Ход урока
1. Орг.момент.
2. Вступительное слово.
Сегодня мы поговорим о сказках. Приложение 1
Сказка знакома вам как читателям давным-давно. Наверное, вы даже можете вспомнить, когда произошло это знакомство. Сказки – это ваши первые книжки. На сегодняшний день вы стали опытными читателями. К 5-ому классу вы прочитали очень много сказок.
3. Беседа.
1. Назовите сказки, с которыми вы знакомы.
2. Что же такое сказка? Как вы думаете? (Прежде всего это вымысел. Сказка - это фантастическая история). Давайте запишем определение сказки.
Сказка – это короткая фантастическая история.
3. Читаем статью учебника "Русские народные сказки" (учебник с. 8-10)
4. Определение сказки записываем в тетрадь (учебник с. 10)
5. Каких героев сказок вы можете назвать? (Кощей Бессмертный, Вас.Премудрая, Ив.Дурачок, царь Горох и др.)
6. С каких слов начинается сказка? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве)
Каждая сказка начинается с зачина. В зачине, то есть в начале сказки, названы герои, события и место действия.
Например: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна.
7. В некоторых сказках бывают присказки (т.е. рассказчик подготавливает нас к прослушиванию сказки и вводит нас в сказочную атмосферу)
Например: это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.
Присказка может быть в середине рассказа.
Например: скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.
Присказка может быть и в конце.
Например: И я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
8. В каждой сказке есть концовка, которая помогает рассказчику завершить повествование.
Например: и стали они жить-поживать и добра наживать.
9. Вы, наверное, обращали внимание, что важное событие в сказке происходит по 3 раза. «3» - это волшебное, сказочное число.
Например: в сказке «Марья Моревна» - 3 сестры, у царя – 3 сына, герой проходит 3 испытания.
Приведите свои примеры.
4. Читаем учебник. (учебник, с. 12)
Сейчас мы с вами запишем, какие бывают сказки (составляет кластер):
1. Сказки о животных ( животные наделяются человеческими качествами). Приведите примеры.
2. Бытовые сказки (рассказывают о жизни людей). Приведите примеры.
3. Волшебные сказки (чудесное действие)
5. Закрепление пройденного.
Задание 1: Определите к какому типу относится эта сказка. Назовите черты данного типа сказок.
«Журавль и цапля» (см. приложение 2) – о животных.
«Солдатская шинель» (см. приложение 3) – бытовая.
Задание 2: рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок. Назовите эти сказки. (работа с учебником: с. 10-11)
6. Выразительное чтение.
Начинаем читать сказку «Царевна-лягушка». (учебник с.13)
7. Рефлексия.
1) Что нового вы узнали на уроке о сказках?
2) Как вы оцениваете свою работу?
3) Захотелось ли вам дочитать сказку "Царевна-лягушка до конца? Почему?
8. Домашнее задание: дочитать сказку «Царевна-лягушка» до конца (учебник - 1 ч., с.13-24), пересказывать.