Цель урока: углубить понятие о символизме; соотнести философию В.Соловьева с творчеством А.Блока; проанализировать стихотворение А.Блока «Вхожу я в темные храмы.
Задачи:
- Общие: сформулировать основные черты символизма как литературного направления, произвести анализ стихотворения с содержательной, образной и языковой стороны;
- Межпредметные: проследить «музыку» стиха, живописность образов;
- Личностные: соприкоснуться с высокой поэзией символизма, обогащающей личность глубиной содержания, образностью и художественностью языка.
Слово учителя.
– Вспомним основные черты символизма.
Предыстория создания.
(В 1892 г. Дмитрий Мережковский публикует книгу
стихов «Символы» и обосновывает необходимость
нового миропонимания в трактате «О причинах
упадка и о новых течениях современной русской
литературы». Затем в 1894 г. Валерий Брюсов в
предисловии к первому выпуску сборника Русские
символисты» пишет: «Цель символизма – рядом
сопоставленных образов как бы загипнотизировать
читателя, вызвать в нем известное настроение».
Но все эти заявления были лишь подступам и к
существу нового течения. Настояший русский
символизм начинается на рубеже 1890-1900-х годов,
когда «младшие символисты» (Александр Блок,
Андрей Белый, Вячеслав Иванов) обратились к
философии мыслителя и поэта Владимира
Соловьева, который одухотворил художественные
искания своих молодых современников высокими
идеалами любви, добра и красоты. «Поэзия
символистов, – отмечал Н.А.Бердяев, – выходила за
пределы искусства, и это была очень русская
черта. Период так называемого «декадентства» и
эстетизма у нас быстро кончился, и произошел
переход к символизму, который означал искания
духовного порядка, и к мистике. Вл. Соловьев
был для Блока и Белого окном, из которого дул
ветер грядущего».
Русский символизм опирается на способность
поэзии к «интуитивному прозрению сущности бытия.
Обычному восприятию дана лишь внешняя видимость
мира, но за грубой и лживой корой скрываются
непознанные глубины истинной жизни; мир –
двойственен, и лишь поэт способен услышать «зов
другой души» (Вл. Соловьев)…
Иными словами, писатели-символисты исходили в
своем творчестве из идеи двоемирия: мы
живем в мире, который имеет иерархию. Есть мир
высший и есть мир низший. Низший – это
реальность, действительность, где человек
проживает земной путь (мир тела), он материален,
предметно выражен, рационален, имеет начало и
конец. И есть другой мир. Мир бесконечного,
небесного, где царствует дух. Он непредметен, иррационален
( не мысль торжествует, а чувство, интуиция).
Человек живет в мире земном, предметном. Но душа
стремится к духовному миру, прекрасному,
совершенному. Вл. Соловьев развил учение о
единении, соборности двух миров. Эта мысль и
определила взгляды символистов. Мостиком между
двумя мирами является творчество.
Через творчество приблизиться к высокому.
Творчество – путь, когда человек поднимается над
плотской жизнью. Творчество – понятие
иррациональное, интуитивное. Если творчество
преображает человека духовно, значит оно
жизнеустроительная сила. Талант (поэт,
композитор, писатель) – у него особая
миссия жреца, пророка, он наделен
способностью приближаться к совершенному,
духовному.
В этом контексте задача писателя – отправляясь
от мира реального , проникнуть в мир истинный,
ирреальный и тем самым приблизиться к Высшему
разуму. Символ – словесный знак,
образ, содержащий в себе множество значений,
часто туманный, но выражающий настроение поэта,
его лирическую стихию. Для символистов мир, жизнь
многомерны, сложны и неисчерпаемы. Истина не
дана, а скрыта и в глубине космической жизни, и в
глубинах человеческого духа.)
Учитель: влияние философии Владимира Соловьева на творчество А.Блока. (Лекция)
«Младшие символисты» видели в символе «окно в
Вечность», в иные, таинственные миры. Это было
Претворение в поэтическом видении идей
Вл.Соловьева, который утверждал, что миром
правит Мировая Душа, Вечная Женственность.
Идея заимствована у немецких романтиков (Гете,
Новалис, Тик и др.), которые все земное
рассматривали через отношение к небесному,
вечному и которые верили в скорое пришествие
Души Мира–Софии – Царицы Небесной, что станет
знаком изменения и преображения всего сущего.
Блок наиболее воспринял тезис о том, что «в
индивидуальной любви проявляется любовь
мировая, и сама любовь к миру открыта через
любовь к женщине».
Мистический образ носительницы «Вечной
Женственности», «Девы Радужных Ворот», «Царицы»,
«Таинственной подруги» и образ поэта – ее
жреца, рыцаря, служителя были усвоены Блоком и
претворились в «Стихи о Прекрасной Даме» еще и в
связи с личными романтическими переживаниями –
увлечением Любовью Менделеевой. В этой
книге Любовь принимает характер возвышенно
служения, молитв, возносимых уже не простой
женщине, а Владычице Вселенной»:
…Здесь, внизу, в пыли, уничиженьи,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаещь Ты.
(«Прозрачные, неведомые тени…»)
Сюжет блоковского сборника – это сюжет
ожидания встречи с возлюбленной. Участники этого
сюжета – «он» и «она». Встречи, которая
преобразит мир и героя, соединит землю с небом.
Мотив ожидания, томление, напряженное
вслушивание, всматривание, угадывание,
предчувствие – вот на чем строится цикл.
Многопланов облик героини. С одной стороны, это
вполне реальная женщина, каждое свидание с
которой открывает в ней лирическому герою
какую-либо новую черту. «Она стройна,
высока,//Всегда надменна и сурова». Герой видит ее
«каждый день издалека» или встречает «на
закате».
С другой стороны она – мистический образ «Девы»,
«Зари», «Величавой Вечной Жены».Безмолвная,
невидимая и неслышимая, Она бесплотное
средоточие веры, надежды, любви лирического
героя.
Анализ стихотвоения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…».
– Какой предстает героиня всего цикла стихов о
«Прекрасной Даме»? (Только образ, лишь сон о
Ней», Не слышны ни вздохи, ни речи», ничего от
земной женщины, образ создан воображением, верой
героя).
– Как создается образ такой, неземной женщины?
а) Назовите контекст, в котором образ появляется
и живет? (В атмосфере храма: мерцание лампад,
ласковые свечи, высокие колонны – знаки
атмосферы храма).
б) В каком контексте живет образ? (Значимость
имен, которыми называет герой свою даму
:Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Святая,
Милая).
в) Через что создается контекст? (Эпитеты,
сопровождающие образ, расширяют пространство –
«озаренный образ», «отрадные черты», «Ты–
Милая»).
– В каких знаках является этот образ? («Улыбки,
сказки, сны» – знаки внутреннего мира человека,
т.е. знаки иррационального мира– эмоции,
воображение, подсознание. Образ Божественный в
своей неземной сути: в ее чистоте, святости,
красоте души).
– Мы знаем, кто Она? Откуда? (Не знаем. Мотив
тайны, загадки лежит в основе создания ее образа).
– Как переживает лирический герой свое ожидание
встречи? Какими глаголами передано его
психологическое состояние? (Жду, дрожу, верю).
– Дрожу. Объясните это напряженное
психологическое состояние героя. Почему так
важна встреча для героя? (Встреча перевернет
весь его мир, преобразит его. Эта встреча как
надежда на достижение идеала).
/
/
/
Вхожу я в темные
храмы,
Стихотворение состоит из
4-х.строф.
Совершаю бедный
обряд. Размер:
трехударный дольник.
/
/
/ Стопа:
разносложная с ударением на разных слогах.
Там жду я Прекрасной
Дамы 4
строфы – четверостишия
В мерцаньи красных
лампад. Рифмовка:
АВАВ – перекрестная (амфибрахий)
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки, сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
В основе дольника лежит традиционный стихотворный размер, который время от времени нарушается: между ударными слогами может находиться 1-2 (до 3-х) безударных. Таким образом, ритм создается не равномерным чередованием ударных и безударных слогов (как в силлабо-тонической системе), а выравненностью количества ударений в стихах (как в тонической системе).
Домашнее задание: стихотворение наизусть, анализ стих., пересказ лекции.