Ход урока
1 слайд Фото А.С. Пушкина.
Учитель: Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать об этом человеке?
Можно ли назвать его нашим современником?
Почему?
Вы утверждаете, что этот человек жил в другое историческое время?
Какие признаки на это указывают? (одежда, прическа).
А кто из вас знает, чей это портрет? (А.С. Пушкин)
Учитель: Изучая творчество великого русского писателя и поэта, ребятам нашего класса стало интересно, что знают и помнят о Пушкине ученики начальной школы и их родители?
Мы разработали ряд вопросов и предложили ответить на них ученикам начальной школы и их родителям. Результаты нас не порадовали. Сегодня мы познакомим вас с ними.
2 слайд Таблица результатов.
Ученик: В тестировании принимали участие учащиеся начальных классов, всего 80 человек. Каждому ученику было предложено ответить на 6 вопросов, кроме этого на вопросы отвечали и родители, всего 30 человек.
Результаты тестирования учеников начальной школы | ||||
№ | Вопрос | Кол-воучастников | Количество правильных ответов | Количество неправильных ответов |
1 | Кто такой А.С. Пушкин? | 80 | писатель – 39 чел. поэт – 12 чел. Всего – 51 чел |
29 чел. |
2 | В каком веке жил и творил А.С. Пушкин? | 80 | 4 чел. | 76 чел. |
3 | Кем были родители А.С. Пушкина? | 80 | 1 чел. | 79 чел. |
4 | Кто занимался воспитанием А.С.Пушкина? | 80 | бабушка – 6чел. няня – 4 чел. всего – 10 чел. |
70 чел. |
5 | Какие произведения А.С. Пушкина вы помните? | 80 | 26 чел. | 54 чел. |
6 | Как погиб А.С. Пушкин? | 80 | 7 чел. | 73 чел. |
3 слайд
Результаты тестирования родителей | ||||
№ | Вопрос | Кол-воучастников | Количество правильных ответов | Количество неправильных ответов |
1 | Кто такой А.С. Пушкин? | 30 | 30 чел | - |
2 | В каком веке жил и творил А.С. Пушкин? | 30 | 25 чел. | 5 чел. |
3 | Кем были родители А.С. Пушкина? | 30 | 22 чел. | 8 чел. |
4 | Кто занимался воспитанием А.С.Пушкина? | 30 | 27 чел. | 3 чел. |
5 | Какие произведения А.С. Пушкина вы помните? | 30 | 30 чел. | - |
6 | Как погиб А.С. Пушкин? | 30 | 30 чел. | - |
Проанализировав полученные данные, мы столкнулись с проблемой: знания детей и взрослых о Пушкине отличаются.
4 слайд Цели
Ученик: Для того чтобы лучше узнать о жизни и творчестве Пушкина, а также познакомить с этими знаниями остальных ребят начальной школы, ученики нашего класса решили подготовить проект на тему «Жизнь и творчество А.С. Пушкина».
Сегодня мы представим вам первую часть нашего проекта «Россия эпохи А.С. Пушкина».
Цель проекта – познакомиться с особенностями эпохи, в которой жил А.С. Пушкин.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- уточнить даты жизни и смерти А.С.Пушкина;
- выяснить географическое положение России в то время;
- познакомиться с царями, при которых жил А.С.Пушкин?
- собрать информацию об элементах одежды того времени?
- познакомиться с питанием людей;
- выяснить, как родители занимались воспитанием своих детей?
- уточнить средства передвижения людей того времени?
- узнать, как выясняли отношения между собой мужчины?
- познакомиться с развлечениями и отдыхом людей того времени?
Для реализации цели мы образовали 6 групп и начали поиск и сбор нужной информации.
На этом этапе мы вновь столкнулись с проблемой. В действительности информации было найдено много, но она была противоречивой.
Нам пришлось, организовать группу «критиков», целью которой было «сомневаться, проверять и перепроверять» собранную информацию.
Проект еще не закончен. Сегодня мы познакомим вас с первой частью «Россия эпохи А.С.Пушкина»
5 слайд Фото Пушкина – даты
Ученик: В самом начале мы обратились к датам.
Годы жизни А.С. Пушкина 1799–1837, конец 18 начало 19 века.
Что происходило в это время в России, как одевались люди, какие прически носили, чем питались, как воспитывали детей, на чем передвигались? Обо всем этом мы сегодня вам расскажем.
Итак, приглашаем вас вконец 18 начало 19 века.
6 слайд Карта
В то время Российская империя была третьим по площади государством — простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и Чёрного моря на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке.
Главой империи был император всероссийский, он обладал ничем не ограниченной, абсолютной властью.
7 слайд Фото или фильм о Санкт-Петербурге.
Столицей Российской империи в это время был город Санкт-Петербург.
Пушкин прожил короткую жизнь всего 38 лет. За это время в России сменилось 3 царя.
8,9,10 слайды Цари
Родился Пушкин при Павле I Петровиче (император с 1796 года),
Детство и юность его прошли при Александре I Павловиче (император с 1801 года),
Зрелость и гибель поэты пришлись на царствование Николая I Павловича (император с 1825 года).
Взгляды на устройство государства и жизнь в России, у этих царей были разными, поэтому и жизнь А.С. Пушкина была непростой.
11 и др. слайд Одежда
Ученик: Как одевались люди в то время?
Рассмотрим женскую моду.
Мода XIX века целомудренна и стыдлива. Все тело скрыто одеждой, разрешается открывать только плечи.
Хотя юбки и широки, но длина их укоротилась: сначала открылись башмачки, а затем и щиколотки ног.
Дополняли женскую моду того времени веер, ридикюль (маленькая сумочка) и длинные перчатки, которые на людях снимались лишь за обеденным столом.
Обязательным модным атрибутом женщин надолго становится зонтик. Он имел довольно прагматичную цель – защищал кожу женщины от солнца. В то время загар считался неприличным, «деревенским», в моде была бледная «алебастровая» кожа.
Особенное внимание уделялось изысканным ювелирным украшениям, это жемчужные нити, браслеты, колье, диадемы, серьги, шляпы.
Браслеты носили не только на руках, но и на щиколотках, перстни и кольца украшали чуть ли не каждый палец.
Дамские туфельки, сшитые из материи, чаще всего из атласа, имели форму лодочки и обвивали своими лентами щиколотки – наподобие античных сандалий.
В это время в одежду модниц возвращается корсет. Талия требует неестественный объем – около 55 см.
Фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. Декольте платья почти полностью обнажает плечи.
Сильно открытая шея позволяет «выделить» голову, и в моду входят сложные прически, которые обычно приподняты.
Слайды Одежда мужчин
Ученик: Мужская мода была пронизана идеям романтизма. В мужской фигуре подчёркивалась выгнутая грудь, тонкая талия, изящная осанка.
Исчезают парики и длинные волосы, мужская мода становится более устойчивой, всё большую популярность приобретает английский костюм.
Светские мужчины того времени носили фрак.
На смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные свободные панталоны – предшественники мужских брюк.
Панталоны держались на вошедших тогда в моду подтяжках, а внизу оканчивались штрипками, что позволял избегать складок. Обычно панталоны и фрак отличались по цвету.
Модной вещицей XVIII – начала XIX века считалась трость. Она была сделана из гибкого дерева, что не давало возможности на нее опираться. Трости обычно носили в руках или под мышкой исключительно ради щегольства.
Дополнением к мужскому костюму служили перчатки, трость и часы на цепочке. Распространены были и мужские украшения: помимо обручального кольца, многие носили перстни с камнями. В начале XIX века вошли в моду «стекла» – очки и лорнеты. Ими пользовались даже люди с хорошим зрением.
Наиболее распространённой домашней одеждой дворян был – халат.
Слайды Питание
Ученик: В конце 18, начале 19 века пища людей была разнообразной.
Дворяне заимствуют европейские традиции в приготовлении блюд, выписывают французских поваров.
Попытка приучить русскую знать к французским изыскам в виде лягушачьих лапок потерпела поражение — никто не соглашался менять сытные русские блины на сомнительные деликатесы. Ели блины со сметаной, медом и икрой.
И в богатых, и в бедных семьях не было недостатка в капусте, помидорах, картошке, моркови, зелени, свекле и луке. Знания о процессах брожения позволяли заготавливать продукты впрок. Очень популярны и доступны была квашеная капуста и грибы, которые в это время в основном готовили запеченными в сметане.
Но все же главным блюдом на столах была рыба, а уже после нее — мясо и все остальное.
Из рыбы самой дорогой и деликатесной считалась стерлядь, которая шла на заливное, уху, и прочие закуски. В почете был угорь. Рыбу к тому времени уже не только солили и варили, но и жарили, коптили и даже консервировали с добавлением уксуса и пряностей.
Очень простым и доступным продуктом, особенно в южных областях, считалась черная икра. Ее ели не только богатые люди, но простые крестьяне. В 19 веке это была достаточно дешевая еда.
Мясо в горшочках готовили на Руси издавна.
В 19 веке мода на эти блюда остается актуальной. В это же время появляется и совершенно новое кушанье — грузинский шашлык. В первое время им торговали чуть ли не подпольно, и только через несколько лет установилась традиция есть шашлыки.
Популярной едой в 19 веке был вкуснейший барашек с кашей. Особенно это блюдо пришлось по душе военным.
Появился в России и знаменитый украинский борщ с пампушками.
Подавали в знатных домах и различные десерты: фрукты, пирожные, а также французские яства с труднопроизносимыми названиями.
В середине 19 века возникает новый вид кухни — трактирная. В кабачках и трактирах готовились русские национальные блюда, как простые крестьянские, так и те, что жаловали в богатых домах, имелись в меню и заморские яства. Здесь останавливались закусить как представители самых низших слоев (ямщики, приказчики), так и богатые люди. И хозяева старались угостить гостей от души.
Слайды Воспитание
Ученик: Как воспитывали детей?
В конце XVIII — первой половине XIX века широкое распространение получило домашнее воспитание. У взрослых было особое отношение к детям. Родители были первыми наставниками своих детей. Они не стремились к тому, чтобы как-то изолировать их от себя. Напротив, они считали своим долгом воспитать и приготовить детей к «благородному житию». Это выражалось в постоянном бытовом общении родителей с детьми, например повседневное принятие пищи, когда они сидели за одним столом, совместные прогулки, чтение книг.
Слайды Передвижение
Ученик: Такой умной техники, как сейчас в то время конечно не было. Не было самолетов и поездов, главным средством передвижения были лошади. На них ездили верхом, а также запрягали в телеги и кареты.
Слайды Дуэли
Ученик: Отдельно хочется сказать о том, как люди выясняли отношения между собой, ведь люди иногда ссорятся. Мужчины вызывали друг друга на дуэли.
Дуэ́ль в переводе с французского «поединок», «борьба двух» — строго регламентированный поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя.
Основным видом оружия изначально было холодное (ножи, кинжалы, шпаги, сабли), и только в XVIII веке всё большее распространение получает огнестрельное оружие.
Отношение Российских императоров к дуэлям было противоречиво:
- император Петр I, строго воспрещал дуэли между офицерами, наказывая их за это;
- идеей Павла I было – устроить дуэли, в которых должны были участвовать чуть ли не все представители европейской монархии;
- Александр I нередко прощал дуэлянтов, не понижая их в чине;
- При этом лично Николай I относился к дуэлям с отвращением, известны его слова: «Я ненавижу дуэль. Это – варварство» Во времена его правления был издан «Манифест о поединках», который называл дуэли чужестранным насаждением: участникам устанавливался в качестве наказания денежный штраф, а обидчику — пожизненная ссылка в Сибирь.
- В настоящее время дуэли запрещены во многих странах.
Слайды Балы
Ученик: Развлекались в то время не так, как сейчас. Не было телевизоров и компьютеров. Люди ходили в театры, организовывали литературные гостиные, где читали стихи и музицировали.
Самым важным и интересным были балы, где собирался весь свет. Танцы, музыка, общение, новые знакомства – все это было просто незабываемо.
Ученик.
Подведем итог. Сегодня мы с вами совершили уникальное путешествие в другое историческое время, в наше прошлое.
Мы попытались ответить на все интересующие вас вопросы.
Теперь хотим задать вопросы вам.
Слайд Вопросы
- Кто был главой империи в конце 18 начале 19 века, какой властью он обладал? (император всероссийский, он обладал ничем не ограниченной, абсолютной властью).
- Назовите века, в которых жил А.С. Пушкин?
- Сколько лет прожил А.С. Пушкин?
- Назовите царей, при которых жил А.С. Пушкин?
- Что из элементов женской одежды того времени вам особенно запомнилось?
- Что из элементов мужской одежды вас заинтересовало?
- Прижилась ли в России того времени французская кухня?
- Занимались ли родители воспитанием детей?
- На чем передвигались?
- Как выясняли отношения между собой мужчины?
- Как развлекались люди в то время?