Цели и задачи: пронаблюдать за тем, как складывается образ положительного героя; показать, как отражены в мифах представления древних о мироустройстве, о добре и зле; дать понятие "герой" в древнегреческой мифологии, раскрыть многозначность этого понятия; развивать навыки осмысленной работы с текстом; способствовать развитию аналитического мышления; пробудить интерес к античности, способствовать становлению личности.
Форма урока: урок - "Олимпийские интеллектуальные игры".
Методические приемы: обсуждение прочитанного; беседа по вопросам; записи в тетрадях, работа с иллюстрациями, выразительное чтение, работа над обогащением словаря.
МЕТОД: частично-поисковый, репродуктивный
Название урока: Что делает человека героем?
Эпиграф:
Время бежит да бежит. Над землею проносятся годы.
Слава людей увядает, но слава народов -
бессмертна.
Греческий мудрый народ воплотил себя в дивном
Геракле:
Девиз урока: Прокладывай путь к победе не силой, а умом.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: Что делает человека героем?
Ход урока
I. Организационный момент. Актуализация.
1. Объявление темы урока и его целей
(Урок-интеллектуальная игра имеет название, девиз, эпиграф)
II. Вводное слово учителя.
(Группой учащихся исполняется греческий танец, звучит "Сиртаки" )
Создавая сказания о богах и героях, человек делал первый шаг к самопознанию и первый шаг к творчеству. Именно искусство и литература объясняют человеку, каков он есть и каким должен стать.
Литература и искусство зарождались в недрах мифологии. Античная мифология совершила триумфальное шествие по всему миру, она стала неисчерпаемым источником для искусства, критерием и образцом, а знание ее - непременным условием и признаком образованности.
Главная причина триумфа греческой мифологии - ее этическая, нравственная основа. Населяя, как и все, мир страхами и опасностями, греки населили его также мечтами и надеждами, надеждами не на богов - на человека. Эллины уподобили богов людям, так как увидели, что никто не может быть так жесток и ужасен, как человек, так добр и благороден, так сложен и противоречив, как человек. "Много есть на свете поразительного, но нет ничего поразительнее самого человека". Это сказал великий древнегреческий трагик Софокл.
Чтобы понять путь, пройденный человеком за два тысячелетия новой эры и много-много веков до нее, надо вернуться к началам его культуры. "Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности" (А. С. Пушкин).
III. Словарная работа
Беседа
- Тема нашего урока "Подвиги Геракла". А кто такой Геракл?
(Геракл - величайший из героев Древней Греции)
Геракл - герой, особенно любимый и почитаемый древними греками.
- А кто такой герой?
2. Знакомство со значением слова "ГЕРОЙ"
Словарь Ожегова:
Герой - 1.Человек, совершающий подвиги, необычные по своей храбрости,
доблести, самоотверженности.
3. Главное действующее лицо литературного произведения.
- Кто были родители Геракла? (Бог Зевс и смертная женщина Алкмена.)
Но есть еще одно значение слова "герой", которое было распространено в Древней Греции:
"Герой - это сын или потомок божества и смертного человека".
Обычно герой наделен сверхчеловеческими возможностями и непомерной силой, но, в отличие от богов, лишен бессмертия"
(Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. М., 1996).
- Можно ли назвать Геракла героем с точки зрения всех значений? (Да, можно.)
Запись определения понятия "герой" в тетрадь.
Вывод:
Герой - необычный человек, а люди с особыми возможностями встречаются нечасто и объяснить редкие дарования трудно или вовсе невозможно, поэтому такой человек нечто иначе как божественное происхождение.
Комментарий учителя.
Получается, что Гераклу подходят все три определения значения слова "герой": он сын Зевса и земной женщины Алкмены; он главное действующее лицо одного из самых популярных циклов мифов: он необычен по своей храбрости, доблести - он совершает двенадцать подвигов, вступая в борьбу с чудовищами и побеждая их.
Опережающее задание (Сообщение об Олимпийских играх)
- А сейчас приглашаем вас на интеллектуальные "Олимпийские игры".
Олимпийские игры в Древней Греции.
Олимпийские игры самые значительные из всегреческих игр, справлявшиеся в честь Зевса каждые 4 года летом в священной области Олимпии. Победным при-зом был венок из ветви оливы. Первые олимпийские игры прошли в 776 г. до н.э
Священный мир охранял гостей и участников игр от нападений во время празднества.
Одна из славных достопримечательностей Олимпийских игр - статуя Зевса 14 метров высотой Зевс изображен на троне из кедрового дерева, украшенном драгоценными камнями и резьбой. Лицо, руки, грудь статуи - из слоновой кости, глаза - из драгоценных камней. Голова увенчана золотым венком, волосы на голове и борода - из чистого золота. На его правой руке стоит статуя богини Победы, в левой руке - скипетр, рядом орел.
Статуя была гордостью и славой всех греков, и того, кто не видел статуи олимпийского Зевса, считали несчастным. Пусть изображение статуи Зевса принесет нам сегодня удачу.
2. Ведущий "Олимпийских интеллектуальных игр"
- Объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, нет места ссорам и обидам.
В первый день Олимпийских игр проходят состязания в беге. Будем считать, что эти состязания прошли на уроках литературы и все вы допускаетесь на второй день к пятиборью: метание диска и копья, прыжки, борьба, марафон на колесницах.
- Итак, объявляю начало первого тура ПРЫЖКИ В ДЛИНУ "Боги и герои мифов".
(В первом туре участвуют все игроки, получая за каждый правильный ответ фишку - лавровый листок.)
Какое имя получил Геракл при рождении и что означает имя Геракл?
(Алкид - изначальное имя, Гераклом его назвали на службе у Эврисфея, что означает "благодаря Гере").
Почему жена Зевса Гера преследовала героя с самого рождения?
(Зевс ожидал от Алкмены сына - будущего великого героя, призванного властвовать над всеми родственниками, ведущими свой род от сына Зевса Персея.)
- Кто такая Гера? (Богиня, жена Зевса)
Почему Геракл оказался на службе у Эврисфея?
(Жестокая Гера наслала на Геракла безумие, и он в припадке бешенства убил своих детей. Придя в себя, в ужасе и раскаянии Геракл удалился в изгнание, где оракул велел ему служить Эврисфею 12 лет, совершить 12 великих подвигов, после чего он обретет бессмертие.)
Какие черты характера Геры проявляются в отношении к Гераклу?
(Гера показана ревнивой, коварной, хитрой, мстительной)
То есть в ней проявляются черты, характерные для обычной, земной женщины.
IV. Просмотр отрывков из фильма (II тур - метание диска)
Ведущий:
- Объявляю начало второго тура - метание диска. Каждый правильный ответ будет равен 10 метрам полета диска.
Чтобы стать победителем этого тура, необходимо, просмотрев отрывки из фильма, назвать подвиг Геракла.
(побеждает тот, кто подробно расскажет, как это произошло)
- О чем вы узнали из этого отрывка?
- Когда Геракл освобождает Прометея?
Геракл освобождает от оков и мучительных страданий титана Прометея - так сбылась детская мечта Геракла. Он нечаянно ранил ядовитой стрелой своего учителя кентавра Хирона: Все это происходит, когда Геракл, выполняя приказ Еврисфея, должен был доставить живым эриманфского кабана - пятый подвиг.
2) Лернейская гидра
- О каком подвиге идет речь?
- Сколько голов было у гидры? (9.)
- Кто помог одолеть гидру? (Иолай - племянник Геракла.)
3) Пояс Ипполиты
- С какой целью отправляется Геракл на поиски царицы Ипполиты?
- Каково значение пояса Ипполиты? (Знак власти; приносил удачу.)
4. Проверка домашнего задания.
III тур - "Марафон на колесницах"
Ведущий:
- Объявляю начало третьего тура -
Задание: узнать фразеологизмы по рисункам
(рисунки заранее подготовлены; на небольших листах бумаги демонст-рируются соревнующимся).
Рог изобилия; яблоко раздора; ахиллесова пята; троянский конь:
При прочих равных условиях побеждает тот, кто сможет рассказать о происхождении фразеологизмов.
V. Художественное чтение. (ИНСЦЕНИРОВАНИЕ).
- Настало время познакомиться с последним 12-м подвигом Геракла.
Рассказчик
Чем больше подвигов совершал могучий герой Геракл, тем опаснее и труднее становились уроки, которые задавал ему царь Эврисфей. Не успело замолкнуть в аргосских стойлах глухое мычание быков Гериона, как царь снова потребовал к себе своего великого слугу.
Эврисфей
Дошла до меня удивительная весть. Далеко от нас, где-то на самом краю земли, на
берегах могучего океана, есть сад, разбитый на голых скалах великаном Атлантом. Но прежде на много дней пути простираются необозримые пустыни, спаленные солнцем: злые скорпионы и ядовитые змеи обитают в них.
На свете нет ничего прекрасней и таинственней этого сада. А в самой глуши его, в зеленой и влажной тени, растет прекрасное пышнолистное дерево. Ствол его тонок и строен, ветки гибки, и на них, сияя днем и ночью, висят золотые яблоки, каких никогда не видели глаза человека. Геракл! Я знаю, что ты смел и могуч, И я хочу, чтобы ты достал мне эти яблоки. Таков мой приказ.
Геракл
Да, Эврисфей. Сегодня же я отправлюсь за золотыми яблоками.
Рассказчик
И начал Геракл собираться в дорогу. Как всегда, возложив на плечи шкуру Немейского льва, он застегнул ее на лапы спереди на груди, сцепив когти с когтями, и, опираясь на свою страшную палицу, немедленно тронулся в путь на поиски удивительного сада.
Геракл
Долго блуждал я по всей земле. Углублялся в холодные области севера, бродил под палящим солнцем юга, заходил на запад и на восток - все было тщетно. Нигде я не нашел ни только сада Гесперид с золотыми яблоками, но человека, который указал бы мне путь.
Рассказчик
Долго, очень долго бродил герой по всему свету в поисках спрятанного сада Атланта. Наконец, придя на берег северной реки Эридана, он услышал в ее волнах нежные, как шелест струй, голоса. Оказалось, что это водяные нимфы, жившие в ней, выплыли наверх, услышав его тяжелую поступь.
Геракл
Приветствую вас, нимфы.
Водяные нимфы
Приветствуем тебя, о сын великого Зевса-Громовержца (1?нимфа).Скажи что привело тебя к берегам реки Эридана?(2 нимфа).?
Геракл
Я ищу сад великого Атланта, в котором растут золотые яблоки, охраняемые Гесперидами. Эти яблоки я должен принести царю Эврисфею. Но я нигде не могу найти этот сад. Не знаете ли вы дороги к нему?
Водяные нимфы
Мы были бы очень рады помочь тебе, Геракл (1 нимфа). Да, очень рады (2нимфа). Но мы не можем (3 нимфа). Мы не знаем, где находится сад Гесперид с золотыми яблоками Атланта (говорят вместе).
Попробуй спросить морского царя Нерея. Возможно, он знает, как найти спрятанный сад.
Геракл
Благодарю вас, нимфы. Прощайте.
Водяные нимфы
Прощай, Геракл. Удачных тебе поисков?(говорят вместе).
Рассказчик
С этим пожеланием водяные нимфы удалились. А Геракл стал звать морского царя. Волны хлынули на берег, и на резвых дельфинах всплыли наверх веселые Нереиды, дочери морского царя, а за ними появился вдали старый Нерей с длин-ной седой бородой. Геракл заманил его на берег, обхватил своими могучими ру-ками и сказал, что не выпустит его, пока он не откроет, где растет волшебная яб-лоня Геры. Нерей вдруг превратился в большую рыбу, и она выскользнула из рук Геракла. Он быстро наступил ей на хвост - рыба зашипела и стала змеей. Герой схватил змею и хотел задушить - змея обернулась огнем. Геракл зачерпнул воды из моря и хотел залить огонь - огонь превратился в воду, вода потекла в море. Геракл преградил ей путь и вырыл ямку своей дубинкой - вода поднялась из ямки и стала деревом. Геракл вытащил меч и хотел срубить дерево - оно обернулось белой пти-цей. В гневе схватил Геракл свой лук и уже натянул тетиву. Тогда Нерей принял свой первоначальный вид и рассказал Гераклу, что дерево молодости растет на краю света, в саду нимф Гесперид, дочерей титана Атланта, что сторожит его стоглазый дракон, а Геспериды следят, чтобы он не уснул ни днем ни ночью, и что путь на край света лежит через Ливийскую пустыню. Геракл потребовал, что-бы Нерей перенес его через море в Ливию, и пошел искать край света.
Смело вступил он на горячую землю Ливийской пустыни, и скоро вдали перед ним, среди раскаленных песчаных холмов, поднялся в тумане огромный великан Антей.
Антей
- Стой! Что тебе нужно в моей пустыне?
Геракл
- Я иду на край света, ищу сад Гесперид, где растет дерево молодости.
Антей
- Здесь я хозяин, Я - Антей, сын Земли. Я никого не пропускаю через пустыню; ты должен бороться со мной. Если победишь меня - пойдешь дальше. Если нет - останешься здесь.
Рассказчик
И он показал на кучу черепов и костей, полузасыпанных песком.
Нечего делать, пришлось Гераклу бороться с сыном Земли.
Рассказчик
И началась жестокая битва. Охватив друг друга могучими руками, кружились враги по знойной пустыне. Песчаные вихри вздымались от их ног и скоро затмили солнечный свет. Антей был громаден, тяжел и крепок, как камень, но и Геракл не уступал. Но как только он повалит великана на землю, коснувшись земли, Антей быстро встал и со смехом отражал удары Геракла. Геракл удивился силе великана. Вдруг он вспомнил, что Антей - сын Земли, и понял, что Земля-мать поддерживала своего сына и каждый раз, как он прикасался к ней, давала ему новую силу. Тогда Геракл стремительно напал на Антея, схватил его, поднял вверх и держал над землей - и сразу потерявший силу Антей задохнулся в могучих руках героя.
Рассказчик
Победив Антея, Геракл устремился дальше и скоро добрался до сада Гесперид. От прекрасных деревьев повеяло на него благоуханным ветерком. Приветливо встретили благородного героя сестры-Геспериды
Геракл
Приветствую вас. Геспериды.
Геспериды
Приветствуем тебя, о сын великого Зевса-Громовержца (1 Гесперида). Приветствуем тебя, о Геракл (2 и 3 Геспериды). Скажи, что привело тебя в наш сад? (говорят вместе)
Геракл
Я пришел по приказу царя Эврисфея за золотыми яблоками. Я знаю, что вы охраняете их. Не могли бы вы дать мне три золотых яблока, о Геспериды?
Геспериды
Мы были бы очень рады помочь тебе, Геракл (1?Гесперида).?Да, очень рады(2?и 3 Геспериды).?Но мы не можем, мы не смеем касаться золотых яблок (говорят вместе).?Дерево с золотыми яблоками сторожит стоглазый дракон, он не спит ни днем ни ночью и никого не подпускает к дереву
Нарвать золотые яблоки может только сам хозяин сада, могучий Атлант?
Геракл
Спасибо за подсказку, сестрицы. Прощайте,
Геспериды
Прощай, Геракл. Удачи тебе?(говорят вместе).
Рассказчик
И герой отправился к Атланту. С трепетом глядел Геракл на согнувшегося под тяжестью неба титана и на неизмеримый груз, лежавший на его плечах.
Геракл
Здравствуй, о великий Атлант. Я - Геракл, сын Зевса.
Атлант
Приветствую тебя, о сын Зевса! Поведай же мне, что привело тебя в мой сад?
Геракл
Я пришел за золотыми яблоками для царя Эврисфея. Мне известно, что только ты можешь сорвать их с дерева, которое охраняет злой дракон. Прошу тебя, о могучий Атлант, сорви для меня три яблока.
Атлант
Я охотно помог бы тебе, Геракл. Но не могу оставить свою ношу. Ведь стоит мне на минуту отпустить руки, и небо рухнет вниз на землю, тучи сорвутся с него, упадут луна и солнце, посыплются вниз яркие звезды. Настанет конец всему свету.
Геракл
Я могу подержать небесный свод вместо тебя, Атлант. А ты в это время нарвешь мне золотых яблок.
Рассказчик
С восторгом согласился на это могучий титан. Геракл подставил плечи под небесный свод. Атлант расправил усталую спину и затекшие за многие тысячеле-тия плечи. Но в тот же миг страшная тяжесть легла на Геракла. Геракл стоял на краю земли и держал на плечах небо. Наконец Атлант вернулся и принес три золотых яблока
Атлант
- Кому надо отдать эти яблоки? Скажи, я пойду и отдам. Мне хочется погулять по земле. Надоело мне стоять не шевелясь здесь, на краю света, и держать это тяжелое небо. Я рад, что нашел себе смену. Прощай!
Геракл
Я согласен, о небодержатель. Пусть будет по твоему. Но непривычная тяжесть больно врезается мне в плечи. Дай я только подложу себе на плечи львиную шку-ру, чтобы небесный свод не натер мне шею. Положи яблоки на землю и возьми на минутку небо, пока я устроюсь поудобнее.
Атлант
Хорошо. Я согласен, Геракл.
Рассказчик
Добродушный Атлант не привык иметь дело с обманщиками-людьми, Он сейчас же поверил Гераклу и покорно взвалил на себя небо, ожидая скорого освобождения. Но на этот раз Геракл не сдержал слова. Подняв с земли свой лук, колчан и палицу, он взял яблоки.
Геракл
Прости меня, благородный Атлант. Я обманул тебя. Но ты сам знаешь - даже я не в силах выполнять твою великую работу. Не сердись на меня. Оставайся с миром. Прощай.
Атлант
Увы! Ты прав, Геракл. Ведь это я хотел поступить с тобою бесчестно. Держать небесный свод - мой долг. Ступай с миром, и да будет легок твой долгий путь.
Рассказчик
Так они расстались. Чтобы отблагодарить доброго хозяина, Геракл ударил своим мечом по скале, Чистый, как хрусталь, источник тотчас же хлынул из утеса - и мирной прохладой повеяло на бессонного держателя неба. Умиротворенный титан остался стоять на своем вечном месте, Геракл же отправился в Грецию. А тот океан, на берегу которого он обманул титана Атланта, люди и до наших дней зовут Атлантическим.
Певец
Подвигов много совершил Геракл до славной кончины.
Но невозможно певцу, богоравного славу исчерпав,
Все до конца передать, что о нем говорили потомки.
Время бежит да бежит. Над землею проносятся годы.
Слава людей увядает, но слава народов - бессмертна.
Греческий мудрый народ воплотил себя в дивном Геракле,
И до скончанья веков никогда мы о нем не забудем!
Конец.
IV тур - "Метание стрел" В этом состязании попадет в цель тот, кто правильно ответит на вопросы теста.
Задание: на карточках отметьте правильные ответы.
А | Б | В | |
1 | ? | ? | ? |
2 | ? | ||
3 | ? | ? | ? |
4 | ? | ||
5 | ? | ? | ? |
1. Подвиги, совершенные Гераклом по приказу Еврисфея:
А) связал и доставил в Таринф эриманфского кабана (вепря);
Б) избавил город Стимфала от зловещих птиц;
В) привел в Микены быка с острова Крит.
2. Чем кормил Диомед коней?
А) человеческим мясом;
Б) овсом;
В) сеном
3. Кто из богинь вел спор за звание "Прекраснейшая":
А) богиня мудрости Афиной;
Б) супруга верховного бога Герой;
В) богиня красоты Афродитой.
4. Кто страж Аида?
А) амазонки;
Б) богиня раздора Эрида
В) трехголовый пес со змеиным хвостом Цербер (Кербер)
5. Кто такой Геракл?
А) сын Зевса;
Б) Алкид;
В) герой мифов Древней Греции
V тур - "12 подвигов Геракла" - Борьба - последний вид пятиборья. Он выявит победителя нашей Олимпиады. Задача - восстановить последовательность подвигов Геракла.
(Двум участникам конкурса раздаются небольшие карточки с рисунками "Подвиги Геракла")
1. Немейский лев. 2. Лернейская гидра. 3. Стимфалийские птицы. 4. Керинейская лань. 5. Эриманфский кабан (вепрь). 6. Авгиевы конюшни. 7. Критский бык, 8. Кони Диомеда. 9. Пояс Ипполиты. 10. Коровы Гериона. 11. Кербер (Цербер). 12. Яблоки Гесперид
Ведущий: честная борьба определила сильнейшего. Увенчаем его лавровым венком, и да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна (она же греческая Тихе) всем участникам нашей Олимпиады!
ПОДВЕДЕНИЕ итогов "Олимпийских интеллектуальных игр"
(подсчитываются очки, а также результаты тестирования и объявляются победители)
НАГРАЖДЕНИЕ (шоколадные медали, лавровый венок)
VII. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Что делает человека героем?
Выводы
- Какие качества Геракла сделали его величайшим из героев греческой мифологии?
Мужество, храбрость, стойкость, выносливость, настойчивость, уважение к воле богов, чувство справедливости, смекалка и ум).
Все эти качества делают Геракла положительным героем, персонажем, выражающим нравственные ценности автора (народа). Значит, мы можем судить о том, какие нравственные качества ценились древними людьми, какими были их представления о добре и зле, о справедливости.
- Прав ли автор этих строк, если прав, то почему? (см. ЭПИГРАФ)
Обобщение
Каковы взаимоотношения богов и людей?
(Боги могут спускаться на землю, вступать с людьми в различные отношения, им присущи человеческие качества, такие как ревность, мстительность, зависть:)
VI. Обобщающее слово учителя
Греческая мифология разворачивает перед нами великолепную картину проявления прекрасных человеческих достоинств, благородства и мужества. Ради долга, чести и любви человек тех далеких времен шел на смерть и вступал в борьбу с богами. Герои греческой мифологии - люди земные, из плоти и крови, их подвиги рождали в людях веру в человека и в лучшее будущее. Это была гуманистическая мифология, верящая в человека, любящая его и прославляющая. И с тех пор век за веком композиторы и поэты, художники и артисты, все люди черпают вдохновение и силы в этом неповторимом Кастальском роднике живой воды
VII. Этап рефлексии
- Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. (Кентавры.)
- Кому принадлежала керинейская лань? (Артемиде.)
- Кто из богов подарил быка царю Крита? (Посейдон.)
- Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3.)
- Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. (Цербер)
- Болотное чудовище с телом змеи и девятью головами дракона, порождение Тифона и Ехидны (лирнейская гидра)
- Гора, где греки "поселили" своих главных богов (Олимп);
- Богиня, выигравшая спор красоты (Афродита);
- Юноша - пастух, судивший спор о красоте. (Парис);
- Перечислите подвиги Геракла. (1 - немейский лев, 2 - лернейская гидра, 3 - стимфалийские птицы, 4 - авгиевы конюшни, 5 -керинейская лань, 6 - эриманфский вепрь, 7 - критский бык, 8 - кобылицы Диомеда, 9 - пояс Ипполиты, 10 - коровы Гериона, 11 -Цербер, 12 - яблоки Гесперид.)
- Как Гераклу удалось победить гидру? (С помощью Иолая, который прижигал факелом гидре шеи, и у нее не отрастали отрубленные Гераклом головы.)
- В чем особенность стимфалийских птиц? (Их перья были бронзовыми стрелами, а когти и клювы - медными.)
- Кто и как помог Гераклу с ними справиться? (Афина подарила Гераклу тимпаны и подсказала, с какого места обстрелять птиц из лука.)
- Кому принадлежала и как выглядела керинейская лань? (Артемиде; она имела золотые рога и медные копыта.)
- Что произошло между Гераклом и кентаврами, когда он отправился сражаться с вепрем? (Кентавры напали на Геракла, когда он пировал с одним из них - Фолом, сражаясь, он многих из них поразил ядовитыми, отравленными кровью лернейской гидры стрелами, в том числе Геракл по ошибке ранил своего друга Хирона.)
- Как Гераклу удалось за один день очистить авгиевы конюшни? (Он изменил русла рек и направил их воды через конюшни.)
- Что за кобылицы были у царя Диомеда? (Их кормили человеческим мясом, они были небывалой силы и красоты.)