Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Ершалаимские главы в контексте романа

Разделы: Литература


Цели:

1. Образовательная:

  • помочь учащимся осмыслить позицию автора в вопросах о смысле жизни человека на земле, о противостоянии свободы личности и несвободы, его взгляд на то, кого можно назвать духовной личностью;
  • развивать умения текстуального анализа художественного произведения.

2. Развивающая:

  • вовлечь учащихся в процесс познания, развивая в них навыки свободного суждения, образного мышления;
  • развивать умения выделять основные нравственные проблемы, видеть взаимосвязь мировоззрения и творчества писателя.

3. Воспитывающая:

  • развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • воспитание упорства в достижении цели.

Методы обучения: проблемно-поисковый, эвристический, «вслед за автором».

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, фронтальная, индивидуальная, групповая.

План урока:

  1. Анализ восприятия романа и самостоятельных наблюдений над его композиционной структурой.
  2. Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским первоисточником (индивидуальное задание).
  3. Философско-этическая проблематика ершалаимских глав (коллективный, групповой анализ важнейших эпизодов)
  4. Обобщение урока. Подбор эпиграфа к уроку.
  5. Домашнее задание.
  6. Итоги урока.

Оборудование:

  • портрет М Булгакова;
  • иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита»;
  • роман М Булгакова «Мастер и Маргарита».

Ход урока

I. Первая учебная ситуация.

Организационный момент.

Приветствие. Организация внимания.

Постановка цели урока:

а) текстуальный анализ евангельских глав романа с элементами исследования;
б) доказать всем ходом урока тезис: «Мастер и Маргарита» – нравственно-философский роман;
в) по ходу обсуждения подобрать эпиграфы к уроку и ответить на основной вопрос урока:

- Кто главный герой ершалаимских глав романа?

II. Вторая учебная ситуация.

Анализ восприятия романа и его композиционной структуры.

- Какую роль играет автор в романе? (Работа с памяткой.)

- Как выражается авторская позиция в прозаическом произведении?

III. Третья учебная ситуация.

Индивидуальное задание.

Сопоставление ершалаимских глав романа с источниками евангелистов Матвея и Иоанна.

Основные выводы: расхождение с евангельскими текстами проявляется в нетрадиционной транскрипции имен и званий, в возрасте и происхождении героя, в отсутствии вокруг него 12 апостолов, в судьбе Иуды, в истории погребения Иешуа, ограниченной важнейшими Нравственными постулатами («Все люди добрые»).

- В чем смысл такой интерпретации?

IV. Четвертая учебная ситуация.

Философски-этическая проблематика ершалаимских глав.

Цель: выявление авторской позиции в нравственных вопросах глав романа.

1. Чтение в лицах диалога Иешуа и Пилата.

- Каким предстает перед нами Иешуа? Понтий Пилат?

  • Иешуа – духовная личность. Проповедует один из постулатов проповедей Иисуса: «Все люди добрые».
  • Понтий Пилат – человек сильный, всемогущий, наделенный огромной властью наместник Рима, прокуратор Иудеи.

2. Задание для класса. Сравнить портреты героев во второй главе.

  • Понтий Пилат: «... одет в белый плащ с кровавым подбоем...» (двухцветность подчеркивает противоречивость героя).
  • Иешуа: «... в голубом хитоне, ... смотрел с тревожным любопытством...» (беззащитность).

Антитеза.

- Как назвать планы изображения героев? (Обобщенно-философским.)

- Что проповедует Иешуа? Ваше понимание его проповеди.

- А каково твердое убеждение Пилата, прокуратора Иудеи?

Вывод. Каждое слово в напряженном диалоге прокуратора и арестованного исполнено высокого и зловещего смысла. В сущности сталкиваются два мировоззрения, два мира. Один – мир власти, а другой – мир добра и справедливости.

V. Пятая учебная ситуация.

Подробнее остановимся на том, как проявляется наша тема на уровне художественной детали. Цель: развитие умения работать с тектом, умение выделять главное, видеть взаимосвязь повествования со взглядами автора на изображаемое.

Групповая работа.

  1. Как ведет себя Понтий Пилат по отношению к Иешуа в начале их встречи и почему?
  2. Когда и почему меняется отношение прокуратора к бродячему философу?
  3. Какую роль играет видение головы кесаря? Перед какой нравственной проблемой встает Пилат, увидев лица Иешуа и Тиберия?

Каждая группа исследует текст второй главы со своей точки зрения и делает сообщение.

Выводы. Макровыбору на уровне сознания (послать Иешуа на казнь) предшествует на уровне подсознания. микровыбор на уровне подсознания Компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него дороже жизни, а для Пилата – власть.

- Каково наказание, уготованное Пилату?

Наказание в бессмертии. Бессмертие Пилата мучительно, тягостно, изнуряющее, позорно, тогда как в памяти людей имя Иешуа связано с представлением о добре, нравственной чистоте.

VI. Шестая учебная ситуация. Обобщение.

- Кто главный герой ершалаимских глав? Почему?

- Какие ценности утверждает автор?

- Как и зачем соединил автор исторический, реальный, вечный планы изображения произведения?

Индивидуальное задание.

Исследование временных рамок действий в романе.

- Почему «Мастер и Маргарита» – нравственно-философский роман? Ваши эпиграфы.

  • «Каждому будет дано по его вере».

VII. Вывод по уроку.

Погружаясь в русскую литературу, невольно попадаем в нелегкое нравственное испытание. Нравственное испытание – это выбор, который мы мысленно делаем, ставя себя в ситуацию героев. М Булгакова. В этом выборе наша оценка, наши представления, наши убеждения.

VIII. Домашнее задание.

Продолжить систему ценностей автора, но уже по страницам, посвященным Мастеру и Маргарите.

Индивидуальное задание: сообщение о судьбе Мастера и его романа; сообщение о Маргарите.

IX. Итоги урока.

Самоанализ урока литературы в 11 классе по теме «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – «Ершалаимские главы»