Эпиграфы:
Что наш язык земной пред дивною природой?
...Но нельзя ль в мёртвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
В.А. Жуковский «Невыразимое»«Стихи о Прекрасной Даме» - ранняя утренняя заря –
те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы
получить право на жизнь…»
А.А. Блок
Цели урока:
- углубление представлений учащихся о символизме;
- постижение истоков и своеобразия романтического художественного мира раннего А.А.Блока;
- развитие умений проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета цикла;
- воспитывать любовь к поэзии и к литературно-художественному наследию прошлого России.
Оборудование урока: презентация «Литературно-художественный, философский и биографический контексты появления цикла «Стихи о Прекрасной Даме» А.А.Блока»; раздаточный материал со стихотворениями А.А.Блока; репродукции картин и рисунков М.А.Врубеля.
Методические приёмы: лекция с элементами беседы; индивидуальные предварительные задания; парная форма работы; словарная работа по теории литературы; выразительное чтение стихотворений и их фрагментарный анализ.
Ход урока
I. Организационный этап
1. Определение темы урока.
2. Формулирование задач урока:
- понять истоки и своеобразие романтического художественного мира раннего А.А.Блока;
- соприкоснуться с миром чувств лирического героя;
- понаблюдать за развитием лирического сюжета цикла «Стихи о Прекрасной Даме», за внутренней динамикой образов лирического героя и его Прекрасной Дамы.
II. Актуализация опорных знаний
1. Какова история создания цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?
Цикл сложился к 1903 году и был напечатан в альманахе «Северные цветы». В октябре 1904 года выходит в свет первый поэтический сборник Блока под тем же заглавием. В сборник вошло всего 100 стихотворений из 750, написанных поэтом к этому времени.
2. Какой теме посвящены все стихотворения цикла? (Теме любви)
3. Какой настроенческий мотив доминирует в стихотворениях цикла?
Доминирует мотив ожидания встречи с Прекрасной Дамой.
III. Знакомство с новым материалом
1. Литературно-художественный контекст, в котором появились цикл и образ Прекрасной Дамы, масштабен и по времени, и по количеству имён писателей и поэтов, оказавших влияние на формирование романтического мироощущения А.А.Блока.
«Стихи о Прекрасной Даме» не имеют аналогий в русской поэзии. Блок соприкасается с традицией, идущей от эпохи Возрождения. Это и «Новая жизнь» Данте, и «Книга песен» Петрарки. Для всех этих поэтов любовь являлась призмой, сквозь которую проходило поэтическое освоение мира. А женский образ – это образ мира в его идеальном воплощении.
Если говорить об истории выражения «Прекрасная Дама», то оно фигурировало в рыцарских романах 12–14 веков, которые заполонили Западную Европу, особенно Францию. Самый известный из них – «Тристан и Изольда». Рыцарь боготворит свою даму и верно ей служит. Образ Прекрасной дамы встречался в поэзии трубадуров – средневековых поэтов на юге Франции, в Провансе. Они жили при дворах рыцарей и воспевали избранницу сердца своего рыцаря. Уже там земной образ прелестницы сливался с образом Мадонны, Богоматери.
Особенно А.А.Блок подчёркивал влияние В.А.Жуковского на формирование романтического художественного мира своих ранних стихотворений. В «Автобиографии» он писал: «Первым вдохновителем моим был Жуковский». Блок, как и Жуковский, стремился к выражению «невыразимого» в словесных образах. Недаром в качестве I эпиграфа к уроку взяты слова В.А.Жуковского:
Что наш язык земной пред дивною природой?
...Но льзя ль в мёртвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?
«Невыразимое»
Очень близки Блоку поэты так называемой психологической, медитативной, исповедальной лирики: Фёдор Тютчев, Яков Полонский и Афанасий Фет. Блоку были созвучны идея преобразующей силы любви, идея двоемирия (мира земного и мира души человеческой).
Ф.И. Тютчев создал прекрасные стихотворения о любви. Эта тема была ведущей в его лирике. Сын поэта писал, что «Фёдор Иванович в своей душе воздвиг великий поэтический храм и поклонялся единственному своему Божеству – Женщине». У него есть потрясающий цикл любовной лирики – Денисьевский.
Яков Полонский поражал Блока исповедальностью своих стихотворений, дерзкими поэтическими находками, умением подмечать неуловимое в природе и в душе человека.
В творческой манере А.А.Фета Блока привлекала любовь поэта к неточным, живым словам, к импровизации. Творческую манеру Фета называют импрессионистской, образы его лирики воспринимаются на ассоциативном уровне. Он писал не о плотской, а о духовной, возвышенной любви. Это импонировало Блоку.
Влияние личности и творчества художника Михаила Александровича Врубеля на мироощущение А.А.Блока. Это художник с романтической душой, который уходил от воспроизведения мелочного и некрасивого быта и обращался к вечным темам и образам мировой литературы. Его интересовал прежде всего мир души человека (рисунки к поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»: «Тамара в гробу», «Скачущий всадник»; рисунки к восточной повести «Измаил-Бей: «Прощание Зары с Измаилом», «Гамлет и Офелия»; пейзаж «К ночи»)
2. Философский контекст: влияние философии Владимира Соловьёва на формирование мистического мироощущения А.А.Блока.
В «Автобиографии» Блок вспоминает: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета. Здесь, в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьёва».
Центральным образом мистической философии и поэзии Владимира Соловьёва была Мировая Душа, Вечная Женственность, София Премудрая. Это единая внутренняя природа мира, незримо живущая во всех явлениях. Она призвана спасти земной мир и духовно обновить человечество. Этот возвышенный неземной образ в какой-то степени способствовал появлению образа Прекрасной Дамы в поэзии А.А.Блока.
Блоку особенно была близка мысль Владимира Соловьёва о том, что в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, а сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.
Принципиальное отличие художественного метода Блока от метода Вл.Соловьёва состояло в том, что он шёл от земного к неземному. Образ Прекрасной Дамы создавался на основе реальных впечатлений. А у Соловьёва всегда на первом месте стоял отвлечённый образ, который не был связан с реальным миром.
3. Биографический контекст.
В начале 900-х годов случились 2 события, которые повлияли на личную и литературную судьбу А.А.Блока, в частности на появление образа Прекрасной Дамы в его лирике.
Летом 1897 года в Германии состоялось знакомство Александра Блока и певицы Ксении Михайловны Садовской. Блоку было 16 лет, он безумно влюбился в Садовскую. Позже он называл её «гением первой любви». Мотивы этого первого чувственного опыта проникают и в ранние стихотворения поэта.
С Любовью Дмитриевной Менделеевой А.Блок познакомился в июне 1898 года. Они участвовали в любительском спектакле по «Гамлету» Шекспира. Гамлетом был А.Блок, Офелией – Любовь Дмитриевна. Первое духовное сближение произошло между Гамлетом и Офелией, а не между студентом и барышней. Кульминация романа – «мистическое лето» 1901 года. В это лето поэт стал показывать своей избраннице свои стихи, а она постепенно входила в мир, где всё «певуче и недосказанно». 7 ноября 1902 года Блок сделал предложение Любови Дмитриевне, а она согласилась стать его женой. В мае 1903 года состоялось обручение, 17 августа была отпразднована свадьба.
В этом биографическом контексте и оформляется цикл «Стихи о Прекрасной Даме». А Ксения Садовская и Любовь Менделеева являются прототипами поэтического образа Прекрасной Дамы.
IV. Словарная работа по теории литературы
Учитель. Символический уровень образа Прекрасной Дамы свидетельствует о том, что в создании образа огромную роль играют символы. В своих «Записных книжках» Блок подчёркивал главенствующую роль символов: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение. Тем оно темнее, чем отдалённее эти слова от текста».
Вспомним определение символа.
Символ – это художественный поэтический образ.
Учитель. И всё же главным героем цикла является не образ Прекрасной Дамы, а образ лирического героя, художественный двойник самого автора. Нас будет интересовать прежде всего внутреннее состояние лирического героя, смена его настроений, движение его чувств. Это определяет лирический сюжет цикла.
Запись в тетрадь определения.
Лирический сюжет – это развитие чувства, жизнь души лирического героя.
V. Выразительное чтение и анализ стихотворений из цикла «Стихи о Прекрасной Даме»
1. Стихотворение «Ветер принёс издалёка…» (29 января 1901)
Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.
- Каков лейтмотив стихотворения? (Ожидание лирическим героем встречи с Прекрасной Дамой)
- Где заявлен лейтмотив и как он развивается? (Ветер принёс издалёка Песни весенней намёк – реяли звёздные сны – робко, темно и глубоко Плакали струны мои – Звучные песни твои)
- Как композиция отражает развитие лейтмотива? (Кольцевая композиция организована рефреном (Ветер принёс издалёка…)
- Понаблюдаем за внутренним состоянием лирического героя и за динамикой лирического сюжета стихотворения. (Намёк на встречу с Прекрасной Дамой, неопределённость встречи – 1 строфа; надежда смутна и неясна, она отражается в снах и мечтах – 2 строфа; надежда на встречу возрастает, песни становятся «звучными» - 3 строфа)
- На основе какого приёма организовано художественное пространство стихотворения? (Художественное пространство организовано на основе антитезы: реальный мир героя – мир мечты, тайны, сна, Прекрасной Дамы)
- Какие образы-символы использует автор? («Бездонная лазурь» - возвышенное, заветное, прекрасное; «весна» - обновление жизни; «плакали зимние бури» - символ небытия, забвения, одиночества лирического героя в реальном мире; «сумерки» - напряжённое ожидание встречи с Прекрасной Дамой и смутные представления о ней).
2. Стихотворение «Предчувствую Тебя…» (4 июня 1901 года)
И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнёшь, тоскуя и любя.
Вл. СоловьёвПредчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно и низко,
Не одолев смертельныя мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
- Какие мотивы доминируют в поэтическом тексте? (Мотив ожидания любви и мотив страха – заявлены в 1 и 3 строфах соответственно).
- Каково психологическое состояние лирического героя? (Лирический герой любит и тоскует, ждёт и боится обмануться в мечтах).
- С чем связана тоска? (Тоска связана со страхом).
- Чего боится лирический герой? (Лирический герой боится, что Прекрасная Дама, превратившись в земную девушку, утратит свою божественность и возвышенность).
- Какова динамика лирического сюжета? (Лирический герой обожествляет Прекрасную Даму, ждёт встречи с ней – 1 строфа; он любит и тоскует – 2 строфа; ожидание становится напряжённым и сочетается со страхом – 3 и 4 строфы; он предчувствует разочарование в мечтах, страх усиливается – 5 и 6 строфы)
- Какие художественные приёмы использует автор? (Рефрен, повторы, эпитеты, метафоры, восклицания, высокая лексика, приём контраста)
- Найдите и прокомментируйте образы-символы. («Огонь» – яркие, высокие чувства; «горизонт в огне» - напряжение и страх перед встречей с Прекрасной Дамой; «лучезарность» - мечта, божественный образ возлюбленной)
3. Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…» (13 мая 1902 года)
Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.
Приближений, сближений, сгораний —
Не приемлет лазурная тишь...
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло...
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
- Каков лейтмотив стихотворения? (Материализация мечты, идеала ведёт к их гибели. Соединить небесное и земное на земле невозможно).
- Каково психологическое состояние лирического героя? (Лирический герой любит земную женщину – его мечта и божественный образ возлюбленной гибнут – возвышенные чувства исчезают – «всё померкло, прошло, отошло».
- Как представлен образ Прекрасной Дамы? (Он впервые приобретает земные черты и дан в предметном окружении: белое платье, ты со строчной буквы – весло, залив, камыш песчаная коса, берег).
- Какова символика поэтического текста? (Символы снижены, они отражают земной пейзаж: «закат» - вечер; «золотое весло» - весло в сиянии луны; «панихида» - символ гибели мечты, возвышенных чувств, божественного образа Прекрасной Дамы).
- Какие художественные приёмы использует автор? (Антитеза, повторы, эпитеты, метафоры, метонимия – «я любил твоё белое платье»)
VI. Рефлексия
- В чём особенность лирического сюжета цикла? (Лирический сюжет напряжён, драматичен, динамичен)
- Какие чувства испытывает лирический герой? (Лирический герой любит, мечтает, боготворит, ждёт, тоскует, боится, разочаровывается)
- Меняются ли его представления о Прекрасной Даме? (Сначала это возвышенный, божественный, недосягаемый образ – затем он приобретает земные черты и даётся в предметном окружении; божественность исчезает).
- Почему мечта погибает? (Утверждается мысль: соединить божественное и земное в реальной жизни невозможно. Попытки ведут к гибели мечты и идеала)
- Учитель. Тема Прекрасной Дамы постепенно исчерпывается в лирике А.А.Блока. Это определённый этап в процессе поиска поэтом своего жизненного и поэтического идеала, это шаг навстречу реальной жизни. Об этом свидетельствует II эпиграф урока – слова самого А.А.Блока о цикле.
VII. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение и анализ стихотворений А.А. Блока: «Девушка пела в церковном хоре», «Поэт», «Незнакомка».