Литература
-
Роль топонимов в создании художественного образа на примере произведений В.Я. Евтушенко 2008
На примере творчества воронежского прозаика В.Евтушенко рассмотрена тема использования географических названий при создании и прочтении художественных образов. Отмечены достоинства литературно-краеведческого материала при рассмотрении данной проблемы на уроках литературы, актуальность его привлечения в школьное филологическое образование. В работе определены особенности употребления топонимов писателем, дана их классификация.
-
Роль учителя-словесника в формировании гражданина 2011
Одной из продуктивных форм, создающих определенные условия для формирования гражданских качеств у школьников, является исследовательская работа. Благодатным материалом для исследовательской работы обучающихся является русская поэзия.
-
Роль функциональной грамотности в образовательном процессе основного общего образования 2024
Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу на уроках и во внеурочной деятельности, умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии. В целом, развитие функциональной грамотности у школьников требует комплексного подхода, инновационных методов обучения, активной практики и индивидуального подхода к каждому ученику. Важно учитывать контекст обучения, культурные особенности и потребности учащихся для успешного формирования и развития их функциональной грамотности. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.
-
Роль художественной детали в раскрытии образа Собакевича (урок по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") 2011
Целями урока является стремление показать, как с помощью художественной детали создается образ-характеристика, увидеть деталь как средство типизации и индивидуализации художественного образа, развивать умения анализа текста методом "микроскопического анализа". Групповая форма работы и создание проектов дает возможность развивать творческие способности школьников, видеть своеобразное, нестандартное прочтение текста учащимися.
-
Роль художественной детали в характеристике героя. Образ Долохова в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" (10-й класс) 2010
Художественная деталь - это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Посмотрим, как это реализуется в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" на примере образа Долохова.
-
Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста 2020
В статье актуализируется проблема патриотического воспитания детей в образовательной организации; рассматривается воспитательный потенциал художественной литературы, рекомендуемой для работы с детьми младшего школьного возраста в процессе формирования знаний о стране: устное народное творчество (сказки, былины, малые формы), авторские сказки, стихи, рассказы.
-
Роль школьной литературной гостиной в развитии духовного мира обучающихся 2019
Один из видов внеклассной работы – Литературная гостиная. Этот вид деятельности сейчас очень распространён. Многие учителя имеют опыт проведения таких мероприятий, хочу поделиться и своим опытом. Само название «Литературная гостиная» в начале 90-х годов XX века стало употребляться в учительской среде, наверное, в связи с начинающимися преобразованиями в нашем обществе. Появились в литературе возвращённые имена и даже возвращённая литература. Усилился интерес к прошлому, к чему-то пропущенному когда-то. Привлекает сама красота, утончённость дворянских салонов, гостиных, где проходили встречи интересных людей своего времени. Поэтому на время проведения литературного праздника наш кабинет преображается.
-
Роль эпиграфа в литературном произведении (из опыта работы по анализу произведений русской литературы в старших классах) 2011
Данная статья – это монографические рекомендации по определению функций эпиграфа в литературном произведении. Рассмотрены эпиграфы к 1-й главе «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, «Белой гвардии» и «Мастеру и Маргарите» М.А. Булгакова, «Белым одеждам» В.Д. Дудинцева. Подробнее анализируется «действие» эпиграфа в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна. Имея профессиональное филологическое и музыкальное образование, автор рассматривает эту тему с обеих позиций, что ранее в критических работах не обсуждалось.
-
Роль эпиграфа в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет" 2012
На уроке показывается, как писатель изображает влияние любви на человека; как изображает Куприн мир человеческих чувств. Раскрывается значение музыкального эпиграфа в рассказе. У учашихся развиваются навыки аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания.
-
Роль эпизода в раскрытии идейного содежания. (Чтение, восприятие, анализ, истолкование и оценка эпизода, по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети", глава 26) 2012
Цель урока: проанализировать эпизод главы 26 романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», объяснить мотивы поведения Базарова, определить значение сцены в идейном содержании романа. В ходе урока дается понятие словам «эпизод», «герой», «конфликт», отрабатывается навык анализа эпизода.
-
Роль юмора и иронии в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные уроки рассказа 2021
Урок ориентирован на учащихся шестого класса. Цель урока: развитие понятия о чувстве юмора как одном из ценных качеств человека; показать роль юмористических картин в рассказе. Смех открывает человека и поэтому общение учителя и ученика должны быть, по возможности, радостным и взаимообогащающим.
-
Роман "Евгений Онегин" А.С. Пушкина. Творческая история романа Своеобразие жанра, "энциклопедичность". 9-й класс 2011
Предложенная методика предполагает изучение по главам с целью прослеживания за развитием сюжета, за расстановкой действующих лиц, за развитием авторской мысли. Необходимо и выделение отдельных уроков, где речь пойдёт о главных героях романа. Подготовленный проект на мультимедийной установке позволит сосредоточить внимание учащихся на главных моментах урока, понять содержание романа.
-
Роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8-м классе 2009
Представлена система работы по изучению романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8-м классе: материалы для составления характеристики литературного героя и сравнительной характеристики двух литературных героев, план характеристики литературного героя, сочинение, которое можно использовать в качестве примерного варианта на уроке развития речи.
-
Роман в стихах "Евгений Онегин". Обоснование выбора имени и фамилии главной героини Татьяна Ларина 2014
Татьяна Ларина – любимая героиня А.С. Пушкина. Прекрасный пример для бесчисленных женских персонажей в произведениях русских писателей, «национальный тип» русской женщины, искренней и чистой, мечтательной и прямодушной, стойкого друга и верной жены. Так почему же поэт наделил свой «милый идеал» таким простым, ничем не примечательным именем? Попробуем разобраться и проследить взаимосвязь имени и судьбы главной героини романа в стихах «Евгений Онегин». Работа адресована педагогам и учащимся.
-
Роман в стихах "Евгений Онегин". Принцип симметрии в композиции романа. Два письма. Материалы к уроку 2014
В произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы встречаемся с образцами любовных писем начала XIX века. Эти письма, как и весь роман, написаны в стихах, в этом и заключается их отличие от обычных писем. Попробуем разобраться, какую роль играют письма в композиции и сюжете романа. Данная работа адресована педагогам и учащимся.
-
Роман В.А. Каверина "Два капитана" 2009
Роман В.А. Каверина "Два капитана" занимает особое место в списке литературы, рекомендуемой для внеклассного чтения. Автор романа обладает обостренным чувством времени. Одним из первых он поднял проблемы, волнующие подрастающее поколение.
-
Роман В.Д. Дудинцева "Белые одежды" 2011
Большое место в литературе 70-80-х гг. XX в. занимают произведения о сложных нравственных поисках людей, о проблемах добра и зла, о ценности жизни человека, о столкновении равнодушной безучастности и гуманистической боли. В этом плане очень значительно творчество такого писателя, как Владимир Дмитриевич Дудинцев: его роман "Белые одежды" отражает ключевые проблемы современности.
-
Роман В.Д. Дудинцева "Белые одежды". История создания романа 2013
Урок знакомит учащихся с биографией писателя В.Д. Дудинцева и историей создания романа «Белые одежды» от замысла до выхода в свет.
-
Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в контексте литературно-художественной традиции. Теоретический семинар в 11-м классе 2007
Как известно, "закатный" роман М.А. Булгакова необычайно богат аллюзиями и реминисценциями из самых различных произведений, что определяет глубокую полемичность романа и высочайший уровень духовности, присущий бессмертной книге Булгакова. Это и определило основной аспект изучения романа "Мастер и Маргарита" в 11-м классе. Урок в форме теоретического семинара - заключительный урок темы - проводится на основе самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, с использованием изученных ранее произведений. Его основная цель - подвести итоги изучения романа и раскрыть неисчерпаемость его содержания.
-
Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Ершалаимские главы в контексте романа 2012
Цель урока: помочь учащимся понять позицию автора в вопросах о смысле жизни человека на земле, о противостоянии свободы личности и несвободы, его взгляд на то, кого можно назвать духовной личностью; развивать умения анализа художественного произведения.
-
Роман Мастера о Понтии Пилате. Конспект урока по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» 2018
Урок литературы в 11-м классе позволит учащимся совершенствовать имеющиеся навыки анализа эпизода в контексте произведения, а также читательские навыки. Он позволит закрепить полученные в ходе изучения курса литературы основные теоретические понятия. На уроке также закрепляется умение грамотно и аргументированно отвечать на поставленный проблемный вопрос, давать характеристику литературным героям, формулировать проблемы, поставленные автором, находить пути раскрытия авторской идеи.
-
"Роман о благородном разбойнике" (Устный журнал к 175-летию романа А.С. Пушкина "Дубровский") 2008
Устный журнал "Роман о "благородном разбойнике" рассказывает на своих страницах об истории создания произведения, о прототипах романа, о говорящих именах главных героев.
-
Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Дети в романе. Урок в 10-м классе 2005
Основные цели урока - познакомить учащихся с изображением детей на страницах романа, через судьбы детей в романе показать преступность общества, покидающего в беде детей воспитывать в учащихся чуткость и сострадание к чужой беде; отрабатывать навык работы с художественным текстом; развивать монологическую речь учащихся; учить делать выводы по своей микротеме.
-
"Романтизм как стиль в искусстве начала XIX в. (на примере поэмы М.Лермонтова "Мцыри" и произведений живописи и музыки)". 8-й класс 2014
В ходе урока учащиеся работают в группах, проверяют домашнее задание. Во время урока звучит музыка, в презентации к уроку представлен визуальный ряд картин русских художников-романтиков, рисунки М. Лермонтова.
-
Романтически традиции в поэзии и прозе Булата Окуджавы 2014
Работа посвящена творческому наследию Булата Окуджавы. Романтическая направленность его произведений реализуется в умении поэта видеть великое в бытовых мелочах, в особой музыкальности его стихотворений. Способность создавать свой мир, противопоставленный реальному, - так интерпретируется романтическая традиция в творчестве Б.Ш.Окуджавы.
-
Романтические истории Вильяма Шекспира 2015
Данное внеклассное мероприятие подготовлено в форме театральной гостиной и предназначено для учащихся старших классов. Мероприятие знакомит учащихся с «веселыми» комедиями В.Шекспира («Много шума из ничего», «Как вам это понравится» и «Двенадцатая ночь»). В игровой манере представляет факты из биографии драматурга и из истории создания комедий, позволяет проследить эволюцию жанра комедии в творчестве В.Шекспира.
-
Романтические произведения М.Горького 2012
Цель урока: расширить представления учащихся о романтизме; учить анализировать романтические произведения; проследить, как раскрывается замысел М.Горького в композиции рассказов "Старуха Изергиль", "Макар Чудра"; учить общаться: диалог, монолог, рассуждение; формировать личностное восприятие произведений и его героев.
-
Романтические рассказы М.Горького. Анализ рассказа "Старуха Изергиль" 2010
Представлена разработка урока по литературе для 11-х классов. В течение урока анализируется рассказ М.Горького "Старуха Изергиль".
-
Романтический мир А.А.Блока в «Стихах о Прекрасной Даме» 2018
Цели урока: углубление представлений учащихся о символизме; постижение истоков и своеобразия романтического художественного мира раннего А.А. Блока; развитие умений проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета цикла; воспитание любви к поэзии и литературно-художественному наследию прошлого России. Знакомство с литературно-художественным контекстом образа Прекрасной Дамы.
-
Романтический мир раннего Блока 2015
Цель урока литературы: подробно раскрыть понятие «символизм»; соотнести философию В. Соловьева с творчеством А. Блока и проанализировать стихотворение А. Блока «Вхожу я в темные храмы; раскрыть глубину содержания, используя «музыку» стиха, образность языка.