Литература
-
России верные сыны. Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству А.А. Фета 2004
Литература - прекрасный материал для духовного и эстетического воспитания детей. Произведения А.Фета учат любви к родному краю. Встретиться с произведениями А. Фета приглашаю в "Литературную гостиную".
-
Россия эпохи А.С. Пушкина 2013
Проект рассчитан на подготовку учеников начальной школы к изучению творчества А.С. Пушкина. Ученики 4-го класса под руководством учителя провели тестирование учащихся начальной школы и их родителей на выявление знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Результаты тестирования мотивировали их на создание проекта.
-
"Россия, кровью умытая…" Разработка интегрированного урока (история + литература) 2009
Урок представляет очередное звено в системе работы автора. За 37 лет работы в школе она создала свою блочную программу изучения литературы в старших классах, где курс перенасыщен таким соцветием имен, направлений, что очень трудно не сбиться на второстепенный, менее важный материал. Поэтому пришла идея подачи материала крупными блоками, когда по одной заявленной теме рассматриваются сразу несколько произведений.
-
"Рукописи не горят" (по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"). 11-й класс 2014
Бессмертный роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным. В чем же специфика произведения, как реализовался здесь талант Булгакова, что хотел сказать своим читателям автор? Попробуем вместе ответить на эти вопросы. Я предлагаю вам свой вариант прочтения произведения.
-
Русская жизнь и русский характер как основа баллады В.А.Жуковского "Светлана". 9-й класс 2019
Цель проекта: выявление русской основы баллады В.А.Жуковского «Светлана».
-
Русская интеллигенция в испытаниях времени в сборнике рассказов С.Довлатова "Чемодан" 2011
Конспект урока предлагается для 11-го класса при изучении раздела "Литература 70–80-х годов в контексте времени" в одном ряду с произведениями В.Распутина, В.Шукшина, В.Астафьева, Ю.Трифонова, Ч.Айтматова, которые в разных аспектах ("городская проза", "деревенская проза" и т.д.) исследуют личность человека в такой период отечественной истории, как "эпоха застоя". Основная воспитательная цель урока – убедить выпускников в необходимости ответственности за свои поступки в ситуации выбора.
-
Русская классическая литература как источник философских знаний 2015
Художественная литература – источник философских знаний. Доступность философских знаний на уроке литературы достигается благодаря искусству, которое, обращаясь к чувствам человека, постигает мир через образы. Пропедевтическое изучение основ философии на уроке литературы в старшей школе подготовит выпускников к курсу философии в вузе, сформирует социально зрелое отношение к жизни. В статье раскрываются способы изучения основ философии на примере творчества Ф. Достоевского.
-
Русская мысль как событие в жизни всего человечества (философский труд крестьянина Бондарева «Трудолюбие и тунеядство…» в оценке графа Толстого) 2010
В своём трактате «Так что же нам делать»?» Л.Н. Толстой заметил, что два русских мыслящих крестьянина оказали на него большое нравственное влияние и обогатили мысль и уяснили миросозерцание. Об одном из них, Тимофее Бондареве, идёт речь в настоящей статье. Что способствовало сближению великого графа и сибирского философа, какую оценку дал Л.Н. Толстой основному труду Бондарева, какова дальнейшая судьба рукописи, - всё это разъясняется с опорой на первоисточники и может быть востребовано при изучении творчества Л.Н. Толстого.
-
Русская народная сказка "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо". Образ главного героя 2013
Цель: урока через анализ образа главного героя воспитывать чувство патриотизма, высокие нравственные устои и эстетические ценности учащихся.
-
Русская народная сказка "Иван – крестьянский сын и чудо-юдо". 5-й класс 2012
Урок формирует у учащихся навыки комплексного анализа художественного произведения. Составляются логические схемы анализа содержания, строения произведения и образов. Вычерчивая логическую схему сюжета, учащиеся осознают и систему образов, и развитие сюжета, и построение произведения, делают выводы.
-
Русская народная сказка. Обобщение. 3-й класс 2012
Урок с ИКТ проведен по УМК «Начальная школа ХХI века» по учебнику Л.А. Ефросининой. Тема вызывает познавательный интерес у ребят, формирует чувства коллективизма и ответственности. В структуру урока включены разнообразные этапы, которые развивают эрудицию, стимулируют ученика, нацеливают на работу. Уровень материала высокой сложности.
-
Русская рок-поэзия и её место в литературном процессе второй половины 20 века: материалы для урока литературы в 11-м классе 2021
Почему рок-музыка и рок-поэзия занимают особенное место в истории культуры конца 20 – начала 21 века? В чём необычность русской рок-поэзии как социального и литературного феномена? Об этом можно и нужно рассказывать старшеклассникам при изучении истории отечественной литературы и музыки 20 века. Рок-поэзия, став наследницей поэзии шестидесятников и авторской песни, сохраняет по сей день лучшие традиции русской лирики.
-
Русская словесность. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Миф "Яблоки Гесперид" 2014
Урок помогает наблюдать за тем, как складывается образ положительного героя; показать, как отражены в мифах представления о мироустройстве, о добре и зле; дать понятие "герой" в древнегреческой мифологии, раскрыть многозначность этого понятия; развивать навыки осмысленной работы с текстом; способствовать развитию аналитического мышления; пробудить интерес к античности, способствовать становлению личности.
-
Русская стихотворная пародия второй половины XIX века на уроках в 10-м классе 2006
Знакомя учеников с историко-литературным процессом и его этапами, учитель не может не обратить внимание на вопрос о литературной борьбе между двумя направлениями русской поэзии второй половины XIX века: демократическим и так называемым "чистым искусством". Уроки, отведенные изучению русской стихотворной пародии этого периода и ее роли, помогут сформировать у школьников представление о многообразии русской поэзии, позволят показать не недостатки и "ошибки", а художественные открытия, сделанные поэтами каждого из противоборствовавших лагерей.
-
Русская стихотворная пародия второй половины XIX века — ее место в литературной борьбе 2005
В 60-е г. ХIX в. поэты-демократы начали полемику со сторонниками "чистого" искусства, используя как средство борьбы пародию. Объектом внимания пародистов стал А.Фет, поэзия которого оказалась чуждой современным запросам. Козьма Прутков использовал в своих пародиях прием отрицания утверждением, разоблачения восхвалением. Пародируя К.Случевского, демократы высмеивали отсутствие в его стихах социального содержания, необычность его стиля. Идеи "чистого искусства" оживились в 80-е г. а к середине ХХ в. Некрасов и Фет перестали восприниматься как антиподы.
-
Русские народные сказки и их типы 2017
Цели урока: познакомить школьников с основными типами сказок, рассказать о своеобразии жанра сказки, видах русских народных сказок, художественных особенностях построения сюжета сказок.
-
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе 2010
Урок помогает пробудить интерес к пейзажной лирике, формировать культуру восприятия лирики, ввести обучающихся в мир родного пейзажа.
-
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". 5-й класс 2011
Основная идея представленного урока – приобщение детей к прекрасному посредством соединения художественного слова, музыки и изобразительного искусства.
-
Русский бунт. Изучение трагедии С.А. Есенина "Пугачев" 2011
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века.
-
Русский и американский символизм: сходство и различие 2009
Цели урока: обобщение знаний учащихся об эстетическо-философском направлении символизм в русской и американской литературе; развитие навыков лингво-стилитического анализа художественного текста; обучение основам поэтического перевода с применением изобразительно-выразительных средств символистской эстетики; приобщение учащихся к мировой культуре, развитие чувства прекрасного.
-
Русский народ в изображении И.С. Тургенева 2013
Тургенев принадлежал к плеяде крупнейших русских писателей второй половины XIX века. На склоне жизни он создал лирико-философские «Стихотворения в прозе». Лучшие черты русского народа, его сердечность, отзывчивость к страданиям ближних Тургенев запечатлел в стихотворениях «Два богача», «Маша», «Щи», «Повесить его!». Как и в «Записках охотника» показано превосходство русского мужика над представителями господствующих классов.
-
Русский национальный характер в творчестве В.М. Шукшина 2014
Урок призван познакомить учащихся с многогранной личностью и творчеством В.М. Шукшина, выяснить основные проблемы рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик», дать понятие о традициях русской классической литературы в творчестве писателей ХХ века; развивать навыки идейно-художественного анализа литературных произведений; закрепить умения давать сравнительную характеристику и видеть авторскую позицию, вызвать интерес к творчеству В.М. Шукшина, его героям, выявить своеобразие рассказов писателя.
-
Русский национальный характер и традиции православной культуры в рассказе И.С. Тургенева «Живые мощи» 2011
Маленький шедевр Тургенева – рассказ «Живые мощи» – произведение с незамысловатым сюжетом и весьма сложным религиозно-философским содержанием, раскрыть которое представляется возможным лишь при тщательном анализе текста, контекста и подтекста, а также изучении творческой истории рассказа.
-
Русский символизм и его истоки 2008
Материал урока изучается в 11-м классе согласно содержанию программы по литературе. Целью данного урока является познакомить учащихся с особенностями русского символизма. Актуальность урока заключается в том, что при изучении нового материала учитель старался задействовать практически все органы восприятия (слух, зрение). Кроме того, использование на уроке музыкальных произведений и репродукций картин способствует эстетическому развитию учащихся.
-
Русский фольклор 2014
Мероприятие расширяет представление учащихся о русском фольклоре; активизирует словарь учащихся за счет употребления фольклорной лексики, воспитывать любовь к языку, трудолюбие, усердие, настойчивость, любознательность. Фольклорный праздник может проводиться педагогом с учащимися начальной школы на уроке литературного чтения , во внеклассной работы по предмету, заседаниях круглого стола, в подготовке проектов по устному народному творчеству.
-
Русский футуризм 2012
Цель урока: дать представление об исторических условиях зарождения футуризма, выявить основные черты этого литературного течения. Образовательные задачи: рассмотреть исторические, культурологические причины возникновения футуризма; дать общее представление о раннем творчестве В.Маяковского и В.Хлебникова; познакомить учащихся с основными принципами футуризма, его художественными особенностями; закрепить навыки анализа стихотворения, теоретических источников.
-
Русский характер в изображении И.А. Бунина. Рассказ "Лапти" 2013
В ходе урока школьники знакомятся с биографией и творчеством И.А. Бунина. Выявляют жанровые признаки рассказа «Лапти», существенные черты образа главного героя, идейное содержание произведения и особенности художественного мастерства писателя.
-
Русский характер в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». Русский характер – это вымысел или реальность? 2017
Цели урока: литературоведческий анализ военного рассказа Шолохова «Судьба человека»; обучение монологической и диалогической речи в дискуссии; развитие устной и письменной речи учащихся; логического и аналитического мышления; формирование умений оценки особенностей восприятия и способов интерпретации русских языковых образов и национальных стереотипов представителями различных культур.
-
Русский характер в рассказе М.Шолохова "Судьба человека". 10-й класс 2013
Целью урока литературы в 9-м классе раскрыть через восприятие содержания рассказа истинное назначение человека и смысл человеческого бытия, показать значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”.
-
"Русский человек без радуги не живет". Переход от литературной сказки к сказам П.П. Бажова 2010
На уроке дети с учителем, обобщив сказочный материал и творчески поработав, из литературной сказки плавно переходят в мир нового для них жанра литературы – в мир сказа. Хочется пожить тем ощущением праздничности, которую должна приносить в жизнь детей книга – чтобы ребята полюбили и потянулись к этому жанру литературы.