"Роман о благородном разбойнике" (Устный журнал к 175-летию романа А.С. Пушкина "Дубровский")

Разделы: Литература


Страница 1.

“История создания романа А.С. Пушкина “Дубровский”

У доски – стол, за которым сидят учитель, ученики и оживленно разговаривают. На столе – книги, журналы.

Ученик: Роман “Дубровский” был написан Пушкиным поразительно быстро. 21 октября 1832 года начата первая глава. Главы рождаются одна за другой .

Учитель: Да, это так. Энергия письма напоминает ритм “болдинской осени”, хотя роман пишется в Петербурге.

Ученица: 19-ю главу Пушкин заканчивает 6 февраля 1833 года.

Получается, что всего за три с половиной месяца создано это гениальное произведение – роман “Дубровский”.

Учитель : А вы знаете, что роман, написанный в 1933 году, будет напечатан только в 1842, после смерти Пушкина?

Ученик: Да, я читал об этом. Видимо, Пушкин боялся цензуры.

Учитель: Но ведь цензура николаевского царствования не помешала ему попытаться напечатать “Медного всадника”, выпустить в свет “Историю Пугачева”, “Капитанскую дочку”. А “Дубровского” Пушкин и не пробует печатать. Может быть, причина кроется в другом?

Ученик: А действительно, по общему мнению, этот роман – незавершенное произведение. Я читал о том, что сохранился черновой план писателя. Роман должен был иметь третий том, то есть продолжение.

Учитель: (обращая внимание учащихся на 1 страницу журнала):

Посмотрите, вот здесь как раз и представлен план третьего тома романа:

Жизнь Марьи Кирилловны

Смерть князя Верейского.

Вдова

Англичанин

Свиданье

Игроки

Полицмейстер

Развязка.

И все-таки незавершенность романа весьма условна. “Дубровский” в том виде, в каком он существует, представляет собою художественное целое. Возможно, Пушкин просто не любил ставить точки. Вспомните его произведения “Евгений Онегин”, “Борис Годунов”. В представлении поэта жизнь неисчерпаема, и завершенность сюжетной схемы казалась Пушкину искусственной.

Ученица спрашивает учителя : А как возник такой интересный сюжет? Здесь и пожар, и разбойники, и таинственный переодетый француз. Прямо приключенческий роман.

Учитель: Действительно, сюжет очень занимательный. Много литературных фантазий создало гениальное воображение Пушкина. Но не все. Были у героев романа и реальные прототипы. Об этом расскажет мой помощник.

Страница 2.

Прототипы романа.

Ученик: Первый биограф Пушкина П.И.Бартенев писал: “Роман “Дубровский” внушен был Нащекиным. (Нащокин – ближайший друг Пушкина). Он рассказывал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский ( как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге.

Были и другие прототипы главного героя романа. Пушкину стало известно судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого в 1802 году не-законно было отнято имение его родственника. Уездный суд утвердил это решение, оставив поместье за женой губернского прокурора. Дубровский, однако, послал своих крестьян в отнятое имение, чтобы они привезли оттуда лес.

Многое из этих реальных событий Пушкин воспроизведет в своем романе.

Страница 3.

Говорящие имена героев романа.

К доске выходят учащиеся, одетые в костюмы героев романа. Каждый из них представляется (рассказывает о себе, обыгрывая свое представление).

Учитель: А.С. Пушкин очень вдумчиво подходил к выбору имен для своих героев. Значимость имен, литературных персонажей берет свое начало из фольклора. Чаще всего через имя высвечивается суть основного конфликта. В шести произведениях Пушкина имя главной героини – Мария (“Капитанская дочка”, “Метель”, “Полтава”, “Дубровский”, “Бахчисарайский фонтан”, “Выстрел”). Мария – с древнеегипетского – Богом любимая, с древнееврейского – горькая.

Выходит Мария Кириловна, делает книксен и рассказывает о себе.

Мария – дочь Кирила Петровича Троекурова, любимая отцом, Дубровским, но судьба у неё горькая – жить со старым и нелюбимым мужем.

Выходит Кирила Петрович. Он очень важный, в домашнем халате, в руках – курительная трубка.

Кирила Петрович Троекуров. Кирилл (у Пушкина – одна буква “л”) с персидского – солнце, с греческого – маленький господин. Троекуров могущ, как солнце: “Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губернии”. В то же время, он господин: “Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени”. Да и фамилия у него говорящая: трижды порочный. Он “два раза в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал на веселее”. Но самый тяжкий его порок бездушие (поэтому и отчество его – Петрович, Петр – с древнегреческого – скала, камень)

Появляется Владимир Дубровский. Он во фраке, снимая шляпу рассказывает:

Фамилия Дубровский, скорее всего, говорит о сыне, Владимире, который мстит за поруганную честь отца, став разбойником. Не случайно его караульщик поет старую песню:

Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка,
Не мешай мне, молодцу, думу думати.

Появляется Спицын:

Антон Пафнутьевич Спицын. Толстый мужчина лет пятидесяти. Пафнутий с древнегреческого – толстый.

(Представляется князь Верейский. Он толст, стар, в руках – трость)

Князь Верейский. Имени не имею.

Учитель: Да, князь Верейский представлен автором без имени. Зато у крепостных есть имена: Степан, Архип, Арина Егоровна.

Таковы говорящие имена в романе “Дубровский”.

(Учитель представляет следующую страницу).

Страница 4.

Театральная пауза.

Гостиная у Троекурова. Справа в гостиную входит, только что приехавший, Спицын. Он поспешно расстегивает рубашку, достает привязанный на груди мешок с деньгами, наскоро проверяет и, спрятав, поправляет рубашку. Входят Троекуров, Верейский, Маша, Владимир с Сашей, Анна Савишна, исправник.

Троекуров: А! Антон Пафнутьич ! (Кричит в столовую) Ещё прибор поставить!

(Гости рассаживаются. Маша – с девушками, Владимир с Сашей – рядом с исправником).

Милости просим, Антон Пафнутьич, садись да скажи нам, что это значит , не был у моей обедни и к обеду опоздал? Это на тебя не похоже: ты богомолен и покушать любишь.

Спицын: Виноват, виноват, батюшка Кирила Петрович. Ехать ближним путем через Кистеневский лес я не осмелился, а пустился в объезд.

Троекуров: (прерывая) Эге! Да ты, знать, не из храброго десятка. Чего ты боишься?

Спицын: Как чего боюсь, батюшка Кирила Петрович? А Дубровского? Он никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерет.

Троекуров: За что же, братец, такое отличие?

Спицын: Как за что, батюшка Кирила Петрович? Не я ли в удовольствие ваше, то есть по совести и по справедливости, показал на суде, что Дубровские владеют Кистеневкою без всякого на то права.

Троекуров: А, чай, красная шкатулочка полным полна.

Спицын: Куда, батюшка Кирилла Петрович! Была полна, а нынче совсем опустела.

Троекуров: Куда тебе деньги тратить? Дома живешь свинья свиньей, своих мужиков обдираешь- знай копишь, да и только.

(Гости смеются)

Троекуров: А что, господин исправник, скоро ль поймаете вы Дубровского?

Исправник: Постараемся, ваше превосходительство.

Троекуров: Ге! “Постараемся!” Разбой Дубровского – благодать для исправников: разъезды, следствия, подводы, а деньги – в карман. Не правда ли, господин исправник?

(Гости смеются).

Голоса девиц. Маша, спой нам!

Верейский: Спойте, Марья Кириловна!

(Маша идет к роялю. Владимир незаметно подает ей записку).

Троекуров: Что слышно про Дубровского? Где его видели в последний раз?

Анна Савишна: У меня, Кирила Петрович. Прошлый вторник он у меня был.

Гости: Расскажите! Расскажите!

(Анну Савишну окружают гости. Маша поет. Все аплодируют)

Верейский: Чудесно, замечательно!

Анна Савишна: (заканчивая рассказ). Я догадалась, кто был генерал. Кучера привязали приказчика моего к козлам коляски, деньги нашли. На другой день нашли моего приказчика в лесу, привязанного к дереву и ободранного, как липку.

Троекуров: И ты, Анна Савишна, полагаешь, что у тебя был Дубровский?

Анна Савишна: Как же, батюшка, не Дубровский?

Троекуров: А я знаю, наверное, что Дубровский пятью годами старше моей Маши и что, следственно, ему не 35 лет, а около 23.

Исправник: Точно так, ваше превосходительство. У меня есть приметы Владимира Дубровского. В них точно сказано, что ему от роду 23 года. (Достает бумагу, читает) “От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой, приметы особые… (переворачивает лист бумаги) таковых не оказалось.

Троекуров: И только?

Исправник: (смущенно) Только.

Троекуров: Поздравляю, господин исправник! Ай да бумага! Да кто же не среднего роста, у кого не карие глаза! Бьюсь об заклад: три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем бог тебя свел.

(Обращается к молодежи) Ну, вы пляшите, а мы пойдем в карты играть.

(Уходит с пожилыми гостями. Молодежь танцует. Маша – с Владимиром, барышни хихикают, примечают за ними).

Учитель: Мы знаем, что Дефорж это переодетый Владимир Дубровский. Проникнув в дом врага (Троекурова), он планировал отомстить за смерть своего отца. Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе мировоззрения самого А.С.Пушкина. Недаром М.Ю. Лермонтов назовет погибшего Пушкина “невольником чести”. Но Владимир Дубровский скован в своем действии любовью к Маше Троекуровой. Он отказывается от мести ради любви. Призывая Машу не опасаться в нем разбойника, Владимир говорить: “Все кончено. Я ему (т.е. Троекурову) простил… Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару… в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось…Я отказался от мщения, как от безумства. Человечность в Дубровском победила подсказанную социальным законом враждебность.

Страница 5.

Кроссворд “Имена собственные в романе “Дубровский”. (Приложение)

Учитель: (обращаясь к классу): А теперь давайте проверим, как вы усвоили то, о чем рассказал наш устный журнал. Для этого нужно разгадать кроссворд, который составили для вас мои помощники.

(Учитель благодарит слушателей устного журнала за внимание, вручает сувениры тем, кто участвовал в разгадывании кроссворда.)

Библиография.

  1. Долинина Т.М. Роман А.С. Пушкина “Дубровский”. VI класс.//ж. Литература в школе. – №7. – 1998.
  2. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. – Л.: Наука, 1998.
  3. Маранцман В.Г. Изучение творчества Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: пособие для учителя и учащихся: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Ч.1.
  4. Пушкин А.С. Дубровский. Роман. – М.: “Детская литература”, 1975.
  5. Пушкинский вечер в школе. Инсценировки. – М.: “Детская литература”, 1974.