Цели:
- показать изображение детей на страницах романа как одной из сквозных тем писателя-гуманиста;
- через отношение Раскольникова к детям показать его гуманизм и укрепление уверенности в правильности своей теории;
- через судьбы детей в романе показать преступность общества, покидающего в беде детей - свое будущее;
- воспитывать в учащихся чуткость и сострадание к чужой беде;
- отрабатывать навык работы с художественным текстом;
- развивать монологическую речь учащихся;
- учить учащихся делать выводы по своей микротеме.
Оборудование урока: тексты романа “Преступление и наказание”, рабочие тетради по литературе, репродукции картин: В.Перов “Тройка” и “Спящие дети”; В.Маковский “Свидание”; Н. Богданов-Бельский “У дверей школы”; Б. Кустодиев “Школа в Московской Руси” и другие о трудном детстве детей; сборники стихов Н.А.Некрасова (стихотворение “ Плач детей”).
Словарная работа: в процессе работы на уроке уточняются значения слов “гуманист”, “социальный”, “мораль”.
Ход урока
1.
1) Слово учителя о целях и задачах этого урока: тема нашего урока - "Дети на страницах романа Ф.М.Достоевского" (записана на доске). Мы сегодня должны с вами проследить (далее по выше обозначенным целям). Ваша задача: по ходу урока записать в тетрадях план этой темы и кратко основные выводы по каждой микротеме, а также дополнять, приводить примеры из текста, высказывать свое мнение и делать выводы.
На прошлом уроке мы говорили с вами об “униженных и оскорбленных” героях романа, о судьбе “маленького человека” в литературе 19 в. И в частности, об изображении его в романе “Преступление и наказание”. Не менее трагично рисует автор и судьбы детей.
2) Слово учащегося у выставки картин: О жизни детей в условиях капиталистического города, об их горькой доле говорили современники Достоевского - художники (краткий экскурс по картинам).
3) Не оставалась равнодушна к судьбам детей во все времена и русская литература (выразительное чтение вслух стих. Н.А.Некрасова “Плач детей” - слово учащегося).
2.
1) Слово учителя: Вслед за своими современниками Достоевский в романе много горьких страниц посвящает детям, потому что эта тема волновала писателя и характеризует его как великого писателя-гуманиста своей эпохи.
2) Слово ученика: уточняется слово гуманист (по словарю).
3) Когда мы впервые на страницах романа встречаемся с детьми?
А) (Далее идет рассказ с привлечением текста - ч.1 гл.2).
Б) Какие художественные средства использует автор для описания этих детей? (Сравнения - “как спичка”; уменьшительно-ласкательные суффиксы -“высоконькая и тоненькая; в худенькой рубашке; маленького брата; на ее личике”; причастия в роли определений: “изодранная рубашка; высохшею как спичка рукой; на исхудавшем и испуганном личике”; определения: “большими-большими темными глазами”; множество глаголов-действий: “спала, сидя на полу, уткнув голову в диван, скорчившись, дрожал и плакал; стояла, обхватив шею; унимала, шептала, следила, сдерживала, чтоб не захныкал” и пр.
В) Что можно сказать об авторе этих строк через такое описание детей?
Делаем вывод (коллективно): На Раскольникова эта встреча с Катериной Ивановной и ее детьми сильно подействовала. Что-то болезненное, страшное мы ощущаем в позах и внешности детей, что-то изломанное, неестественное. Вид этих детей заставляет Раскольникова отдать Катерине Ивановне последние деньги.
Г) А сам главный герой откуда идет только что? Какая страшная мысль закрепляется в его душе? Кого он во всем обвиняет? Чему нет преград? (Мысль - “переступить”, т.е. совершить преступление. Нет преград несправедливости. Виной всему - буржуазное общество, когда “маленькому” человеку “некуда больше пойти”).
Д) Работаем с текстом: ч.5, гл.5
4) Давайте найдем разговор Раскольникова с Соней о детях. Какая мысль постоянно волнует его? О чем он думает и к какому выводу приходит?
(Ч.4, гл. 4: “а дети? Что будет с ними?” Приходит к выводу, что за все несправедливости жизни в первую очередь страдают дети как самые незащищенные существа. В том, что льются детские слезы, прежде всего проявляется преступность общества. Это судьба многих детей в тогдашней России. В том числе и их страдания вызвали его бунт против несправедливости и преступности этого общества. В этой мучительной, горячей любви к детям наиболее раскрывается гуманизм Раскольникова.
(Вспомним еще раз значение этого слова).
5) Это была встреча Раскольникова с детьми на квартире Мармеладова. Но подобные сцены он наблюдал и на улицах Петербурга.
(Это обманутая и опозоренная девочка на бульваре, за которой охотился жирный франт - текст ч.1, гл.4). К какому выводу он приходит?
(“Да вот так все и делались…Такой процент, говорят, должен уходить каждый год…”. - Это судьба многих детей России той поры. Давить слабых - закон буржуазного мира. Сострадание к этому ребенку и ненависть к преступникам снова тяжким грузом ложатся на душу Раскольникова и снова подталкивают - “переступить!”
6) Какое место занимают дети в жизни Свидригайлова? Что можно в связи с этим сказать о судьбах детей в России XIX в.?
(Работаем с текстом ч.4, гл.2; гл.4, ч.4;ч.6, гл.4).
7) Дети в снах Свидригайлова. Как их появление в снах характеризует его самого?
Этот мерзкий человек, видимо, был виновен в искалеченных судьбах многих детей (ч.6, гл.6).
8) Как вы думаете, должны ли судьбы детей волновать общество? Почему?
(Беседа с классом).
9) Что об этом говорит Лебезятников? (Ч.5, гл.1 - конец). Как нужно понимать слово “социальный”? (Учащийся - по словарю и краткая беседа). Как сегодня живется детям в нашей стране?
10) Обобщение по всему уроку: впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей действительности. Буржуазная мораль общества (уточняется значение слова “мораль”) укрепляет в нем уверенность в правильности его теории: в обществе, где царит зло, разрешается пролитие крови по совести - во имя искоренения этого зла.
Раскольников, как и сам Достоевский, видит в детях чистоту, доброту, свет, лучшие качества, утраченные взрослыми.
3. Подведение итогов урока. Оценки.
4. Дом. задание:
1) Подобрать по тексту материал к теме “Виновники скрытых преступлений” (Лужин и Свидригайлов).
2) Подготовить для проверки тетрадь с материалами сегодняшнего урока.