Цели урока: обобщить весь изученный литературный материал по тематическому блоку «Правда гражданской войны в литературе»,систематизировать эти знания, развивать устную монологическую речь, умения интерпретации художественного текста, аналитические навыки, навыки самостоятельной работы со сводной опорной таблицей по заявленной теме, содержанием урока воспитывать неприятие войны, воспитывать гуманность.
Оборудование и оформление урока:
- стенд «Полыхала гражданская война».
- плакаты,посвященные гражданской войне.
- художественные тексты А.Фадеева, М.Шолохова, Б.Лавренева, А.Серафимовича, И.Бабеля («Разгром», «Донские рассказы», «Сорок первый», «Граф Пузыркин», «Конармия», «Железный поток» были заранее предложены группам учащихся после детального коллективного изучения романа М. Шолохова «Тихий Дон» в качестве самостоятельного прочтения к данному итоговому уроку-панораме, учащиеся в своей группе должны были прочитать и дать свою интерпретацию текста, отвечая на вопрос: как показана в этих произведениях гражданская война?).
Эпиграф к уроку: «В России революция- мати сырая земля задымилася, вся Расеюшка кровью подплыла, пылью поднялась. Вся Расея на ножах…» Артем Веселый.
Ход урока
Вступление. Выступают два учителя: истории и литературы, которые знакомят с содержанием интегрированного урока, отвечают на поставленный вопрос, почему оправдано такое построение и содержание урока. Тема гражданской войны детально рассматривается на уроках истории, как братоубийственная, кровопролитная бойня (об этом учащимся напоминает учитель истории). И на уроках литературы в 11 классе ребята знакомятся с художественными текстами, повествующими об этом трагическом историческом событии.
Историческая страница урока. Учащиеся-докладчики кратко обобщают пройденное на уроках истории по данной теме: причины и ход гражданской войны, силы, участвующие в ходе войны, итоги войны.
Основная часть. Литературная страница урока
Слово учителю литературы: «Люди позднейшего времени скажут мне, что все это было и быльем поросло, что пользы ворошить прошлое? Знаю и сам, но почему ,почему так ярко выступает это чудовищное прошлое перед глазами? Не потому ли, что оно как будто напоминает нам:не забудьте ,не забудьте,не повторите, не допустите...». М.Е.Салтыков-Щедрин. Это сказал классик 19 века, но его слова не устарели и для нашего беспокойного времени. Предлагаем вам от исторического материала перейти к литературному и попробовать найти в прочитанных вами книгах ответ на проблемный вопрос: почему в гражданской не было победителей, почему все проигравшие? Что потеряли и приобрели участники и свидетели той страшной ,двуликой, братоубийственной войны?
Задание всему классу: работать над опорной схемой «Чаша народного горя»,составляем из выступлений учеников, сообщений коллективный «портрет» гражданской войны, внося в круг определения, яркие выражения, ключевые слова из текстов, характеризующие эту войну. За кругом помещаем названия произведений, повествующие о войне.
Почему все, все проигравшие???..
Звучат стихи о гражданской войне.
Ох, грибок ты мой грибочек, белый груздь!
То шатаясь,причитает в поле Русь.
Помогите – на ногах нетверда! Затуманила меня кровь-руда!И справа, и слева кровавые зевы, и каждая рана: мама!
И только, и это, и внятно мне, пьяной от крови: мама!
Все рядком лежат-не развесть межой.
Поглядеть: солдат, где свой, где чужой?
Белый был - красным стал: кровь обагрила.
Красным был - белым стал: смерть побелила.
И справа, и слева, и сзади ,и прямо
И красный, и белый: мама!!!
(М.Цветаева.)
Выступления учащихся с обзором идейного содержания прочитанных произведений, размышления вслух по вопросу: как рисуется гражданская война? Чтение отрывков из произведений, заполнение круга определениями, эпитетами, совместное обсуждение представленных текстов. (по ходу урока слово имеет и учитель истории, когда нужны какие-то исторические справки. Например, о походе знаменитой Таманской армии, описанной в романе «Железный поток» А.Серафимовича).
1. А.Фадеев «Разгром». – переделка «человеческого материала».
2. Артем Веселый «Россия, кровью умытая» – чудовищная жестокость, ненависть, разрушение и гибель семьи, разрушение родства по крови.
3. М.Шолохов. «Донские рассказы»: «Родинка», «Червоточина», «Продкомиссар», «Алешкино сердце», «Шибалково семя», «Жеребенок» – фанатизм, отторжение личности, разрушение человеческого в человеке,гибель божьей искры в человеке.
4. А.Серафимович «Железный поток» – страшная судьба детей войны, чудовищная, бессмысленная мясорубка,человек-ничто, жалость постыдна-это буржуазный пережиток.
5. Б.Лавренев «Сорок первый», «Граф Пузыркин» – любовь и смерть на войне, прочь милосердие и жалость, выжечь в себе доброту.
По мере выступления учащихся – докладчиков остальные постепенно заполняют круг-«чашу»гражданской войны. Так создается общий портрет того страшного времени - 20-x годов 20 века.
Итоги урока. Обобщение по уроку. В итоговой беседе используется созданная опорная схема,из которой учащиеся берут записанные определения и объясняют их.
Слово учителям: «Наш урок-панорама заканчивается. Хочется вспомнить слова Алексея Толстого: «Вы видите, так дальше жить нельзя! На ненависти построены государства, ненавистью проведены границы, каждый из нас- клубок ненависти- крепость с наведенными во все стороны орудиями. Жить тесно и страшно! Весь мир задохнулся от ненависти…Вам этого мало? Вы еще не прозрели? Опомнитесь, бросьте оружие, разрушьте границы… Всем достанется места…»Замечательные слова нужны были и в 20 годы, и в 40,не устарели и сегодня, в наше время. Любая война-это насилие ,разрушение, это смерть и слезы, это страдание и огромные потери. И вам предлагается написать небольшое рассуждение на тему «Почему в гражданской войне все проигравшие?»
Учащиеся пишут небольшую итоговую работу, в конце урока зачитывают свои мысли, подводя итог разговору о гражданской войне.