Цель:
- осмыслить содержание сборника С.Довлатова "Чемодан" (на примере нескольких рассказов) и сравнить его с содержанием повести Ю.Трифонова "Обмен", ответив на вопросы:
- Как отразилась в "Чемодане" эпоха застоя? Каковы ее приметы и реалии?
- Каковы быт и бытие героя в этом социуме? Каковы черты личности героя? Каково мироощущение персонажа?
- Чем отличается "Сережа Довлатов" - герой "Чемодана", от героя трифоновского "Обмена"?;
- совершенствовать умения учащихся работать с текстом художественного произведения по заданным учителем параметрам;
- совершенствовать умение работать в группе.
- воспитывать ответственность за свои поступки в ситуации выбора.
Тип урока - изучение нового материала с элементами повторения изученного.
Форма проведения - сочетание беседы и практической работы учащихся в группах.
Оборудование - портреты писателя, выставка книг, схема, которую один из учащихся рисует прямо во время урока.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
"Чемодан" во многом контрастен повести Ю.Трифонова "Обмен". Но главными полюсами этих произведений являются две системы ценностей, в координатах которых живут герои. Дмитриев в конце концов выбирает покой, мещанское благополучие, поэтому "затиснутость" героя в мир вещей воспринимается как знак окончательного поражения интеллигента, - точнее, - его отказа от интеллигентности.
Герой "Чемодана" (его зовут Сергей Довлатов) ориентируется на совершенно иную систему ценностей и как следствие, живет в атмосфере тотального неблагополучия. Персонаж "Чемодана" тоже показан через вещи, но невозможно сказать, что здесь вещи окружают человека. Им отведена совсем другая роль. Это лишь знаки "пропащей, бесценной, единственной жизни". Персонаж "Чемодана" - это Я автора - Сергея Довлатова.
Рассказ о биографии писателя (возможно, в исполнении заранее подготовленного ученика или самого учителя). Используется дополнительная литература. Возможно представление электронной презентации.
2. Основной этап урока.
Итак, откроем "Чемодан". Эта повесть привлекает композиционной необычностью: произведение является как бы книгой мини-рассказов, новелл, где каждая история неразрывно связана с вещью. Довлатов, как фокусник из цилиндра, достает из чемодана истории-вещи. Однако чемодан не только хранит их, но и подводит итог советского периода жизни героя. 8 вещей - 8 историй.
Учитель знакомит учащихся с целью урока и сообщает, в какой форме он будет проходить. Класс делится на 4 группы (каждый раз на разном основании в зависимости от особенностей класса и др. обстоятельств), каждая из которых обсуждает содержание одного из рассказов, находя ответы на вопросы (см. ниже) и оформляя свои выводы в виде таблицы. Выводы других групп записываются после их ответов. В итоге у каждой группы в тетрадях появляется следующая таблица:
Рассказ |
Приметы и реалии 70-х годов |
Позиция главного героя - рассказчика |
"Креповые финские носки" | - отсутствие товаров на прилавках
магазинов - погоня за дефицитными "шмотками" - маленькая зарплата (см. рассуждения Фреда) - фарцовка (покупка или обмен валюты и вещей у иностранцев и спекуляция ими) - работа советской промышленности |
- он был обычным студентом, который
хотел понравиться девушке > нужны деньги >
"криминальная юность" - он нарушает закон, но не как криминальный элемент. Просто понимает это как один из вариантов "выжить", "выстоять". |
"Номенклатурные полуботинки" | - "воруют все" - продажное творчество, приспособленчество в искусстве - бездарность официально признанных "творцов" - сцены митингов, желание советской верхушки покрасоваться - выступления деятелей культуры и искусства на открытии каких-либо народнохозяйственных объектов. |
- "идеологическая работа не для меня" - "мне хотелось чего-то далекого от нравственных сомнений" - много пьют - украл ботинки у мэра Ленинграда - цинизм по отношению к "начальству" и сделанной работе (скульптурное изображение Ломоносова - "он был похож на свинью") |
"Приличный двубортный костюм" | - работа советских газет (ко Дню
конституции нужен узбек, "левша" ко Дню
рационализатора, но не понравился изобретатель
из-за фамилии Холидей > "все мои затеи -
неосуществимые", "все кругом не для печати") - высылка шведского журналиста, который хотел написать книгу о России ("шпион") Майор КГБ "вербует" героя: "Сведения, которые мы имеем о вас, более чем противоречивы". |
- "Я и сейчас одет неважно. А раньше
одевался ещё хуже" - "ненавидел газетную работу" > любил ходить на похороны от редакции Выпросил "у КГБ" приличный костюм ("издёвка") - Предупредил Артура Торнстрема, шведского журналиста, что за ним следят |
"Поплиновая рубашка" | - советские выборы ("по домам ходили
агитаторы. Уговаривали жильцов проголосовать
как можно раньше") - истории писателей - история братьев Данчиковских (приспособленчество в искусстве) |
- "хочу, чтобы меня оставили в покое" - "я раза три вообще не голосовал... из ненависти к бессмысленным действиям" - его оценка "Иванова детства" режиссера А.Тарковского - "равнодушие" (ср. отношения героя с женой Леной и отношения Дмитриева с женой и "Обмена") |
Выводы. | Абсурдный мир | Отужденность от этого мира |
По мере заполнения таблицы заранее назначенный учащийся рисует на большом листе маркерами схему "Герой и время" (кратко излагая основные тезисы). Вывешивается на доску.
3. Подведение итогов
- Каким предстает время в "Чемодане"?
Это время абсурда, время лицемерия и приспособленчества, где все реалии потеряли смысл (например, Ленин своей рукой "туриста, голосующего на дороге", уже никуда не зовет, ибо впереди - пустота). Основные требования времени - если не хочешь проблем в быту, на работе, приспосабливайся к нормам советской жизни, живи как все.
- Каким предстает герой в новеллах "Чемодана"?
Он живет как бы вполсилы, даже пишет "в стол", а его потенциал растачивается попусту: на аферу с креповыми носками, бесконечное пьянство, попытки выжить в условиях "родной страны". Но нельзя не заметить, что пьянство героя Довлатова - это своеобразная форма инакомыслия, неприятия действительности. Он не способен ужиться с окружающим миром, поэтому и пьет, и бедствует, и впоследствии уезжает за границу.
Он незаурядная личность > сокрушая обывательскую шеренгу, наживает проблемы и комплексы. В далекой от совершенства действительности - безысходность независимого существования в нашем обществе творческих, мыслящих людей.
- Почему герой выбирает такой способ жизни, способ существования? Сравнить его с Дмитриевым из "Обмена".
Ответ на вопрос в словах А.Арьева: "Благопристойное существование предстает оплотом лицемерия".
Здравый смысл (критерий, которым руководствуется герой "Обмена") неприменим к рассказчику из "Чемодана". "Благопристойно существовать" герой не умеет, да и не хочет, потому что для этого нужно поступиться внутренней свободой.
Об одной такой неудавшейся Довлатову попытке рассказывает В.Попов: "Сережа вдруг появляется из кабинета "главного" с папкой: "Вот, - с обычной своей величественной усмешкой произносит он. - Другие пишут романы о рабочем классе, так их хоть печатают. А я с отвращением, но все же написал такой роман - так его почему-то не беру. Выходит, что я свою душу дьяволу не продал, а просто подарил".
Довлатова не изгоняли из страны, подобно Солженицыну, его просто "выжили" за некое "неучастие" в потоке жизни советского общества. "Неучастие" героя "Чемодана" - иного рода, нежели неучастие Дмитриева: позиция героя Трифонова на руку окружающим, так как с его молчаливого согласия они могут делать все что угодно и не чувствовать нравственного дискомфорта. Довлатовский герой, как и сам писатель, не желает участвовать в фарсе, именуемом "советская жизнь": в восхвалениях, прославлениях и "освещении достижений".
- Труден ли такой путь? Чем оборачивается такой выбор?
Люди, "выламывающиеся" из среды, всегда одиноки, всегда становятся изгоями общества, состоящего из "благопристойных" граждан, так как не умеют соответствовать социально-историческим обстоятельствам.
- Сделайте вывод о том, как сохранить свою личность в условиях абсурдной действительности (после осмысления повестей "Обмен" и "Чемодан").
Вспомните Слова Д.Лихачева: "Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли".
В "Чемодане" мы видим, что интеллектуальная свобода может быть сохранена в любых условиях. Она зависит не от окружающей действительности, а от самого человека. Если человек действительно свободен в своих убеждениях, то духовная гибель ему не грозит.
В финале урока уместно пожелать учащимся ответственно принимать решения в любых обстоятельствах, помня об уроках русской литературы.
3. Домашнее задание - в соответствии с календарно-тематическим планированием.