Литература
-
С.Сейфуллин "Жаворонок", В.Жуковский "Жаворонок" 2011
Стихотворения С.Сейфуллина и В Жуковского "Жаворонок" обогащают духовный мир ребенка, учат видеть красоту в природе, На уроке используется один из методов развивающего обучения – аналитическая беседа. Суть данного метода состоит в "пошаговой" отработке учебного материала, применяя приёмы логического мышления (анализ, сравнение, обобщение), приёмы умственной деятельности (выделение главного, выявление причины и следствия, раскрытие сущности явления) с заключительным выводом.
-
"Сад фруктовой моей великой души". (Урок по ранней лирике В.В. Маяковского в 11-м классе) 2013
Цель урока - определить особенности ранней лирики Маяковского, выявить, в чем заключается своеобразие лирического героя; развивать навыки анализа поэтического текста; воспитывать любовь к слову.
-
Сады и парки Ульяновска – Симбирска 2005
В данном сборнике, подготовленном при участии хороших специалистов, дается описание 75 охраняемых объектов (в основном, памятников природы). Они, как правило, занимают небольшую площадь, но их научная ценность очень высока, так как это наиболее хорошо сохранившиеся островки естественной природы.
-
Салон Анны Павловны Шерер 2004
Материал представляет собой разработку первого урока по содержанию романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Он написан в соответствии с педагогической идеей гуманизации образования и основан на следующих принципах: научный материал на доступном уровне, нравственные проблемы, психологические эффекты, учет творческого потенциала класса, работа с художественной деталью, практическая направленность.
-
Салтыков-Щедрин «История одного города» 2015
Цель урока: дать общее представление о произведении «История одного города», выявить особенности сатиры Салтыкова-Щедрина.
-
Самостоятельная работа как один из способов формирования мыслящей личности 2003
Одно из основных направлений урока литературы - формирование не некоего "среднего ученика", а развитие Личности. А это значит - обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения. А также - уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.
-
"Самостоятельность как необходимое качество успешного человека" (по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 2014
Урок по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» проводился в 7-м классе учебного заведения закрытого типа, где обучаются только мальчики, и построен с учетом гендерного подхода и на основе метапредметности. На уроке применена технология развития креативного мышления (метод шести шляп Эдварда де Боно), элементы занимательности, групповые и индивидуальные формы работы, дифференцированное задание.
-
Самостоятельные работы по русской литературе, 11-й класс 2008
Система самостоятельных и проверочных работ по текстам в 11-м классе позволяет воздействовать на внимание и память учащихся, стимулировать интерес к литературе и контролировать процесс чтения художественных произведений.
-
Самостоятельные работы по русской литературе. 10-й класс 2006
В работе представлена система самостоятельных работ по текстам русской литературы (по произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, М. Е. Салтыкова-Щедрина). Подобные опросы можно проводить на любом этапе работы с художественным текстом: и в начале беседы о произведении (как контроль самостоятельного чтения учащихся), и в завершении (как зачёт, как работа обобщающего характера). Эти работы помогают развивать внимание, память, речь, мышление учащихся. А если самих детей привлечь к составлению таких заданий, то процесс формирования их интереса к литературе становится естественным.
-
Самый лучший флаг 2009
В данной статье представлены стихи о гербе и знамени Российской Федерации.
-
Сатира и юмор в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон". 7-й класс 2013
Автор знакомит учащихся с представлением о комическом (сатира, юмор) в литературе. Знакомит с комическими средствами создания характера, формирует у учащихся навыки анализа сатирического рассказа, воспитывает духовные, нравственные качества учащихся. Учащиеся совершенствуют навыки умения критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, работать с текстом, развивают речь.
-
Сатирическое изображение событий и героев в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2009
Проект пытается сориентировать учителя в многоплановом и обильном литературном потоке, сфокусировать его внимание на главном, которое заключается в постижении глубинной сущности творчества автора, в понимании, зачем создано произведение и почему оно так гармонично укладывается в яркую мозаику, называемую литературным процессом.
-
"Сатирическое произведение XVII в. – "Суд Шемякин"". 8-й класс 2014
Урок проведен в форме беседы, которая опирается на исследовательскую работу детей, практические навыки работы с текстом. Словарная работа и работа над выразительностью речи усилила понимание текста. Очень хорошо на уроке прозвучала связь уроков истории с русской литературой. Интересна словарная работа, с текстом.
-
«Сатиры смелый властелин… Фонвизин, друг свободы…». «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм 2023
Цель урока: ознакомить учащихся с личностью Д.И.Фонвизина, крупнейшего русского драматурга и сатирика второй половины XVIII века, основателя русского реалистического театра, кратко ознакомить с пьесами «Бригадир» и «Недоросль»; на примере жизни и деятельности Фонвизина воспитывать у учащихся твёрдость убеждений, упорство в достижении поставленной цели.
-
Сборник контрольных работ по литературе для 7-го класса по программе Г.С.Меркина 2023
Предлагаемое пособие призвано помочь учителям в организации мониторинга промежуточных результатов литературного образования, что, в свою очередь, даст возможность словеснику скорректировать свою работу и добиться лучших результатов. Кроме того, оно направлено на постепенную и целенаправленную подготовку к государственной итоговой аттестации в 9- и 11-х классах в формате ОГЭ и ЕГЭ.
-
Сборник писем неравнодушных старшеклассников» школы № 531 г.Москвы 2015
Перед вами «Сборник писем неравнодушных старшеклассников» школы 531 г. Москвы. Эти письма адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего нашим ровесникам, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.
-
Свет души моей. 5-й класс 2010
В работе показывается как духовно-нравственное воспитание на уроках литературы способствует воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим.
-
"Свет рождественской звезды". Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика" 2009
На уроке мы не анализируем святочный рассказ Н.С. Лескова, мы разговариваем о добре и зле, об умении прощать, об ответственности за свои поступки. Очень хочется, чтобы ребята поняли: с каждым может произойти чудо, если этого захотеть. Для более образного восприятия использую презентацию в PowerPoint.
-
Свет, или Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма 2012
Цель: формировать навык сопоставительного анализа произведений на примере отрывка романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь».
-
"Светлая душа Лазоревой Бабки" (по рассказу А.И. Щербакова "Лазоревая Бабка"). 8-й класс 2009
Урок представляет фрагмент целой системы уроков по изучению творчества сибирских писателей в рамках краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта. При работе над рассказом формируются навыки аналитической работы с художественным текстом. Учащиеся соотносят образы родных бабушек с Лазоревой бабкой, получают урок гордости и уважения к старшему поколению.
-
"Свобода + творчество + любовь = ?". 9-й класс 2011
Урок литературы в 9-м классе представляет собой комментированное чтение первой главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с элементами дискуссии. Цель: рассмотреть образ Онегина в первой главе романа; описание жизни дворянской столичной интеллигенции; место 1 главы в композиции романа; намечающийся «энциклопедизм» в отражении русской жизни. Во время чтения обращается внимание на характер повествования, простоту, легкость и изящество авторской речи.
-
Свободолюбивый характер Мцыри 2005
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в рамках темы. Целью урока является закрепить навыки рассуждения.
-
Свод воспитательных задач для будущих родителей 2015
Любите детей не за что-то, а несмотря ни на что. Именно тогда ваша любовь будет настоящей, именно тогда ваши дети будут чувствовать, что они любимы и нужны.
-
Своеобразие «футлярной трилогии» А.П. Чехова 2014
В ходе подготовки учащихся к уроку, педагогом предлагается разбить их на три творческие группы, каждая из которых готовит задание по одному из рассказов А.П. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Нарисовать обложку к нему и придумать аннотацию, что подготовит учащихся к осмыслению и творческой переработке нового материала.
-
Своеобразие главного героя романа Ф.М. Достоевского "Идиот" 2008
Цели урока: познакомить учащихся с романом о "положительно-прекрасном" человеке; проанализировать образ героя через призму его отношений с остальными героями; обсудить проблему идеала и действительности; рассмотреть роман в контексте творчества Ф.Достоевского и в контексте всей русской литературы.
-
Своеобразие жанра стихотворение в прозе. Мир и человек в стихотворении "Природа" И.С. Тургенева 2011
Урок литературы, цель которого – расширить представления учащихся о жанре стихотворение в прозе; познакомить с литературным циклом И.С. Тургенева “Стихотворения в прозе”. Для анализа текста предложено его стихотворение «Природа». Структура урока носит традиционный характер, но не является замкнутой. Учащиеся должны самостоятельно определить идейный замысел писателя и подготовить свою интерпретацию авторского понимания закономерностей мироустройства.
-
Своеобразие лирики А.А. Ахматовой 2014
Тема, посвященная А.А. Ахматовой, имеет важное значение в разделе «Поэзия Серебряного века». На занятии используются два важных метода: погружение и проблемно-поисковый. Целесообразно сформировать 5 групп по 5 человек и группу учащихся-аналитиков – 2–3 человека. Задача аналитиков состоит в том, чтобы обобщить сказанное на уроке, найти «минусы» и «плюсы» в ответах товарищей.
-
Своеобразие лирики Анны Ахматовой 2008
Разработка урока литератуы, на котором учащиеся работают над осмыслением роли А.Ахматовой в русской поэзии, выявляя своеобразие ее лирики. На уроке развивается навык исследования и анализа поэтического текста, воспитывается интерес и уважение к поэтическому слову, любовь к творчеству А.Ахматовой.
-
Своеобразие лирики Н.А.Некрасова 2024
Задачи урока: сопоставить средства и приемы раскрытия идеи в поэзии (цветовые эпитеты, описание портрета, сюжетность, лексика); сопоставить строки стихотворений Некрасова и Фета; сопоставить отношение поэтов к роли поэзии.
-
Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского 2015
Цели урока: познакомиться с адресатами любовной лирики Маяковского; раскрыть оригинальность и глубину его стихотворений о любви; убедиться, что любовь в жизни В.В.Маяковского играла определяющую роль, что Маяковский не столько певец революции, сколько живой человек с тонко чувствующей душой, умеющий страдать, мучиться и любить.