Валентина Ивановна Литвинова |
Темы Открытых уроков автора
-
Текстовые доминантны стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус" 2011
Анализ стихотворения Лермонтова с позиций текстовых доминант убеждает нас в том, что последовательность языковых и литературных приемов создает множественную точку зрения, которая и становится центром надсистемы, воспринимаемой как иллюзия самой действительности. Специфическое соотношение множественных составляющих существенно именно для стиля Лермонтова, стремящегося воссоздать соотношение покоя и бури. В результате художественный текст приобретает философское звучание, коррелирующее с темой.
-
В своём трактате «Так что же нам делать»?» Л.Н. Толстой заметил, что два русских мыслящих крестьянина оказали на него большое нравственное влияние и обогатили мысль и уяснили миросозерцание. Об одном из них, Тимофее Бондареве, идёт речь в настоящей статье. Что способствовало сближению великого графа и сибирского философа, какую оценку дал Л.Н. Толстой основному труду Бондарева, какова дальнейшая судьба рукописи, - всё это разъясняется с опорой на первоисточники и может быть востребовано при изучении творчества Л.Н. Толстого.
-
В основу статьи заложено размышление над текстом "Думы" М.Ю. Лермонтова, творчески реализовавшего наблюдения А.С.Пушкина над особенностями своего "жестокого века", спецификой философии поколения, перспективой развития родины. Автор статьи усматривает своего рода текстовый диалог великих русских поэтов, рассуждающих о насущных проблемах общества (каждый с позиций своего времени). Материал может быть использован учителем - словесником при закреплении изученного материала по лирике XIX века.
-
Твой жар воспламенял к высокому любовь (к проблеме становления гражданско-героического романтизма) 2004
В статье предпринята попытка в оригинальном аспекте рассмотреть причины и факт зарождения в русской литературе элементов гражданско-героического романтизма на фоне традиционной для начала XIX века элегии. В предельно доступной и лаконичной форме предлагается вариант основного составляющего урока литературы по изучению лирики А.С.Пушкина.