Литература
-
Ролевая игра на уроках литературы 2007
Цель ролевой игры - представить, как то или иное произведение школьной программы можно было бы поставить на сцене.
-
Ролевая игра на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство формирования у обучающихся положительной мотивации к учению и воспитания духовно-нравственных качеств 2015
Чтение – одно из самых больших удовольствий в жизни человека. Откроешь страницу – станет видно далеко-далеко. Протяни руку – и книга заговорит; она радуется и печалится вместе с тобой; она – надежный друг. Однако так считают отнюдь не все. Современный школьник свои предпочтения отдает информационно-коммуникативным технологиям, легко отказывается от живого общения с книгой. Поэтому перед школой стоит непростая задача - активизировать процесс чтения художественной литературы. Как это сделать?
-
Роль "ершалаимских" глав в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" "Что есть истина?" 2012
Урок "Что есть истина?" посвящен трактовке библейского сюжета в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Во время учебного занятия развивается умение анализировать произведение через сопоставление канонических религиозных текстов и романа "Мастер и Маргарита". Особое внимание уделяется формированию творческого воображение и ассоциативно - логическое мышление учащихся.
-
Роль анализа художественного произведения в развитии речи обучающихся 2011
Выбор методики анализа художественного произведения на сегодняшний день велик, но в своей педагогической деятельности при изучении прозаического произведения автор отдает предпочтение анализу «вслед за автором». Такой анализ повторяет порядок чтения, но при работе с обучающимися, уровень литературного развития которых невысок, данная форма работы является самой эффективной.
-
Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя на примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 2014
На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показано, как костюм героя и детали быта способны не только рассказать об эпохе, но и помочь глубже понять внутренний мир героя, идейный замысел автора художественного произведения.
-
Роль внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе в формировании познавательного интереса учащихся, в повышении их культурного уровня 2009
Работа представляет собой обмен опытом и рассказывает о деятельности учителя и учащихся во внеурочное время. На конкретных примерах показаны формы совместного творчества педагога и его учеников. Указаны аспекты и пути формирования интереса к урокам русского языка и литературы посредством проведения внеклассных мероприятий.
-
Роль вставных элементов в художественном произведении 2016
Элективный курс позволяет более глубоко ознакомиться с содержанием художественных произведений, выделить эпизоды, которые помогают лучше передать идею, заложенную в тексте. Изучение роли вставных элементов помогает определить их разнообразные функции в произведении, способствует внимательному прочтению.
-
Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". 9-й класс 2012
Урок литературы посвящен детальному и комплексному анализу драматического произведения; развивает образное мышление. В ходе урока изучается языковой и литературоведческий материал, связанный с формированием навыков культуры речи.
-
Роль детали в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон" 2013
На уроке используются приемы технологии развития критического мышления. Учащиеся должны понять, какую роль может играть деталь в художественном произведении.
-
Роль детализации в анализе художественного произведения 2013
Материал основан на детальном анализе художественного произведения (Н.В. Гоголь. "Мертвые души"). Представленная работа очень важна в плане подробного рассмотрения художественного произведения, исследования художественных особенностей, детализации.
-
Роль и место информационных технологий в курсе русского языка и литературы 2008
Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы и русского языка позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий.
-
Роль иконы и иконопочитания в жизни и творчестве А.С. Пушкина 2006
Икона присутствует в творчестве Пушкина в самых разнообразных формах: красный угол с иконами, молитвами и молебен перед иконой, сияние иконных окладов в свете лампад, благословение иконами новобрачных, икона на кладбищенском кресте, крестный ход с иконой, воинская присяга перед иконой, уничтожение икон и кощунство перед ними, иконопочитание и его особенности в петровские времена, икона и образ Божий в человеке, наконец, икона и картина, или восприятие религиозной живописи сквозь призму русской иконы.
-
Роль иконы и иконопочитания в жизни и творчестве Л.Н. Толстого. По роману "Война и мир" 2007
Русские писатели очень часто обращались в своих произведениях к иконописи. Неожиданно для всех "чёрные доски" открыли духоносные краски: её отношения с реальным физическим пространством. Испокон веков к иконе предъявляли одно главное требование - молитвенность. В целом литература XIX века высоко оценивает икону как неотъемлемую часть православной духовности, храмового убранства, домашней молитвы, православного быта. Но тот же век дал и первые примеры несколько другого отношения к иконе, в основном, возможно, через личностное восприятие духовенства. Например, в творчестве Льва Николаевича Толстого.
-
Роль имен собственных в формировании концептуального пространства художественного произведения 2022
Принято говорить, что писатель, создавая свои произведения, держит руку на пульсе эпохи. Во многом это сравнение правомерно. Эпоха, близкая тому или иному художнику слова, запечатлевается им во всех ее проявлениях. Поэтому на страницах книг живут, работают, творят, мечтают люди, текут реки, бушуют штормы, вырастают города и исчезают деревни, светятся звезды – все так, как в реальной жизни. Подчас работа писателя над собственными именами представляет собой сложный и трудоемкий процесс: имена, фамилии, названия должны быть стилистически верны и точны, должны отвечать идее, целям, всему духу романа, повести, рассказа, стихотворения, должны нести особый колорит, а иногда и какой-то специальный смысл, особое значение.
-
Роль интеллигенции в историческом развитии общества 2011
Актуальность темы определяется интересом в обществе к вопросам об историческом пути интеллигенции в России, о кризисе самого понятия интеллигенция и о роли интеллигенции в "бархатных" революциях. Филологи, историки, социологи, представители общественности пытаются дать всестороннюю характеристику понятия "интеллигенция" и положение интеллектуальной элиты в России.
-
Роль искусства в обществе. 8-й класс 2011
Урок на примере повести Н.В. Гоголя "Портрет" помогает исследовать вопрос о роли в обществе искусства, об ответственности художника за свой труд; обсудить также вопрос о призвании и судьбе человека искусства; развивать навык самостоятельной работы с художественным текстом, с критической литературой, умение критически оценивать выступление товарищей.
-
Роль искусства и литературы в формировании гуманитарной позиции личности. Музыка в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова 2014
Статья посвящена формированию гуманитарной позиции личности школьника, включающей в себя субъектное (авторское) и ценностное отношение к действительности и овладение базовыми средствами освоения культуры, апробирована на краевой инновационной площадке на базе лицея «Субъекцентрированная модель качества образования в ОУ как условие сохранения психологического здоровья учащихся».
-
Роль искусства и литературы в формировании гуманитарной позиции личности. Психологические особенности воздействия искусства на личность 2015
В статье продолжается исследование автором проблемы формирования гуманитарной позиции личности школьника, сделан акцент на психологических особенностях воздействия искусства на личность. Работа апробирована на краевой инновационной площадке «Субъектцентрированная модель качества образования в ОУ как условие сохранения психологического здоровья учащихся» на базе МБОУ лицея № 15.
-
Роль исследовательской деятельности на уроках литературы в формировании функциональной грамотности обучающихся 2019
Функциональная грамотность – понятие широкое. Это способность человека использовать приобретенные знания, умения, навыки в повседневной жизни, возможность вступать в контакт с внешней средой, легко адаптироваться и взаимодействовать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе, затем человек расширяет свои знания и возможности и использует их в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
-
Роль композиции в раскрытии идеи рассказа Л.Н. Толстого «После бала» 2015
Урок литературы в 8-м классе позволяет учащимся овладеть навыками композиционного анализа художественного текста, закрепить основные теоретические понятия, полученные на предыдущих уроках. Большое внимание на уроке уделяется воспитанию нравственного самосознания детей, воспитанию у них активной жизненной позиции.
-
Роль курса "Русская словесность" в духовном развитии школьника 2010
Все более актуальной становится проблема сохранения национального языка. Одна из возможностей возрождения подлинного интереса к русской культуре : путь интеграции русского языка и литературы. С целью решения проблемы обращаемся к курсу "Русская словесность". На первых уроках словесности вводится и постепенно развивается понятие "Внутреннее движение души". Последняя ступенька – умение выразить свое восприятие мира словом.
-
Роль литературно-музыкальной гостиной в организации деятельности по воспитанию социально зрелой личности 2010
Форма урока литературы, литературно-музыкальная гостиная, помогает почувствовать сопричастность к опыту поколений. Подобная совместная деятельность повышает мотивацию обучающихся к изучению предмета, позволяет интегрировать знания из разных научных областей. В основе данной формы лежит деятельностный принцип организации, который позволяет обучающимся наполнить материал личностным смыслом.
-
Роль музыки в творчестве Бориса Пастернака 2012
Целью урока является доказательство изначальной музыкальности художественного мира Бориса Пастернака. Под влиянием музыки Александра Скрябина, его философии и проповеднической деятельности юный Пастернак решил посвятить себя музыке. Но понял, что никогда не достигнет высшего мастерства как композитор, и бросил занятия музыкой. Такое отношение Пастернака к творчеству и жизни вообще было скрябинским отношением. Все поэтическое творчество Пастернака – это продолжение музыки Скрябина.
-
Роль народных традиций и обычаев в формировании коммуникативных компетенций для развития конкурентоспособных знаний учащихся 2011
В гимназии обучаются дети разных национальностей. Естественно, для каждой национальности свойственны особые традиции и обычаи. В процессе преподавания своего предмета автор использует данный факт для формирования коммуникативных компетенций своих учеников.
-
Роль научно-исследовательской деятельности в охране здоровья школьников 2005
Предлагаемой программой по Литературному краеведению могут воспользоваться как учителя русской литературы, так и учителя татарской литературы, истории, географии и классные руководители.
-
Роль несловесных средств выразительности в художественном тексте 2023
Любое литературное произведение не представляет собой законченного целого, поскольку каждый читатель расширяет его содержание за счет своего читательского и жизненного опыта, опираясь на собственные ассоциации, на запас впечатлений. Интерпретация художественного замысла обязательно включает исследование описания невербальных средств общений.
-
Роль педагога в развитии личности ребенка 2014
Учитель заботится не только об усвоении предметных знаний, но и о становлении и развитии социально направленной мотивации, о формировании ответственности за задания, умении считаться с другими, думать об их интересах, развивать свои творческие возможности, талант.
-
Роль педагога в управлении качеством образования на уроках русского языка и литературы 2021
В статье рассматриваются определения таких понятий, как «качество образования», его компоненты, раскрыты пути повышения качества образования на уроках русского языка и литературы. Показаны возможности организации учебного процесса с целью повышения уровня образования. На основе анализа компонентов системы оценивания предложены пути повышения уровня образования.
-
Роль пейзажа в рассказе Виктора Астафьева "Васюткино озеро". 5-й класс 2011
Урок помогает учащимся пятого класса познакомиться на примере рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» с особенностями функционирования такого элемента литературного текста, как пейзаж. В ходе урока учащиеся анализируют текст, определяют функции пейзажа, и в итоге у них формируются навыки анализа прозаического текста.
-
Роль пейзажа в романе Софрона Петровича Данилова "Пока бьется сердце" 2021
Представлена статья о роли пейзажа в романе Софрона Петровича Данилова "Пока бьется сердце".