Россия эпохи А.С. Пушкина

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Ход урока

1 слайд Фото А.С. Пушкина.

Учитель: Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать об этом человеке?

Можно ли назвать его нашим современником?

Почему?

Вы утверждаете, что этот человек жил в другое историческое время?

Какие признаки на это указывают? (одежда, прическа).

А кто из вас знает, чей это портрет? (А.С. Пушкин)

Учитель: Изучая творчество великого русского писателя и поэта, ребятам нашего класса стало интересно, что знают и помнят о Пушкине ученики начальной школы и их родители?

Мы разработали ряд вопросов и предложили ответить на них ученикам начальной школы и их родителям. Результаты нас не порадовали. Сегодня мы познакомим вас с ними.

2 слайд Таблица результатов.

Ученик: В тестировании принимали участие учащиеся начальных классов, всего 80 человек. Каждому ученику было предложено ответить на 6 вопросов, кроме этого на вопросы отвечали и родители, всего 30 человек.

Результаты тестирования учеников начальной школы
Вопрос Кол-воучастников Количество правильных ответов Количество неправильных ответов
1 Кто такой А.С. Пушкин? 80 писатель – 39 чел.
поэт – 12 чел.
Всего – 51 чел
29 чел.
2 В каком веке жил и творил А.С. Пушкин? 80 4 чел. 76 чел.
3 Кем были родители А.С. Пушкина? 80 1 чел. 79 чел.
4 Кто занимался воспитанием А.С.Пушкина? 80 бабушка – 6чел.
няня – 4 чел.
всего – 10 чел.
70 чел.
5 Какие произведения А.С. Пушкина вы помните? 80 26 чел. 54 чел.
6 Как погиб А.С. Пушкин? 80 7 чел. 73 чел.

3 слайд

Результаты тестирования родителей
Вопрос Кол-воучастников Количество правильных ответов Количество неправильных ответов
1 Кто такой А.С. Пушкин? 30 30 чел -
2 В каком веке жил и творил А.С. Пушкин? 30 25 чел. 5 чел.
3 Кем были родители А.С. Пушкина? 30 22 чел. 8 чел.
4 Кто занимался воспитанием А.С.Пушкина? 30 27 чел. 3 чел.
5 Какие произведения А.С. Пушкина вы помните? 30 30 чел. -
6 Как погиб А.С. Пушкин? 30 30 чел. -

Проанализировав полученные данные, мы столкнулись с проблемой: знания детей и взрослых о Пушкине отличаются.

4 слайд Цели

Ученик: Для того чтобы лучше узнать о жизни и творчестве Пушкина, а также познакомить с этими знаниями остальных ребят начальной школы, ученики нашего класса решили подготовить проект на тему «Жизнь и творчество А.С. Пушкина».

Сегодня мы представим вам первую часть нашего проекта «Россия эпохи А.С. Пушкина».

Цель проекта – познакомиться с особенностями эпохи, в которой жил А.С. Пушкин.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  • уточнить даты жизни и смерти А.С.Пушкина;
  • выяснить географическое положение России в то время;
  • познакомиться с царями, при которых жил А.С.Пушкин?
  • собрать информацию об элементах одежды того времени?
  • познакомиться с питанием людей;
  • выяснить, как родители занимались воспитанием своих детей?
  • уточнить средства передвижения людей того времени?
  • узнать, как выясняли отношения между собой мужчины?
  • познакомиться с развлечениями и отдыхом людей того времени?

Для реализации цели мы образовали 6 групп и начали поиск и сбор нужной информации.

На этом этапе мы вновь столкнулись с проблемой. В действительности информации было найдено много, но она была противоречивой.

Нам пришлось, организовать группу «критиков», целью которой было «сомневаться, проверять и перепроверять» собранную информацию.

Проект еще не закончен. Сегодня мы познакомим вас с первой частью «Россия эпохи А.С.Пушкина»

5 слайд Фото Пушкина – даты

Ученик: В самом начале мы обратились к датам.

Годы жизни А.С. Пушкина 1799–1837, конец 18 начало 19 века.

Что происходило в это время в России, как одевались люди, какие прически носили, чем питались, как воспитывали детей, на чем передвигались? Обо всем этом мы сегодня вам расскажем.

Итак, приглашаем вас вконец 18 начало 19 века.

6 слайд Карта

В то время Российская империя была третьим по площади государством — простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и Чёрного моря на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке.

Главой империи был император всероссийский, он обладал ничем не ограниченной, абсолютной властью.

7 слайд Фото или фильм о Санкт-Петербурге.

Столицей Российской империи в это время был город Санкт-Петербург.

Пушкин прожил короткую жизнь всего 38 лет. За это время в России сменилось 3 царя.

8,9,10 слайды Цари

Родился Пушкин при Павле I Петровиче (император с 1796 года),

Детство и юность его прошли при Александре I Павловиче (император с 1801 года),

Зрелость и гибель поэты пришлись на царствование Николая I Павловича (император с 1825 года).

Взгляды на устройство государства и жизнь в России, у этих царей были разными, поэтому и жизнь А.С. Пушкина была непростой.

11 и др. слайд Одежда

Ученик: Как одевались люди в то время?

Рассмотрим женскую моду.

Мода XIX века целомудренна и стыдлива. Все тело скрыто одеждой, разрешается открывать только плечи.

Хотя юбки и широки, но длина их укоротилась: сначала открылись башмачки, а затем и щиколотки ног.

Дополняли женскую моду того времени веер, ридикюль (маленькая сумочка) и длинные перчатки, которые на людях снимались лишь за обеденным столом.

Обязательным модным атрибутом женщин надолго становится зонтик. Он имел довольно прагматичную цель – защищал кожу женщины от солнца. В то время загар считался неприличным, «деревенским», в моде была бледная «алебастровая» кожа.

Особенное внимание уделялось изысканным ювелирным украшениям, это жемчужные нити, браслеты, колье, диадемы, серьги, шляпы.

Браслеты носили не только на руках, но и на щиколотках, перстни и кольца украшали чуть ли не каждый палец.

Дамские туфельки, сшитые из материи, чаще всего из атласа, имели форму лодочки и обвивали своими лентами щиколотки – наподобие античных сандалий.

В это время в одежду модниц возвращается корсет. Талия требует неестественный объем – около 55 см.

Фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. Декольте платья почти полностью обнажает плечи.

Сильно открытая шея позволяет «выделить» голову, и в моду входят сложные прически, которые обычно приподняты.


Слайды Одежда мужчин

Ученик: Мужская мода была пронизана идеям романтизма. В мужской фигуре подчёркивалась выгнутая грудь, тонкая талия, изящная осанка.

Исчезают парики и длинные волосы, мужская мода становится более устойчивой, всё большую популярность приобретает английский костюм.

Светские мужчины того времени носили фрак.

На смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные свободные панталоны – предшественники мужских брюк.

Панталоны держались на вошедших тогда в моду подтяжках, а внизу оканчивались штрипками, что позволял избегать складок. Обычно панталоны и фрак отличались по цвету.

Модной вещицей XVIII – начала XIX века считалась трость. Она была сделана из гибкого дерева, что не давало возможности на нее опираться. Трости обычно носили в руках или под мышкой исключительно ради щегольства.

Дополнением к мужскому костюму служили перчатки, трость и часы на цепочке. Распространены были и мужские украшения: помимо обручального кольца, многие носили перстни с камнями. В начале XIX века вошли в моду «стекла» – очки и лорнеты. Ими пользовались даже люди с хорошим зрением.

Наиболее распространённой домашней одеждой дворян был – халат.

Слайды Питание

Ученик: В конце 18, начале 19 века пища людей была разнообразной.

Дворяне заимствуют европейские традиции в приготовлении блюд, выписывают французских поваров.

Попытка приучить русскую знать к французским изыскам в виде лягушачьих лапок потерпела поражение — никто не соглашался менять сытные русские блины на сомнительные деликатесы. Ели блины со сметаной, медом и икрой.

И в богатых, и в бедных семьях не было недостатка в капусте, помидорах, картошке, моркови, зелени, свекле и луке. Знания о процессах брожения позволяли заготавливать продукты впрок. Очень популярны и доступны была квашеная капуста и грибы, которые в это время в основном готовили запеченными в сметане.

Но все же главным блюдом на столах была рыба, а уже после нее — мясо и все остальное.

Из рыбы самой дорогой и деликатесной считалась стерлядь, которая шла на заливное, уху, и прочие закуски. В почете был угорь. Рыбу к тому времени уже не только солили и варили, но и жарили, коптили и даже консервировали с добавлением уксуса и пряностей.

Очень простым и доступным продуктом, особенно в южных областях, считалась черная икра. Ее ели не только богатые люди, но простые крестьяне. В 19 веке это была достаточно дешевая еда.

Мясо в горшочках готовили на Руси издавна.

В 19 веке мода на эти блюда остается актуальной. В это же время появляется и совершенно новое кушанье — грузинский шашлык. В первое время им торговали чуть ли не подпольно, и только через несколько лет установилась традиция есть шашлыки.

Популярной едой в 19 веке был вкуснейший барашек с кашей. Особенно это блюдо пришлось по душе военным.

Появился в России и знаменитый украинский борщ с пампушками.

Подавали в знатных домах и различные десерты: фрукты, пирожные, а также французские яства с труднопроизносимыми названиями.

В середине 19 века возникает новый вид кухни — трактирная. В кабачках и трактирах готовились русские национальные блюда, как простые крестьянские, так и те, что жаловали в богатых домах, имелись в меню и заморские яства. Здесь останавливались закусить как представители самых низших слоев (ямщики, приказчики), так и богатые люди. И хозяева старались угостить гостей от души.

Слайды Воспитание

Ученик: Как воспитывали детей?

В конце XVIII — первой половине XIX века широкое распространение получило домашнее воспитание. У взрослых было особое отношение к детям. Родители были первыми наставниками своих детей. Они не стремились к тому, чтобы как-то изолировать их от себя. Напротив, они считали своим долгом воспитать и приготовить детей к «благородному житию». Это выражалось в постоянном бытовом общении родителей с детьми, например повседневное принятие пищи, когда они сидели за одним столом, совместные прогулки, чтение книг.

Слайды Передвижение

Ученик: Такой умной техники, как сейчас в то время конечно не было. Не было самолетов и поездов, главным средством передвижения были лошади. На них ездили верхом, а также запрягали в телеги и кареты.

Слайды Дуэли

Ученик: Отдельно хочется сказать о том, как люди выясняли отношения между собой, ведь люди иногда ссорятся. Мужчины вызывали друг друга на дуэли.

Дуэ́ль в переводе с французского «поединок», «борьба двух» — строго регламентированный поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя.

Основным видом оружия изначально было холодное (ножи, кинжалы, шпаги, сабли), и только в XVIII веке всё большее распространение получает огнестрельное оружие.

Отношение Российских императоров к дуэлям было противоречиво:

  • император Петр I, строго воспрещал дуэли между офицерами, наказывая их за это;
  • идеей Павла I было – устроить дуэли, в которых должны были участвовать чуть ли не все представители европейской монархии;
  • Александр I нередко прощал дуэлянтов, не понижая их в чине;
  • При этом лично Николай I относился к дуэлям с отвращением, известны его слова: «Я ненавижу дуэль. Это – варварство» Во времена его правления был издан «Манифест о поединках», который называл дуэли чужестранным насаждением: участникам устанавливался в качестве наказания денежный штраф, а обидчику — пожизненная ссылка в Сибирь.
  • В настоящее время дуэли запрещены во многих странах.

Слайды Балы

Ученик: Развлекались в то время не так, как сейчас. Не было телевизоров и компьютеров. Люди ходили в театры, организовывали литературные гостиные, где читали стихи и музицировали.

Самым важным и интересным были балы, где собирался весь свет. Танцы, музыка, общение, новые знакомства – все это было просто незабываемо.

Ученик.

Подведем итог. Сегодня мы с вами совершили уникальное путешествие в другое историческое время, в наше прошлое.

Мы попытались ответить на все интересующие вас вопросы.

Теперь хотим задать вопросы вам.

Слайд Вопросы

  • Кто был главой империи в конце 18 начале 19 века, какой властью он обладал? (император всероссийский, он обладал ничем не ограниченной, абсолютной властью).
  • Назовите века, в которых жил А.С. Пушкин?
  • Сколько лет прожил А.С. Пушкин?
  • Назовите царей, при которых жил А.С. Пушкин?
  • Что из элементов женской одежды того времени вам особенно запомнилось?
  • Что из элементов мужской одежды вас заинтересовало?
  • Прижилась ли в России того времени французская кухня?
  • Занимались ли родители воспитанием детей?
  • На чем передвигались?
  • Как выясняли отношения между собой мужчины?
  • Как развлекались люди в то время?