Тема уроков № 18-19 по тематическому планированию: русская литература XIX века. Понятие о романтизме и реализме. В.А.Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады.
Учебник Литература 9 класс В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский (2013 год)
Метод: проектно-исследовательская деятельность.
Часть 1
Цель проекта: выявление русской основы баллады В.А.Жуковского «Светлана».
Гипотеза: основу баллады «Светлана» составляют картины русской жизни и черты русского национального характера.
Задачи:
- Изучить материалы по теме «Баллада В.А.Жуковского «Светлана» в историко-литературном контексте».
- Прочитать баллады «Людмила» и «Светлана» и сравнить их сюжеты.
- Исследовать текст баллады «Светлана», найти средства, помогающие автору изобразить русскую жизнь и русский характер.
- Сделать выводы о русской основе баллады (продукт проекта).
Оборудование:
- Распечатка текста баллады «Светлана» (у каждого учащегося – для пометок и вырезок с целью экономии времени)
- Презентация с наглядным материалом по ходу урока (репродукции).
План урока
1. Вступление
Сегодня нам предстоит знакомство с творчеством знаменитого русского поэта, талантливого переводчика, литературного критика, педагога, основоположника романтизма в русской поэзии Василия Андреевича Жуковского. Именно о нем А.С.Пушкин сказал: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль». А великий литературный критик В.Г.Белинский считал его поэтом, предопределившим творчество А.С.Пушкина.
2. Выступления от групп учащихся:
- Романтизм европейский и русский (2-3 мин)
- Краткая биография В.А. Жуковского (2-3 мин)
- История создания баллады «Светлана» (2-3 мин)
Дома предварительно прочитаны баллады «Людмила» и «Светлана», страницы 127-132 учебника, подготовлены сообщения по материалам учебника.
Баллада – это относительно небольшое лиро-эпическое произведение с фантастическим, сказочным или историческим сюжетом, имеющее завязку, кульминацию и развязку.
3. Актуализация и формулировка проблемы, постановка цели и задач (совместно с учащимися):
Стремясь к полной адаптации баллады на русской почве, Жуковский сделал 3 перевода «Леноры».
Насколько удалось Жуковскому переложить немецкую балладу на русскую почву?
Формулировка цели работы на уроке и выдвижение гипотезы (совместно с учащимися)
Цель: выявление черт русского характера и картин русской жизни в балладе «Светлана»
Гипотеза: основу баллады «Светлана» составляют картины русской жизни и черты русского национального характера.
План работы над проектом на уроке (задачи для 4-х групп)
- Сопоставить сюжеты баллад «Людмила» и «Светлана»
- Подготовить сообщение о крещенских гаданиях, опираясь на примеры из текста.
- Истолковать сон Светланы, выделив образы-символы по направлениям: «обряды», «природа», «место», «предмет», «существо».
- Найти в тексте баллады примеры, характеризующие чувства и действия Светланы, определить ее внутреннее состояние
- Презентация работы групп, выводы
- Общий вывод
Приложение
Презентация работы групп (материал в помощь учителю)
1 группа
Задание: Сопоставить сюжеты баллад «Людмила» и «Светлана».
Сюжет |
«Людмила» |
«Светлана» |
Выводы |
Экспозиция |
Людмила тоскует по любимому и стоит на распутье. Мимо нее проходит ратный строй, но любимого нет. Людмила не хочет жить и говорит об этом матери |
Действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки гадать на своего суженого. |
Русский обряд – крещенские гадания. |
Завязка |
Наступила ночь. Вдруг послышался топот коня, потом шаги, бряцание дверного кольца. Вошел любимый и позвал ее в далекий путь. |
Светлана рассказывает подружкам о своей печали. Оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха. |
Особый обряд – гадание на суженого в одиночку со свечой и зеркалом. |
Развитие действия |
Людмила и ее возлюбленный мчатся в его далекий дом. Людмила робеет, но прильнула к любимому. Она осознает, что ее друг мертв «Что до мертвых? что до гроба? Мертвых дом земли утроба» |
Жених везет ее венчаться. Они едет по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять видит гроб… |
У Людмилы – явь, у Светланы – сон. |
Кульминация |
«Кончен путь: ко мне, Людмила; |
Мертвец в гробу – ее жених. |
Людмила согласна ехать с мертвецом, Светлана противостоит мертвецу с крестом в руке |
Развязка |
Смерть Людмилы. «Смертных ропот безрассуден; Царь всевышний правосуден; Твой услышал стон творец; Час твой бил, настал конец». |
Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым. |
Людмила умирает (она просила смерти, и Творец ей ее послал), Светлана просыпается и все ее беды рассеиваются (она ждала, молилась и верила – Бог ниспослал ей счастье). |
Вывод по сюжету: в каждой композиционной составляющей прослеживается русская основа |
2 группа
Задание: Подготовить сообщение о крещенских гаданиях, опираясь на примеры из текста.
Текст |
Сообщение |
За ворота башмачок, |
Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги башмак и кидали его за ворота на улицу, чтобы узнать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону он обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сторону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж. |
Снег пололи; |
В этом гадании участвовал не только снег, но и скатерть, которую девушки выносили на двор, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий — молодым, а густой — вдовцом. |
… под окном |
Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный — зануду, нетрезвый — мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым. |
…кормили |
Снимали с насеста курицу и давали ей поклевать зерно. Затем зерно пересчитывали. Если число оказывалось парным (чётным), это означало скорое замужество, в противном случае гадальщице предстояло сидеть в девках до следующего года. |
Ярый воск топили; |
Очень распространенное гадание: растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру — смерть. |
В чашу с чистою водой |
Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой»), накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны»). После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились. |
Пой, красавица: „Кузнец, |
Подблюдная песня «Идет кузнец из кузницы» Идет кузнец из кузницы. |
Вот в светлице стол накрыт |
Самым отчаянным и самым, по всеобщему мнению, действенным было гадание с зеркалом и свечою. На него нужна была особая решимость. |
Вывод: Две недели (с 7-го по 19 января) длились святки. Именно этот период считался самым благоприятным (правдивым) для гаданий. С приходом христианства на Русь, святочные гадания не только сохранились, но и приобрели более мистический смысл, и хотя церковь пыталась бороться с суеверием и гаданиями, они бережно передавались из поколения в поколения, и дошли до наших дней в мало измененном виде. Обряд языческий. |
3 группа
Задание: Истолковать сон Светланы, выделив образы-символы по направлениям: «обряды», «природа», «место», «предмет», «существо».
Задание: Истолкуйте сон Светланы
- Дом (свой покидать) – совершите ошибку; входить в дом странного вида – скоро ввяжетесь в необычное дело.
- Венчание – предвестье больших хлопот, волнений и переживаний.
- Поп во время службы – тяжелая болезнь, неверность возлюбленного.
- Церковь: видеть издали – тоска и разочарование; входить в церковь с возлюбленным – скорая разлука с ним
- Кони (провезли через опасное место) - трудности.
- Вьюга – знак быстрых перемен и скорого получения известий.
- Мертвец – ничем не навредит; оживший мертвец – тревога и неприятности; мертвец-возлюбленный – неприятности, разлука, большие переживания.
- Гроб – препятствие в делах.
- Снег – препятствие в делах и неприятности
- Ворон (кружит) - грозит опасность и потери
- Огонек - мечтаете о несбыточном
- Икона – знак печали и терпения; молиться перед иконой – ждите облегчения, утешения в печали, поддержки.
- Свечка «слабо тлится» - скудное существование, недовольство собой и ходом дел.
- Слезы – символ неожиданной радости и утешения в печали.
- Крест - символ спасения, испытаний, надежды. Сжимать крест - выбирать не самый легкий, но достойный жизненный путь.
- Голубь – символизирует получение хорошего извести, покой, блаженство, удовольствие, богатство, успех в делах. Возлюбленным предсказывает верность.
- Хижина - любой сон о хижине предсказывает ухудшение вашего материального положения или здоровья.
Направления |
Образы-символы в балладе |
Значение в сне |
Обряды |
Венчание |
Венчание – предвестье больших хлопот, волнений и переживаний. |
Природа |
Вьюга, снег |
Вьюга – знак быстрых перемен и скорого получения известий. |
Место |
Дом, церковь, хижинка |
Дом (свой покидать) – совершите ошибку; входить в дом странного вида – скоро ввяжетесь в необычное дело. |
Предметы |
Огонек, гроб, икона, свечка, слезы, крест |
Огонек - мечтаете о несбыточном. |
Существа |
Кони, ворон, поп, мертвец, голубь |
Кони (провезли через опасное место) – трудности. |
Вывод: Издавна снам приписывалось особенное мистическое значение. С помощью сновидений человек пытался заглянуть в будущее, объяснить настоящее и понять прошлое. Сны – распространенный прием в художественной литературе. В балладе «Светлана» сон противоречив, причем хорошие предзнаменования появляются именно в конце сна (крест, голубь). Вот баллады толк моей: |
4 группа
Задание: Найти в тексте баллады примеры, характеризующие чувства и действия Светланы, определить ее внутреннее состояние.
Цитата |
Внутреннее состояние героини |
Как могу, подружки, петь? |
Нес сил для веселья |
Мне судьбина умереть |
Чувство вечного одиночества |
Ах! а им лишь красен свет, |
Любовь |
Я молюсь и слезы лью! |
Обращение к Богу – вера. |
Утоли печаль мою, |
Просьба к Богу – вера. |
С тайной робостью она |
Робость, страх, ужас |
Вот перекрестилась; |
Заручилась поддержкой Бога – вера. |
Входит с трепетом, в слезах; |
Страх, слезы, обращение к Богу – вера. |
Что же девица?.. Дрожит... |
Страх перед гибелью |
Глядь, Светлана... о творец! |
Кульминация страх и пробуждение |
Светланин дух |
Растерянность |
«Ах! ужасный, грозный сон! |
Ожидание беды |
Тайный мрак грядущих дней, |
Надежда |
Села (тяжко ноет грудь) |
Внутренние переживания |
Вывод: Светлана грустит, ощущает одиночество; испытывая суеверный страх, решается узнать свою судьбу. Но в то же время она любит, надеется и верит. Верит – в смысле «верует». Она постоянно обращается к Богу, заручается его поддержкой. Даже тогда, когда в гадании она вступает во взаимодействие с нечистой силой, при ней остается крест. На протяжении всей баллады не покидает ощущение, что Светлана внутренне готова принять то, что ей предназначено судьбой – божественное провидение. Это черты русского характера. |
Выводы по реализации проекта:
- Сюжет баллады «Светлана» основан на картинах русской действительности начала 19 века.
- Смешение православных праздников с языческими обрядами характерно для русских (это происходит и в современной действительности).
- Суеверие (в том числе и сны) очень характерно для русского человека.
- «Вера в провидение», по мнению самого автора, - главное. Умение безропотно веровать, смирять свой эгоизм, терпеть лишения – черты русского национального характера. Светлана – «светлая» – свет – вера.
Таким образом, мы подтверждаем, что основу баллады В.А.Жуковского «Светлана» составляют картины русской действительности, основанные на чертах русского национального характера.
Литература
- Учебник. Литература, 9 кл. Часть1. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С.
- Жуковский В.А. Баллады. Поэмы и сказки. М., 1982.
- Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990.
- Сахаров И.П. Сказания русского народа. Т.I. С.-Петербург, 1885.
- Журнале «Литература в школе» №4 за 2011 год. В.Е.Дудина «Баллады Жуковского».
- Словарь литературоведческих терминов.
- Смурова О.Б. Большой универсальный сонник: 100000 толкований. – М.: РИПОЛ классик, 2006. – 800 с. – (Ваша тайна)