Романтические произведения М.Горького

Разделы: Литература


Цель:
– обогатить представление учащихся о романтизме;
– помочь им овладеть навыками и умениями, необходимыми при анализе романтических произведений;
– при анализе характеров героев выяснить, какие нравственные начала утверждает автор, как развенчивает психологию индивидуализма;
– проследить, как через композицию рассказов “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра” раскрывается замысел писателя;
– углублять навыки общения: диалога, монолога, рассуждений;
– формировать личностное восприятие произведения и его героев.

Оборудование: интерактивная доска, персональный компьютер.

А ты можешь научиться сделать
людей счастливыми?
М.Горький

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

А.М.Горький – выразитель духа времени. Он предстает перед читателями в 90-е годы 19 века как писатель – романтик, вдохновенный певец революционного подвига.

Однажды Горький в письме к Чехову писал: “Настало время нужды в героическом”.

Для романтических произведений характерны яркие краски, острые идейные конфликты. Герои рассказов – бесстрашные и мужественные, люди с “солнцем в крови”, сильные, гордые, разрушители сонного прозябания большинства. Их красота необычна: они наделены всеми качествами в превосходной степени. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. Пейзажи в романтических рассказах Горького величественны и прекрасны.

В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Макар Чудра говорит: “Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а место на земле вон сколько…”. Старуха Изергиль вторит ему: “И вижу я, не живут люди, а все примеряются”. О героях этих произведений мы будем говорить сегодня. (Обращение к теме и эпиграфу урока.) Посмотрим: каков смысл жизни романтических героев рассказов.

II. Романтические произведения М.Горького.

1. Художественный пересказ рассказа “Макар Чудра”.

2. Беседа с учащимися:

– Как раскрываются в композиции образы героев?

(Важную роль в композиции играют портретные характеристики. Портрет Радды дается опосредованно. О ее необычной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. “Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает”, “”один магнат”, “красивый, как черт в праздник”, “увидел ее и остолбенел”. Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жены к такому магнату: “кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?” гордость и красота в этой героине равновелики
Зато портрет Лойко нарисован подробно: “Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце. Ей – богу! Словно его ковали из одного куска железа вместе с конем”. Образ не просто романтический – сказочный, с фольклорными формулировками.)

– В чем конфликт и как он разрешается?

(Рассказывая о любви Радды и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих – ибо покориться любимому человеку ни один не захотел. Любовь и гордость не могут примириться, ибо компромисс вообще не возможен для романтического героя.)

– Какова позиция автора и как она выражена?

(Образ повествователя – один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося с разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.)

3. Анализ рассказа “Старуха Изергиль”.

– Какова композиция рассказа? (Это рассказ в рассказе, он имеет внутреннее единство и состоит из трех частей: легенда о Ларре, повествование старухи Изергиль о своей жизни, легенда о Данко.)

– Какой литературный прием использован в рассказе?

(Первая и третья части противопоставлены друг другу. Антитеза двух легенд, двух образов, отношение к жизни, то есть разного смысла жизни.)

а) Обратимся к первой части рассказа.
б) Беседа с элементами дискуссии “Гордость или эгоизм”:
– За что был наказан Ларра?
– Как объясняет старуха Изергиль значение этого имени?
– Где грань между гордостью и эгоизмом?
– Красивые и гордые – всегда сильные и смелые?
– Как вы понимаете слово “гордость” вообще?
– А в финале рассказа? (“ Вот так был поражен человек за гордость!”)

??? Смысл жизни Лары, в он чем заключается и каковы черты характера образа? (Ему присуще гордыня.)

в) Обратимся к третьей части рассказа.

г) Беседа с элементами дискуссии “В чем смысл жизни?”:
– Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиги?
– Какая разница между долгом и подвигом?
– В чем полнота жизни?
– Верно ли, что каждый сам себе судьба?
– Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко?

??? – В чем смысл жизни героя?
??? – Чем отличен образ Данко от образа Ларры?

(Резкий контраст между двумя мировоззрениями, автор осуждает индивидуализм, эгоизм, оторванность от людей, для которого величайшее благо – жизнь – становится мукой, Данко – подлинный герой, любивший людей и отдавший жизнь за них, в жизни всегда есть место подвигу, автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям, и самопожертвование, и антиидеал, доведенный до крайности индивидуализм.)

??? К кому, на ваш взгляд, ближе сама старуха Изергиль?

(Осуждая Ларру, героиня думает, что ее судьба ближе к полюсу Данко – она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради нового, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.)

Еще раз обратиться к эпиграфу: в нем звучит отношение самого автора к героям. Вот истинный смысл жизни.

III. Заключительное слово. Выводы по теме.

Таким образом, в ранних романтических произведениях М.Горький выступает писателем – гуманистом, утверждающим гуманистическую идею беззаветной любви к людям, самопожертвованию. Эту гуманистическую направленность будет звучать во всех его произведениях.

Домашнее задание: Статья учебника стр. 64–69, письменно ответить на вопрос: “Как соотносится романтизм и реализм в рассказах "Старуха Изергиль" и “Макар Чудра?”

Приложение.