Учитель 1.
Век девятнадцатый, железный,
Поистине жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
Учитель 2.
В ночь умозрительных понятий,
Матерьялистских малых дел,
Бессильных жалоб и проклятий
Бескровных душ и слабых тел!
Так пронзительно воспринимал А. Блок ушедший 19 век.
Давайте вспомним, какие события первой половины 19 века в России сыграли определяющую роль в формировании общественного мировоззрения?
Учитель 1.
Всколыхнувшая страну Отечественная война 1812 года, обещания реформ императора Александра I, убежденность лучших умов и сердец России в том, что «придёт желанная пора» свободы.
Но реформы не были проведены, восстание декабристов подавлено, мечты разрушились в 1825 году на Сенатской площади.
Учитель 2.
«Сердца и умы наполнились скукой и пустотой, раскаянием и отчаянием, обманутыми надеждами и разочарованием, жаждой веры и скептицизмом», - писал об этом времени А. Герцен.
Именно в это время в литературе, музыке, изобразительном искусстве появляется новый стиль - романтизм.
Учитель 1. (Слайд 2. Звучит М. Глинка «Славься»)
Гусар! ты весел и беспечен,
Надев свой красный доломан;
Но знай — покой души не вечен,
И счастье на земле — туман.
Учитель 2. (Слайд 3. Звучит «Ноктюрн» М. Глинки.)
Таит молодое чело
По воле — и радость и горе.
В глазах — как на небе светло,
В душе ее темно, как в море!
Учитель 1. (Слайд 4. Звучит музыка «Танцы в замке Наины» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»)
Светает — вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Учитель 2. (Слайд 5. Звучит «Лезгинка» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»)
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
Учитель 1. ( Слайд 6. Звучит «Баба Яга» А. Даргомыжского)
Ревет гроза, дымятся тучи
Над темной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей
Толпятся, волны меж собой.
Учитель 2. ( Слайд 7. Звучит «Прощальный вальс» М. Глинки)
Блистая, пробегают облака
По голубому небу. Холм крутой
Осенним солнцем озарен. Река
Бежит внизу по камням с быстротой.
Учитель 1. (Слайд 8. Звучит романс А. Даргомыжского «Мне скучно» )
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Учитель 2. (Слайд 9)
Цель урока - познакомиться с новым стилем в искусстве начала 19 века на примере поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», а так же произведений русской живописи и музыки этого периода.
Так что же такое романтизм и какие черты ему присущи? Давайте попробуем в этом разобраться.
Учитель 1.
Как вы считаете, кто такой романтик? Романтика? Романтический? (слайд 10)
По ходу урока вы должны заполнить таблицу (слайд 11)
Учитель 1.
Реализация домашнего задания.
Работа в группах.
1 группа должна была проанализировать пространство в поэме.
Сколько миров в поэме?
(Два - мир монастыря и мир за его пределами)
На каком основании сопоставлены эти пространства? Какие они?
( Мир неволи и мир свободы)
Какой прием использует автор, чтобы подчеркнуть их различие?
(Контраст)
Таким образом, возникает двоемирие.
Как чувствует себя герой в каждом из миров?
Итак, герой бежит из мира реального в мир мечты. Герой - беглец, он не такой, как все, и поэтому одинок (слайд 12).
Учитель 2.
Не воспринимая современную действительность, человек бежит от нее. Как вы думаете, куда? Что он начинает идеализировать?
(Другое время, прошлое)
Это стремление идеализировать прошлое приводит к появлению таких музыкальных произведений, как оперы на исторические сюжеты.
Михаил Иванович Глинка – основоположник национальной композиторской школы (слайд 13)
История героического подвига Ивана Сусанина не раз привлекала русских писателей и композиторов на рубеже XVIII – XIX столетий. 27 ноября 1836 года состоялась премьера оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» (слайд 14. Звучит ария Ивана Сусанина «Жизнь за царя»)
Как вы считаете, почему М.И. Глинку привлек образ Ивана Сусанина?
В опере «Жизнь за царя» композитор воплотил идею патриотического подвига русского крестьянина во имя спасения «Царя и Отечества», раскрыл тему нерасторжимого единства героя и народа.
Учитель 1.
2 группа должна была проанализировать время действия в поэме и выделить основные исторические события этого периода.
(Ученики рассказывают о прошлом монастыря, о воссоединении Грузии с Россией, об истории войны на Кавказе, вспоминают легенду о русском генерале и плененном им ребенке - горце).
Что это было за время?
(Время борьбы за свободу)
«Самый выбор этого предмета свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенёсшегося от неё в далёкое прошлое, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем»,- писал В. Белинский (слайд 15).
Учитель 2.
XIX век – век перелома. Его называют не только «веком уходящего дворянства», но и «веком промышленной революции». Революционные события, бунты, восстания, жестокая эксплуатация народа неразрывно ассоциируются в обществе с городом, городской средой.
Что же начинают идеализировать романтики?
(Сельскую жизнь, сельского труженика, природу )
Идеализируется природа, как символ свободы и чистоты. Получает развитие пейзажная живопись
(слады 16 - 21)
Какое впечатление у вас сложилось от пейзажей художников - романтиков?
(Романтический пейзаж передает настроение человека, его чувства и переживания.)
Такой пейзаж называют пейзажем настроения.
Учитель 1.
3 группа должна была проанализировать место, где происходит действие поэмы.
Учитель: Где происходит действие? Почему?
(Место действия – Кавказ. Вольная, мощная, свободная природа родственна душе героя). (слайд 22)
Чьими глазами мы видим природу Кавказа?
(Глазами Мцыри)
Каким изображен Кавказ в поэме?
(Романтический пейзаж: пышные поля, холмы, “груды темных скал”, горные хребты, “причудливые, как мечты”, “седой, незыблемый Кавказ”. Пейзаж экзотичен.)
Белинский В.Г. в статье “Стихотворения Лермонтова” писал: “Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у грома, гул у ветров, – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда он писал эту поэму …Картины природы обличают кисть великого мастера”.
Мы сказали, что пейзаж созвучен переживаниям и мироощущению лирического героя.
Лермонтов пишет:
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Какие думы угадал Мцыри?
Если проанализировать цветовую гамму этого пейзажа, что мы можем сказать об использовании цветописи для создания пейзажа ?
(Пейзаж наполнен яркими красками, похож на земной рай - идеальное место. )
А что чувствует герой на воле?
(Мцыри ощущает счастье и радость от общения с миром природы. Многообразие и богатство пейзажа подчеркивает монотонность монастырской жизни, обстановки. Романтический пейзаж условен.) (слайд 22)
Учитель 2.
Неприятие окружающей действительности с одной стороны и великие географические открытия с другой стороны приводят к идеализации экзотических стран, в первую очередь Востока, не только в литературе. В музыке тоже появляются восточные мотивы. Послушайте «Лезгинку» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (слайд 23).
Учитель 1.
Говоря о классицизме, мы выяснили, что в первую очередь прославляли писатели этого времени.
Что, по их мнению, являлось самым важным в жизни человека?
(Служение Отчеству и прославление разума)
Учитель 2.
Действительно, классический герой – это в первую очередь человек, действующий по велению разума, подавляющий ради его торжества свои чувства, ставящий общественные интересы выше личных.
К чему приводит разочарование в обществе, в его идеалах, что становится главным для искусства начала 19 века?
(Собственные чувства и переживания)
В романтизме сам предмет искусства переместился в глубь человека, в его «Я».
В музыке получают развитие песенные жанры такие, как баллада, романс.
Распространяются пьесы мечтательного характера такие, как ноктюрн («ночное»), фантазия.
В живописи популярен жанр портрета (слайды 24 - 25)
Что в первую очередь стремятся подчеркнуть портретисты – романтики в своих произведениях?
(Внутренний мир человека)
Наиболее популярными становятся камерные и интимные портреты, на которых подчеркнут не статус человека, не его положение в обществе, а его внутренний мир, чувства и переживания.
Никита Михалков создал цикл документальных фильмов о русских художниках «Музыка русской живописи», где озвучиваются некоторые картины. Посмотрите, пожалуйста, фрагмент одного из этих фильмов (слайд 26).
Учитель 1
Мцыри не только герой поэмы, но и рассказчик.
4 группа должна была определить, в какой форме ведется повествование.
(Исповедь.)
Давайте определим значение этого слова
ИСПОВЕДЬ
- Она — одно из семи христианских таинств, в которые входят также крещение, причащение, миропомазание, брак и др. Исповедь требовала от человека полной искренности, стремления избавиться от грехов, раскаяния.
- Жанр лирического самовыражения, в котором герой делает попытку проанализировать свои поступки.
Что мы узнаем из исповеди героя? Что для него важнее – события или чувства? (слайд 27)
В романтической поэме в центре находится романтический герой
Так вот давайте и попробуем найти его отличительные черты.
5 группа получила задание составить словесный ряд, относящийся к характеру нашего героя, использовав имена существительные.
Каков он?
(Беглец, одиночка, бунтарь, борец, герой,…)
Какие качества проявляет Мцыри в сцене боя с барсом? (слайд 28)
(Ученик читает сцену боя с барсом)
(Смел и бесстрашен. Могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросившая ему вызов. Слаб физически, но вынослив. Целеустремлен. Ценит прежде всег, свободу)
На что большее внимание обращает автор: на внешний облик или на внутренний мир?
В чем необычность, исключительность обстоятельств, в которые попадает Мцыри?
( Внимание не на внешних событиях и внешнем облике, а на внутреннем мире. Судьба с детства обрекла его на унылое существование, которое чуждо его пылкой натуре. Представления о свободе у Мцыри связаны с мечтой о возвращении на родину. Он мечтает о “чудном мире тревог и битв”.)
Что символизируют препятствия, встречающиеся в природе на пути Мцыри?
(Преграды в естественной жизни человека.)
Что символизирует этот эпизод?
(Мощь человека, его духа.)
Почему Мцыри умирает ?
( Он познал вкус свободы, узнал другую жизнь, но не смог преодолеть непреодолимые преграды. Мир мечты далек и недоступен.)
Можем ли мы сказать, что герой слаб и разочарован?
(Нет. Он гордый и отважный человек, отвергающий жалость и сострадание.) (слайд 29)
Учитель 2
Итак, какие же основные черты нового стиля искусства начало 19 века мы можем выделить, опираясь на анализ произведений живописи, музыки и литературы?
(Двоемирие. Романтический пейзаж. Романтический герой. Внимание к чувствам и переживаниям героя).
Запишите определение романтизма.
Романтизм — стиль в искусстве конца XVIII—первой половине XIX вв., отразивший разлад идеала с социальной действительностью, устремленность личности к безграничной свободе, интерес к национальному прошлому, внимание ко внутреннему миру человека (слайд 30)
Учитель 1
Домашнее задание. Написать синквейн на тему «Романтизм».