Цель: через анализ образа главного героя воспитывать чувство патриотизма, высокие нравственные устои и эстетические ценности учащихся.
Задачи:
- Образовательная: вырабатывать умение перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы, выделять важную информацию.
- Развивающая: способствовать формированию коммуникативной и исследовательской компетентности пятиклассников, обогащать словарный запас учащихся, развивать умение овладевать художественными образами, выразительными свойствами языка.
- Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: беседа с элементами практической работы
Оборудование: компьютер,экран, мультимедийный проектор, технологическая карта (приложение 2), учебник под ред. В.Я.Коровиной.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
- “Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем лучше мы будем знать прошлое, темлегче, тем более глубоко поймем великое значение творимогонами настоящего”, - говорил М.Горький. (Слайд 1)
- Как вы, ребята, понимаете данное высказывание писателя?
(Из фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая родную землю, обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем боролись)
- Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигали необычайной выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и диалогов, лишних описаний. Народ все продумал. Добро всегда торжествует в сказке, зло – наказывается.
- Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” - сказка волшебная,но чем же она отличается от других волшебных сказок?
- Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот вопрос.
- Запишите тему урока в рабочие тетради. (Слайд 2)
II. Анализ текста сказки
- Понравилась ли вам сказка? Почему?
- Кто из героев понравился больше? Почему?
- Какое известие опечалило жителей некоторого государства?
- Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? - Найдите этот эпизод в сказке
(Старшие братья (стр. 29)“Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним дома не тосковать, пусть с вами Иванушка остается, молод онеще, чтоб на бой идти”)
- Только Иванушка не согласился с этим решением, и старики не стали отговаривать, вот и отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали. (Слайд 3)
- Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню.Какая картина представилась братьям?
(Все повыжжено, поломано, ни одной живой души нет. Только избушка одна стоит, да ита еле держится)
- Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?
(За дело взялись.Значит, не напрасно покинули они землю родную))
- Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?
(Сообщение заранее подготовленного учащегося) (Слайд 4)
Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост, являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).
Существует множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла.
- Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?
- Кто оказывается самым организованным?
(Самым бдительным оказывается Иван.“Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться”)
- Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины?
- Как ведет себя в дозоре старший брат?
- Как ведет средний брат?
- Почему же Иван берет всю ответственность на себя?
(Иван понялбесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом)
- Как проходят все бои? Как проявили себя братья в дозоре?
Задание по группам:
- Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах
- Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее. Во время его появления воды на реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли” (Слайд 5,6,7- по ответам групп)
- Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?
- Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?
(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;
Во второй – проявил находчивость, храбрость;
В третий раз Иван решителен, неудержим.)
- Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него?
(Заполнение таблицы в технологической карте)
(Сначала Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями;
во время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;
после побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во времятретьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, -гласит народная мудрость.)
(Слайд 8)
- Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.
Значит, это не просто волшебная сказка, это сказка с героическим содержанием
- Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько значений имеет это слово?
(Два значения:
- Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
- Герой – человек, совершивший героический поступок”) (Слайд 9)
- Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в середине и в конце сказки? (Слайд 10, часть1)
(В начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревнеговорит братьям “Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”
В середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. Обращение “Иван” - уважительное, а Иван – крестьянский сын похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили – Иван Петров сын”) Обращение по имени отчеству надо было заслужить. (Слайд 10, часть 2)
- А как ведут себя старшие братья? Зачем нужны такие помощники?
(И это художественный прием. С помощью такого противопоставления на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель. А ведь вначале братья не хотели брать Ивана с собой. На самом же деле все наоборот: братья бесполезны, а Иван - герой, защитник.)
- А как народ показывает нам врага? Почему называет его не просто Змей Горыныч, а чудо-юдо поганое)
(Он посягает на чужую землю, приносит горе и страдание народу)
Композиция сказки. Особенности.
- Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.
- Как в этой сказке проявляется цифра три?
(Три боя, три брата, три раза бросал предметы-пощники в избушку братьев, три жены, три испытания)
- Какие словосочетания замедляют действие?
(долго ли коротко ли ехали) (Слайд 11)
- Соедините слова в словосочетания. (Работа в тетради)
Добрый зелена Булатный ясный Солнце меч Трава красное Месяц молодец
Эпитет – художественное определение, которое подчеркивает важные для автора качества, свойства, особенности изображаемого предмета, явления, события. (Слайд 12)
Эпитет, прочно закрепленный за одним предметом, называется постоянным (Слайд 13)
IV. Обощение
- Чем заканчивается сказка?
(“А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить поживать, поле пахать да пшеницу сеять”) (Слайд 14)
- В чем необычность концовки сказки?
(В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде.Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь совесть, любящий свою Родину)
- Как можно сформулировать мораль сказки?
(Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы русской земли, это и помогло победить врага)
Игра “Собери пословицу” (Соединение частей пословиц в технологической карте)
- Соберите пословицы, с помощью которых можно выразить основную мораль сказки.
(Слайд 15)
- В каком народе живешь, того и обычая держись.
- Своя земля и в горсти мила.
- Чужая сторона – мачеха, родимая сторона – мать.
- Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
- На Руси не все караси - есть и ерши.
- В чужой монастырь со своим уставом не лезь. (Слайд 16)
Игра “Интервью с литературным героем” (Слайд 17)
- Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским сыном, что бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?
- А чтобы он ответил на этот вопрос?
V. Домашнее задание (Слайд 18)
Обязательно
- Читать по учебнику (стр.39-42) бытовые сказки и сказки о животных. Ответить на вопросы. Принести свои книжки со сказками о животных.
Желательно
- Записать интервью с литературным героем сказки “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо”.