Цели:
1. Образовательная:
- помочь учащимся осмыслить позицию автора в вопросах о смысле жизни человека на земле, о противостоянии свободы личности и несвободы, его взгляд на то, кого можно назвать духовной личностью;
- развивать умения текстуального анализа художественного произведения.
2. Развивающая:
- вовлечь учащихся в процесс познания, развивая в них навыки свободного суждения, образного мышления;
- развивать умения выделять основные нравственные проблемы, видеть взаимосвязь мировоззрения и творчества писателя.
3. Воспитывающая:
- развитие коммуникативных способностей учащихся;
- воспитание упорства в достижении цели.
Методы обучения: проблемно-поисковый, эвристический, «вслед за автором».
Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, фронтальная, индивидуальная, групповая.
План урока:
- Анализ восприятия романа и самостоятельных наблюдений над его композиционной структурой.
- Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским первоисточником (индивидуальное задание).
- Философско-этическая проблематика ершалаимских глав (коллективный, групповой анализ важнейших эпизодов)
- Обобщение урока. Подбор эпиграфа к уроку.
- Домашнее задание.
- Итоги урока.
Оборудование:
- портрет М Булгакова;
- иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита»;
- роман М Булгакова «Мастер и Маргарита».
Ход урока
I. Первая учебная ситуация.
Организационный момент.
Приветствие. Организация внимания.
Постановка цели урока:
а) текстуальный анализ евангельских глав романа с
элементами исследования;
б) доказать всем ходом урока тезис: «Мастер и
Маргарита» – нравственно-философский роман;
в) по ходу обсуждения подобрать эпиграфы к уроку и ответить на основной вопрос урока:
- Кто главный герой ершалаимских глав романа?
II. Вторая учебная ситуация.
Анализ восприятия романа и его композиционной структуры.
- Какую роль играет автор в романе? (Работа с памяткой.)
- Как выражается авторская позиция в прозаическом произведении?
III. Третья учебная ситуация.
Индивидуальное задание.
Сопоставление ершалаимских глав романа с источниками евангелистов Матвея и Иоанна.
Основные выводы: расхождение с евангельскими текстами проявляется в нетрадиционной транскрипции имен и званий, в возрасте и происхождении героя, в отсутствии вокруг него 12 апостолов, в судьбе Иуды, в истории погребения Иешуа, ограниченной важнейшими Нравственными постулатами («Все люди добрые»).
- В чем смысл такой интерпретации?
IV. Четвертая учебная ситуация.
Философски-этическая проблематика ершалаимских глав.
Цель: выявление авторской позиции в нравственных вопросах глав романа.
1. Чтение в лицах диалога Иешуа и Пилата.
- Каким предстает перед нами Иешуа? Понтий Пилат?
- Иешуа – духовная личность. Проповедует один из постулатов проповедей Иисуса: «Все люди добрые».
- Понтий Пилат – человек сильный, всемогущий, наделенный огромной властью наместник Рима, прокуратор Иудеи.
2. Задание для класса. Сравнить портреты героев во второй главе.
- Понтий Пилат: «... одет в белый плащ с кровавым подбоем...» (двухцветность подчеркивает противоречивость героя).
- Иешуа: «... в голубом хитоне, ... смотрел с тревожным любопытством...» (беззащитность).
Антитеза.
- Как назвать планы изображения героев? (Обобщенно-философским.)
- Что проповедует Иешуа? Ваше понимание его проповеди.
- А каково твердое убеждение Пилата, прокуратора Иудеи?
Вывод. Каждое слово в напряженном диалоге прокуратора и арестованного исполнено высокого и зловещего смысла. В сущности сталкиваются два мировоззрения, два мира. Один – мир власти, а другой – мир добра и справедливости.
V. Пятая учебная ситуация.
Подробнее остановимся на том, как проявляется наша тема на уровне художественной детали. Цель: развитие умения работать с тектом, умение выделять главное, видеть взаимосвязь повествования со взглядами автора на изображаемое.
Групповая работа.
- Как ведет себя Понтий Пилат по отношению к Иешуа в начале их встречи и почему?
- Когда и почему меняется отношение прокуратора к бродячему философу?
- Какую роль играет видение головы кесаря? Перед какой нравственной проблемой встает Пилат, увидев лица Иешуа и Тиберия?
Каждая группа исследует текст второй главы со своей точки зрения и делает сообщение.
Выводы. Макровыбору на уровне сознания (послать Иешуа на казнь) предшествует на уровне подсознания. микровыбор на уровне подсознания Компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него дороже жизни, а для Пилата – власть.
- Каково наказание, уготованное Пилату?
Наказание в бессмертии. Бессмертие Пилата мучительно, тягостно, изнуряющее, позорно, тогда как в памяти людей имя Иешуа связано с представлением о добре, нравственной чистоте.
VI. Шестая учебная ситуация. Обобщение.
- Кто главный герой ершалаимских глав? Почему?
- Какие ценности утверждает автор?
- Как и зачем соединил автор исторический, реальный, вечный планы изображения произведения?
Индивидуальное задание.
Исследование временных рамок действий в романе.
- Почему «Мастер и Маргарита» – нравственно-философский роман? Ваши эпиграфы.
- «Каждому будет дано по его вере».
VII. Вывод по уроку.
Погружаясь в русскую литературу, невольно попадаем в нелегкое нравственное испытание. Нравственное испытание – это выбор, который мы мысленно делаем, ставя себя в ситуацию героев. М Булгакова. В этом выборе наша оценка, наши представления, наши убеждения.
VIII. Домашнее задание.
Продолжить систему ценностей автора, но уже по страницам, посвященным Мастеру и Маргарите.
Индивидуальное задание: сообщение о судьбе Мастера и его романа; сообщение о Маргарите.
IX. Итоги урока.