Литература
-
Своеобразие метафоры в лирике Сергея Есенина 2016
Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Через анализ стихотворений учащиеся приходят к пониманию творческого метода поэта, формируют собственное понимание образа природы в лирике поэта. В конце урока создается педагогическая ситуация для размышления о взаимосвязи человека и природы в творчестве Есенина.
-
"Своеобразие осмысления христианских тем и идей в русской литературе XVIII века" 2010
Цель урока: показать процесс европеизации русской культуры на примерах произведений русских писателей XVIII века; познакомить с антиклерикальной сатирой А.Д. Кантемира ("На хулящих учение"); познакомить с научно-философской поэзией М.В. Ломоносова ("Письмо о пользе стекла"); рассмотреть роль церковнославянского языка в развитии русской словесности XVIII века ("Письмо о правилах российского стихотворства").
-
Своеобразие поэтического стиля Николая Клюева 2005
В предложенных материалах к уроку по творчеству Николая Клюева рассматривается место лирики Н. Клюева в русской крестьянской поэзии, основные темы его творчества. Более подробно освещаются особенности поэтического стиля Н. Клюева (использование цветописи, употребление окказиональных слов, сложных эпитетов, формирование символов).
-
Своеобразие творческой манеры О.Генри-рассказчика 2020
Цели урока: знакомство учащихся с рассказами О.Генри, с особенностями его творческой манеры; развитие умения внимательно читать художественные произведения, характеризовать героев, определять жанровое и идейно-художественное своеобразие рассказов; воспитание чувства прекрасного, интереса к русской и зарубежной классической литературе. Учащиеся представляют любимые рассказы О.Генри и объясняют свой читательский выбор.
-
«Своеобразие языка поэзии Есенина». 5–11-й класс 2015
Урок посвящен творчества Сергея Есенина. Анализируются отрывки из стихотворений C. Есенина, подробно описываются изобразительно-выразительные средства, творческая манера автора, своеобразие языка его поэзии.
-
"Свой жребий я благославляю..." «Сияние России». Дни русской духовности и культуры 2023
В презентации дается анонс художественных произведений о декабристах.
-
Своя игра "А знаете ли вы жизнь и творчество А.С.Пушкина?" 2023
Представлена презентация к викторине по теме "А знаете ли вы жизнь и творчество А.С.Пушкина?", проходящей в форме своей игры.
-
Своя игра "Есенин – сын земли раздольной" 2023
Цель мероприятия: расширить и обобщить знания учащихся о жизни и творчестве С.А.Есенина.
-
Своя игра "Литературные отцы" 2024
Своя игра по теме "Литературные отцы" оформлена в форме презентации.
-
Своя игра "Мифы Древней Греции" 2024
Представлена презентация к Своей игра по теме "Мифы Древней Греции".
-
Своя игра по биографии и творчеству И.С.Тургенева 2020
Представлена презентация по биографии И.С.Тургенева.
-
Своя игра по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2013
Учащиеся обобщают материал, у них появляется интерес к дальнейшему изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского. Вопросы и задания составлены по книге С.В. Белова "Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание": комментарий".
-
"Своя игра" по биографии и творчеству А.С. Пушкина 2013
Урок обобщения знаний проводится среди обучающихся 8–9-х классов в форме известной телевизионной игры «Своя игра». Отличие в том, что обучающиеся играют не индивидуально, а коллективно. Для того чтобы игра прошла организованно, выбирается капитан команды, который будет называть тему и озвучивать ответ.
-
"Своя игра" по литературе 2008
Нестандартный урок "Своя игра" предназначен для учащихся, которые приезжают в краевые и всероссийские детские центры и занимаются в условиях временного детского коллектива. Учителя обычной школы также смогут его провести, подводя итоги за четверть и полугодие.
-
"Своя игра" по литературе 2011
Задачи урока: обобщить ранее изученный материал по творчеству Н.В. Гоголя; создать условия для развития мыслительной деятельности, быстроты реакции; содействовать формированию интереса к литературе.
-
"Своя игра" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 8-й класс 2022
«Своя игра» по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" для учащихся 8-х классов предназначена для проведения на заключительном уроке после изучения и анализа текста. Также материал подойдет и для предметной недели литературы в школе. Данный вид работы помогает не только проверить знание текста, но и развивает навыки работы с текстом, улучшает устную речь учащихся.
-
"Своя игра" по произведениям А.С. Пушкина (6-й класс) 2009
В целях поддержания интереса к творчеству писателя и мотивации к учебной деятельности после изучения биографии и творчества А.С.Пушкина проводится урок-обобщение в форме «Своей игры» с отступлениями от традиционных правил. Команды выбирают вопрос по очереди, а не по времени, что заставляет игроков не дать возможности сопернику выбрать и ответить на более «дорогой» вопрос.
-
"Своя игра" по пьесе А.Н. Островского "Гроза" 2011
Урок литературы по пьесе А.Островского "Гроза" проводится в форме известной телевизионной игры "Своя игра". Для того чтобы каждый ученик мог принять участие в игре, на уроке были приняты следующие условия: вопросы для розыгрыша необходимы для предоставления права выбирать тему и вопрос; если ученик затрудняется, то право ответить передается учащемуся, поднявшему руку первым; баллы суммируются; если ответ неверный, то баллы снимаются.
-
"Своя игра" по русскому языку, литературе, МХК. 6-й класс 2014
Интеллектуальные игры наиболее полно раскрывают способности учащихся, развивают любознательность, познавательный интерес к учебным дисциплинам; учат общению со сверстниками и единомышленниками. Автор представляет лингвистическую игру «Своя игра» по русскому языку, литературе, МХК.
-
"Своя игра". К 200-летию Бородинского сражения 2012
Своя игра проводилась с разновозрастными командами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм.
-
"Своя игра": "Жизнь и творчество Т.Г. Шевченко" 2006
Сценарий интеллектуальной игры по творчеству Тараса Шевченко разработан в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра». Тему участники узнают за неделю до соревнования. Создаются две команды с минимальным числом игроков 5 человек. Командам предлагается выбрать из категорий «Факты», «Бессмертные творения», «Оренбуржье», «Художник» вопросы разной сложности. Подробные ответы учитель использует в качестве комментария к высказываниям команд-участников.
-
"Связало нас страдание…" (Ф.М. Достоевские и М.Д. Исаева). Региональный компонент в преподавании литературы 2010
В маленьком городке Кузнецке Томской губернии Фёдор Михайлович Достоевский провёл лишь несколько недель, но здесь свершилось важное событие в его жизни: женитьба на Марии Дмитриевне Исаевой. О развитии их отношений, венчании и совместной жизни рассказывает данная статья. Материал может быть использован во внеклассной работе или при изучении биографии писателя.
-
Связь времени и места в художественном повествовании (А.С. Пушкин. "Капитанская дочка") 2009
Урок-исследование представляет собой отчет о групповой творческой работе учащихся. Целями урока являются: постижение некоторых особенностей Пушкина-художника, углубление представления о нем; оценивание смысла и значения художественных деталей, зарисовок, диалогов, композиций. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.
-
Святое чувство материнства (по рассказу А.Платонова "Корова") (6-й класс) 2009
Автор предполагает анализ литературного произведения в сопоставлении с близкими по идейному содержанию произведениями других видов искусства. На уроке используется технология холистического обучения, основанная на природосообразности ученика, в основе которой лежат методы, сочетающие работу обоих полушарий головного мозга. Кроме аналитической работы и речевой деятельности, дети сами создают живописные образы, слушают музыку, погружаются в ситуацию, представленную автором в произведении.
-
"Святому братству верен я". Лицейская дружба Пушкина 2009
Урок помогает воспитывать стремление дружить, помогать друг другу, быть сплоченными.
-
Святочные рассказы. П.Хлебников «Рождественский подарок» 2018
Данный урок представляет собой один из уроков внеклассного чтения по теме «Святочные рассказы». Будет интересен и полезен учащимся 5–6-х классов. Работа на уроке способствует нравственному воспитанию учащихся, формирует интерес к процессу осмысленного чтения.
-
Святочный рассказ (по произведениям Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке", А.И. Куприна "Чудесный доктор") 2013
Урок определения понятия "святочный рассказ", жанровых особенностей на примере художественных произведений.
-
Святочный рассказ как литературный жанр (на примере рассказа А.И. Куприна "Тапер" и "Чудесный доктор"). 5-й класс 2010
Изучение теоретических понятий на уроке литературы не имеет самоценности, оно не должно отрываться от процесса изучения литературного произведения. Знакомство с новым жанром должно происходить в доступной для учеников форме. В ходе урока учащиеся через анализ произведений А.И. Куприна "Тапер" и "Чудесный доктор" самостоятельно формулируют понятие "святочный рассказ", что позволяет развивать коммуникативную и культурологическую компетенции учащихся, воспитывать чувство сострадания к ближнему
-
«Священный огонь жизни, веры, надежды, любви». Литературно-музыкальная композиция к 75-летию Победы в Сталинградской битве 2018
Торжественная встреча учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны состоялась в школьном музее Боевой Славы как продолжение урока литературы, посвященного знаменательной дате. Литературно-музыкальная композиция «Священный огонь жизни, веры, надежды, любви» воспитывает гражданско-патриотические чувства учащихся, расширяет представления о Сталинградской битве как одной из славных и важных вех отечественной истории.
-
Севастопольская битва: поражение и победа (по рассказу Л.Н. Толстого "Севастополь в декабре месяце") 2018
Урок-исследование по рассказу Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце» позволяет обучающимся найти факты, указывающие на поражение и победу русской армии в Крымской войне 1853–1856 г., и убедиться в невозможности не только взять Севастополь, но и «поколебать где бы то ни было силу русского народа». Межпредметные связи с уроками истории, ОРКСЭ, ИЗО.