение произведений искусства.
-
С.Есенин – народный поэт. 11-й класс 2011
Цель урока – познакомить учеников с особенностями мировосприятия поэта; показать народность творчества С.Есенина.
-
С.Есенин. Лирика 2008
В ходе подготовки к уроку была проведена следующая работа: предварительное прочтение, выбор и заучивание наизусть стихотворений Есенина; подготовка студентами сообщений о жизни и творчестве поэта; создание студентами буклета "Истоки русского национального в характере С.Есенина".
-
С.Есенин. Стихотворение "Береза" 2003
В представленной вашему вниманию работе предлагается анализ поэтического текста хорошо известного стихотворения С. Есенина "Береза". Достижение умения проникать в подтекст лирического стихотворения, умения пользоваться литературоведческой терминологией, вовлечение в размышление - успешные шаги к анализу совместно с учащимися.
-
"С.Есенин. Стихотворение "Береза"". 5-й класс 2013
Восприятие поэзии невозможно только через чтение, глубокий анализ раскрывают идею стихотворения, отношение автора. Умение анализировать поэтическое произведение должно вырабатываться у учащихся в 5-м классе. Прием цветописи расширяет представление о стихотворении и лирике С.Есенина. Подготовка домашних заданий учит детей творить стихи самим и, постигая красоту рифмы, погружаться в «таинственный мир волшебных дум».
-
С.Маршак. "Двенадцать месяцев" 2011
Цели урока: продолжить знакомство детей с творчеством С.Я. Маршака; самостоятельно искать и проверять новые знания по теме; развивать навыки выразительного чтения, умение аргументировать своё мнение, развивать речь; обогащать словарный запас детей; развить креативность мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе.