Цели и задачи:
- пробудить интерес к пейзажной лирике;
- формировать культуру восприятия лирики;
- ввести обучающихся в мир родного пейзажа.
Оборудование:
- Репродукции картин И.И. Шишкина "Зима", "Сосновый лес", "Лесные дали", "Рожь";
- Репродукции картин В.П. Зинченко, тайгинского художника;
- Фотографии окрестностей города Тайги;
- Выставка книг тайгинских поэтов Л.М. Яковлевой, В.И. Дмитриева.
В программу В.Я.Коровиной для V класса под рубрикой "Русские поэты о родине, родной природе и о себе" включено несколько стихотворений о природе русских поэтов. Этот факт можно только приветствовать. Неоднократно отмечалось, что школьники средних классов находятся в весьма скудном поэтическом "пайке", недостаточном для формирования культуры восприятия лирики. У десятилетних школьников при несложившемся художественном вкусе, при преимущественном интересе к сюжетным произведениям не утрачены прекрасные качества, необходимые для постижения поэзии: эмоциональная отзывчивость, тяготение к условности (игре), богатое воображение. И если в этом возрасте не будет пробужден интерес к стихам, впоследствии окажется очень сложным преодолеть поэтическую глухоту.
Работа над пейзажной лирикой имеет и большое воспитательное значение. Так важно в возрасте, когда закладываются устои нравственности, почувствовать с помощью трепетного слова поэта удивительную красоту родной природы и в то же время ее хрупкость, ранимость, беззащитность перед наступлением техники.
Из огромного богатства русской пейзажной лирики в программу включены стихотворения И.С.Никитина "Утро", А.А.Фета "Весенний дождь", Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной:", А.Н.Плещеева "Весна", А.В.Кольцова "Косарь", А.Н.Майков "Грачи", И.С.Никитин "Зимняя ночь в деревне", "И.З.Суриков "Зима". Все они помещены в особом разделе первой части нового издания учебника-хрестоматии для V класса. Составители современной программы по литературе для средней школы отказались от жесткой регламентации числа часов на изучение литературных произведений: учителю дано право самостоятельно определять их количество, учитывая значимость темы, подготовленность учащихся.
Я предлагаю на первом уроке ввести учеников в мир родного пейзажа Сибири, а затем обратиться к стихотворению И.З.Сурикова "Зима".
Для вступительной части урока выбираю яркую, интересную форму, дающую ощущение праздничности. Это может быть путешествие по календарю, где прозвучат известные из начальной школы стихотворения о природе, могут быть использованы картины русских художников, изображающие различные времена года. (К уроку ученики получают задание вспомнить известные стихи о природе).
Я продолжаю разговор так:
Сейчас зима. Снег мягким, пушистым ковром закутал озябшую землю. Деревья словно одеты в белые шубы и шапки:
Продолжим описание так, чтобы оно соответствовало состоянию сегодняшней природы, тому, что видят ребята за окнами класса. Вот так передали красоту зимней природы художники (показываю репродукции с картин И.И.Шишкина "Зима", И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"). А какие стихотворения о зиме вы знаете? Звучат 2-3 стихотворения кузбасских поэтов Сергея Донбая, Бориса Бурмистрова и Валерия Дмитриева.
Слово учителя:
Валерий Дмитриев наш земляк. Он родился в таежном поселке Кузель, в нескольких километрах от нашего любимого города Тайги. Суров и красив наш край. Красив своими темнохвойными лесами, которые "облапили" непроходимые таежные распадки и болота, а также Кузель и Тайгу. Поэтическое восприятие окружающего мира отразилось в творчестве В.Дмитриева. Его родители были настоящими носителями устного народного творчества.
Мать знала свою родословную и любила рассказывать сюжеты из жизни предков, переплетая их с описаниями природы.
Так родилась у В.Дмитриева первая любовь - любовь к поэзии. Его замечательные стихи и звучат сегодня.
"Красивых слов на свете много:"
Красивых слов на свете много
В чужих мудреных языках.
Но я беру лишь те в дорогу,
Что у народа на устах.
Те, что, напомнив с колыбели,
По жизни с трепетом несу.
Что на родных полях пестрели,
Росинками блестят в лесу.
Слова, понятные любому,
Что слышал на своем веку,
Я терпеливо и с любовью
Вплетаю в каждую строку.
РЯБИНА
Горит над рекою
Рябиновый сполох,
Вливаясь в багряный закат.
Меня в этот вечер
Твой ласковый голос
Зовет в нашу юность назад.
Припев.
Под рябиной наша юность расцвела,
Под рябиной ты любовь мне отдала.
Не забыть мне тот рябиновый рассвет,
Снова осень, а тебя со мною нет.
Пройти мне осталось по жизни немного,
Ни встреч, ни разлук впереди.
Хотел бы я снова знакомой дорогой
До нашей рябинки дойти.
Припев.
УТРО
Прозябшее утро
Пролить не спешит
Червонные блики на лес.
Вцепившись ветками в зарю,
Он тянет сполохи с небес.
И золотистые лучи
Плетут тончайшую миткаль.
Закат таинственно молчит,
Рассветы пробуждают даль.
А все-таки он так хорош -
Пурпур последнего мазка.
Он на большой костер похож,
В котором тают облака.
Показ иллюстраций и фотографий г.Тайги и ее окрестностей, картин тайгинского художника В.К.Зинченко. (Приложение)
Слово учителя:
Л.М. Яковлева родилась в нашем городе. Последние десять лет своей трудовой биографии была корреспондентом газеты "Тайгинский рабочий". Автор многих книг. Лауреат литературной премии им.А.Н.Волошина. Тайга, тайга милы ее сердцу. Она пишет о них стихотворения:
Мой город
Тайга - это запах смолистого ветра,
Упорство и верность людей.
Тайгинцы надежны и стойки, как кедры,
И друга не бросят в беде.
Тайга - это рельсы, звенящие песней,
Кантата летящих колес.
Природы, чем наша, не сыщешь чудесней.
Здесь царство рябин и берез.
Зимою снега глубоки и безбрежны,
Такой неземной чистоты:
А девушки наши красивы и нежны,
Как белых черемух цветы.
Перрон, как причал, -
Радость встреч, грусть разлуки.
Тайга - это город труда.
Недаром парней наших крепкие руки
Ведут по земле поезда.
Предзимнее
У березы под моим окном
Облетели листья, облетели.
И на юг все южные давно
Улетели птицы, улетели.
Только куст калины на ветру
Полыхает ярко, полыхает.
Снег всю землю выбелил к утру,
И не тает, и уже не тает.
Но весна еще придет в мой дом,
Все вернется на круги, вернется.
И проснется речка подо льдом,
И душа моя опять проснется.
Видите, поэты изобразили зиму по-разному, ведь у нее, как и любого другого времени года, каждый месяц и даже каждый день неповторим.
Пройдет еще немного времени, снег потемнеет, побегут ручьи, наступит весна. Какие стихи о весне вы знаете? Послушаем одно из них А.Н.Плещеев "Весна".
Пройдем по страницам календаря дальше, не увлекаясь количеством стихов. Последние прозвучат о лете, что подведет учеников к восприятию стихотворения Ф.И.Тютчева "Как весел грохот летних бурь". Лес: Мы произносим это слово и сразу представляем прекрасные таинственные и бесконечно разнообразные картины: густая зелень, великаны-деревья, никогда не смолкающий лесной шум. В произведениях многих русских писателей, поэтов, художников мы встречаем прекрасные описания леса. Предлагаем вспомнить художника И.И.Шишкина, которого называли певцом леса, и обратиться к небольшой выставке репродукций картин, которые помогут создать нужный для восприятия стихотворения настрой и представить некоторые его образы. Особенно уместны для этой цели картины "Сосновый лес", "Лесные дали", "Деревья".
"Лес шумит" - так называется рассказ русского писателя В.Г.Короленко. "Русский лес" - название романа советского писателя Л.М.Леонова. Картины, стихи, рассказы, романы: Как вы думаете, почему лес так часто становился героем произведений искусства? Конечно, прекрасный русский лес - красота, богатство и гордость нашей страны. С ним неразрывно связана судьба русского народа: из леса строились крестьянские избы, лес давал тепло, зверя и птицу, ягоды и грибы. Лес прятал и оберегал партизан во время Великой Отечественной войны. И это еще далеко не все, что получал и получает человек от леса: чистоту воздуха и рек, защиту полей от ветра, от разрушения почвы и, конечно, радость, отдых, красоту.
Стихотворение Ф.И.Тютчева содержит много сложных для десятилетних учеников метафор, но общего восприятия произведения, понимания его поэтического настроя они не затруднят, поэтому лучше пояснить смысл некоторых выражений не до начала, а в процессе анализа. До чтения стихотворения можно попросить учеников описать лес в ясный солнечный летний день, во время грозы, на закате солнца. Такая работа, попытка найти слово для описания своих впечатлений заставляет учеников быть более внимательными к художественному слову.
На уроках по изучению по изучению русской пейзажной лирики использую элементы творческой работы, обостряющей внимание школьников к слову, попросит их найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего дня, дерева за окном, кленового листочка и т.д.
Такая работа будет и подготовкой к творческому сочинению о природе. На уроке обращаюсь к прекрасным стихотворениям А.А.Фета и Ф.И.Тютчева.
"Зреет рожь над жаркой нивой:" А.А.Фета - здесь и музыкальность стиха, и красота, и изощренность поэтических образов. Но как открыть их десятилетним ученикам? В нашей работе были случаи, когда ребята, еще находясь под впечатлением сказок, после чтения финала стихотворения, наполненного шипящими и свистящими звуками и не вполне понятными в первом восприятии образами, представляли себе какого-то страшного огнедышащего дракона, что, конечно, далеко уводило от настроения, выраженного в стихотворении. Поэтому перед чтением необходимо настроить ребят на его восприятие. Этому могут помочь картины с названием "Рожь" русских художников И.И.Шишкина и А.К.Саврасова.
В какое время поспевает рожь? Представьте день в конце июля, когда ярко светит солнце, на небе ни облачка. Продолжите ряд определений и глаголов, которые помогут описать: июльский день - жаркий (ученики находят эпитеты: знойный, долгий, длинный, бесконечный:); солнце - яркое:, печет:; ночь - короткая:
Такая работа помогает представить жаркий летний день, а значит настроиться на восприятие стихотворения. Теперь послушаем его. Учащимся нелегко определить поэтическое настроение, выраженное в стихотворении. Поэтому поможем им, попросив выбрать из предложенных слов и выражений (их, как первое задание, лучше заранее написать на доске) те, которые, с их точки зрения, лучше всего передают чувства поэта: восхищение, торжество, восторг, преклонение перед величием и красотой природы. Приходим к выводу, что все эти слова помогают понять чувства поэта, выраженные в стихотворении.
Вслушаемся в удивительную музыку фетовского стиха. В этом помогут следующие вопросы и задания: перечитайте первую строфу. Какие строки кончаются созвучными (похожими по звучанию) окончаниями? Найдите строчку, внутри которой есть созвучия. Как благодаря этому звучит строфа? Какие звуки повторяются в первой строчке? Что напоминает вам их звучание? Прочитаем так, чтобы школьники "услышали", представили шелест поспевающих ржаных колосьев. Какие звуки особенно часто звучат в следующих строчках строфы? Инструментовка фетовского стихотворения изощренная, не все ее особенности могут заметить школьники. Но стоит обратить их внимание на то, что "жесткие" шипящие и свистящие в начале строфы сменяются "плавными" звуками "в" и "л". После того как мы все это заметили, прочитаем строфу вслух. Может быть, теперь станет понятно, почему великий русский композитор П.И.Чайковский называл А.А.Фета не просто поэтом, но поэтом-музыкантом, хотя Фет никогда не писал музыки.
В этом стихотворении есть выражения необычные, не употребляющиеся в обычной речи. Попросим учеников их найти, а затем пояснить, как они их понимают, какие картины представляют, читая эти строки.
Не до конца понятными оказываются строки:
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Прежде всего задумаемся над их общим смыслом. Какая картина представляется при чтении? Воссоздать образ может помочь картина А.К.Саврасова "Рожь": желтые волны ржаных колосьев, проходящие по всему полю от дуновения ветра. Ветер назван в стихотворении прихотливым. Это слово здесь многозначно. Вспомним, как обращался королевич Елисей к ветру в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях". Такой же ветер - свободный, своевольный - в стихотворении А.А.Фета. Но в классе, где дети хорошо подготовлены, можно показать и более тонкое значение образа. Ребята слышали слово "неприхотливый" - простой, безыскусственный. А ветер в стихотворении А.А.Фета - настоящий художник: он плавными волнами проходит по полю, склоняя и распрямляя колосья, создавая картину золотого моря ржи.
Поясним другие сложные образы стихотворения. Чтобы дети лучше поняли смысл строк:
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око. -
напомним какие короткие ночи в июле. День кажется бесконечным, а солнце скрывается, уступая место ночи, лишь на несколько коротких часов. "Да, но не на миг, как в стихотворении", - иногда возражают ученики. Однако мы не удивляемся, читая в народных сказках, былинах такие, например, выражения: "Он направо махнет - будет улица, налево махнет - переулочек". Чтобы передать восхищение искусным трудом, силой, могуществом, безымянные авторы народного творчества часто использовали преувеличения. А в стихотворении А.А.Фета мы чувствуем изумление, восхищение перед величием природы. Природа в стихотворении живет и действует. И "огнедышащее око" - солнце отдыхает совсем немного, чтобы снова приняться за свою такую необходимую для природы, урожая, человека работу.
Завершая анализ, стихотворение читаю сама, чтобы ребята смогли еще раз представить себе нарисованные в нем картины.
Чтобы переключить школьников на стихотворение Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело:", описывающее состояние природы во время грозы, можно использовать репродукцию картины К.Е.Марковского "Дети, бегущие от грозы". Опишем картину. Как изменилась природа в ожидании грозы? Что чувствуют дети? Вспомните, что вы испытывали перед грозой. Прочитаем стихотворение. С каким настроением пишет поэт о грозе? Совпадает ли оно с тем, которое испытывали мы с вами? Внимательно прочитайте стихотворение. Описывается ли в нем какой-то один момент грозы?
Перечитайте строфы, в которых говорится о приближении грозы. Как нарастает напряжение в природе? С помощью каких слов автор показывает, что природа испытывает те же чувства, что и человек?
Перечитайте, как описано начало грозы. Как передать в чтении ее нарастание? (Небольшое убыстрение темпа чтения, отчетливость, "упругость" произнесения коротких слов четвертой строфы, чтобы передать убыстряющийся ритм дождя.) Попутно обратим внимание на аллитерацию. (Проходящий через третью и четвертую строки звук "р"позволяет "услышать" грозовые раскаты).
Перечитаем последнюю строфу. Какую картину вы представляете? На воображаемых рисунках ребят предстает небо, затянутое темными, низкими грозовыми тучами. Последний косой луч солнца на мгновенье показался в разрыве туч, и тут же яркий разряд молнии возвестил, что гроза в разгаре. Попросим учеников прочитать все стихотворение, добиваясь выразительности чтения.
Для подготовки к уроку можно дать коллективное задание, разделив класс на четыре группы (по временам года). В группу могут входить ученики, родившиеся в это время года. Групповая работа приучает к коллективной ответственности, поддержке, взаимопомощи, учит разделению функций, общению, поэтому желательно ее использование не только в старших, но и в средних классах. И урок с ее применением эффективен, так как у ребят возникает ощущение общей заинтересованности в результате, особенно если устроить конкурс-соревнование, какая группа лучше всего "представит" свое время года.
Каждой группе дается задание:
Подготовить выразительное чтение стихотворения, предложенного для коллективной работы, и приготовиться поделиться своими впечатлениями о нем: чем понравилось стихотворение, какое настроение в нем выражено, какие самые яркие, необычные слова и выражения замечены, как они помогают понять мысли и чувства автора;
Выбрать еще одно стихотворение о "своем" времени года, которое особенно понравилось. Выучить его наизусть или подготовить выразительное чтение;
Найти и принести репродукцию картины одного из русских или советских художников, которая соответствовала бы по теме и настроению избранному стихотворению;
Написать небольшое домашнее сочинение о "своем" времени года. Темы сочинения (обязательно творческого характера) можно дать на выбор.
Весна.
О чем могла бы рассказать весенняя сосулька?
Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?
Разговор березки с ландышем.
Лето.
Разговор поспевающих колосьев.
Галчата учатся летать.
Приключения солнечного луча.
Осень.
Осинкам холодно.
Краски художника-осени.
Разговор падающих листьев.
Зима.
В зимний лес (парк) - за сказкой.
Мелодии зимнего дня.
О чем чирикает воробей в солнечный морозный день?
Нужно проверить написанные сочинения заранее, чтобы на уроке прозвучали лучшие работы о каждом из времен года.
Характер домашнего задания определит структуру урока внеклассного чтения. После небольшого вступительного слова учителя или музыкальной "заставки" (например, пьеса "Апрель. Подснежник" из цикла "Времена года" П.И.Чайковского) каждая группа учеников "представляет" свое время года.
Можно предложить ребятам оформить выставку картин, украсить класс и одежду цветами или "символами", например, сделанной из бумаги аппликацией снежинки, молодого листочка или цветка, только ни в коем случае не допускать коварства в виде ободранных веток и деревьев или разоренных газонов. Фантазия ребят, если они увлечены работой, бывает безграничной: кокошники, элементы костюмов, собственные рисунки, панно: Один ученик по выбору группы или учителя читает стихотворение, другой рассказывает о своих впечатлениях от него, понимание стихотворения углубляется высказываниями других учеников, вопросами учителя. Например, в стихотворении А.В.Кольцова "Косарь" ребята обычно чувствуют воспетую поэтом красоту труда, но не понимают, какими поэтическими средствами это достигается. Поэтому напомним, как работает косарь, как движется рука с косой, а потом перечитаем последнюю часть стихотворения. Как звучат стихотворные строки, что они напоминают? Обратим внимание, что каждая строчка дает ощущение ритмичного взмаха косы. Какие звуки в этих строчках повторяются и на что похоже такое звучание? И ребята отмечают шипящие и свистящие, которые передают звук косы, шум падающей скошенной травы. Затем два-три ученика (возможно, также по выбору группы) читают избранные ими стихи о данном времени года и обращаются к картинам, соответствующим стихотворению по настроению и деталям. Звучит одно-два лучших сочинения. Затем вступает вторая группа. В финале урока учитель оценивает результаты коллективной работы.
Заканчивая изучение пейзажной лирики, напомним, со стихами каких русских и советских поэтов мы встретились. Эти поэты жили в разное время, но всех их объединяет любовь к Родине, родной природе, способность особенно сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного. И еще одним удивительным даром обладают талантливые писатели и поэты: даром "рисовать словами", так же как художники рисуют карандашом и кистью.
Стихи русских поэтов открывают нам красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия - тоже великое чудо. Но открывается оно, как и чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому внимательному.
Именно этому и должны учить наши уроки литературы.