Литература
-
Нравственные уроки романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2011
Цели урока: совершенствование умения аналитического комментирования текста; совершенствование умения формулировать и высказывать собственную точку зрения, соотнося ее с мнениями других; воспитание культуры общения, толерантности.
-
Нравственные ценности в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака" 2010
Леонид Андреев – необычный, сложный, загадочный писатель, творчество которого совсем недавно вообще не изучалось в школе. Самобытность и новаторство манеры, философскую глубину его зрелых произведений – всё это ещё придется постигнуть учащимся в будущем. А пока в 5-м классе мы будем читать его ранние рассказы и ценить в них любовь к людям, ко всему живому – то, что находит отклик в душе юного читателя.
-
Нравственный выбор героев романа М.А. Булгакова "Белая гвардия" (урок литературы в 11-м классе) 2006
В экстремальных условиях бывает нелегко сделать нравственный выбор, не погрешив против собственной совести. Ведь часто от этого зависит жизнь. Сохранить свой маленький, такой привычный мирок любой ценой или пойти на сделку с собой, с порядочностью и благородством и выбрать благополучие в ущерб моральным принципам?.. Об этом размышляют 11-тиклассники на уроках, посвященных роману М.А. Булгакова "Белая гвардия". Урок проводится в форме свободной дискуссии, для эффективного воздействия на эмоциональную сферу учеников и создания соответствующей атмосферы он сопровождается мультимедийной презентацией.
-
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. 7-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю. Лермонтова, совершенствуют навыки выразительного чтения. На уроке развиваются навыки анализа поэтического текста, выявляются характерные особенности героев.
-
Нравственный урок А.С. Пушкина (по повести "Станционный смотритель"). 6-й класс 2008
Личностно-ориентированный подход в обучении предполагает использование разных форм, приемов и методов обучения. Для учителя русского языка и литературы, главным в обучении является текстоцентрический подход, за основу которого всегда взят текст и анализ текста. Примером является проблемный анализ рассказа А.С. Пушкина "Станционный смотритель".
-
«Нравственный цвет поколения» в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». 11-й класс 2016
Урок-размышление в 11-м классе помогает учащимся понять глубину философских размышлений и обобщений в романе; показывает особенности восприятия мира главным героем; развивает монологическую и диалогическую речь старшеклассников; формирует читательскую компетенцию, гуманистическое мировоззрение, активную гражданскую позицию: ответственность перед прошлым за настоящее и будущее; воспитывает любовь и уважение к Родине, ценностям отечественной литературы.
-
Нужна ли театрализованная деятельность в школьном образовательном процессе? 2018
Школьная театральная педагогика - форма образовательной художественно-эстетической деятельности, отвечающая потребности сохранения и развития культуры, развитию и активизации творческого потенциала личности - способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности, отождествляющей себя единым и неразрывным целым с родной культурой, принимающей в первую очередь общечеловеческие и нравственные ценности и историческое наследие родной страны.
-
"О Великой Отечественной войне в стихах и задачах". 6-й класс 2015
Цель урока: отработка навыков решения уравнений, решения задач, составленных на основе исторического материала, при помощи уравнений; знакомство учащихся с литературными произведениями, отражающими события Великой Отечественной войны. Урок расширяет кругозор учащихся, формирует чувство гордости за свой народ, страну, любви к родной истории.
-
О вещая душа моя 2003
Пропаганда русской литературы через проведение вечеров-портретов в литературных гостиных позволяет развить литературный вкус у учеников 7-8-х классов на примере творчества замечательных русских классиков. Предлагаемый литературный сценарий, посвященный жизни и творчеству русого поэта и дипломата Ф.И.Тютчева, может быть использован для внеклассной работы со школьниками.
-
О влиянии творчества Пушкина на творчество якутских поэтов 2011
Урок якутской (родной) литературы проводится в 9-м классе с использованием ИКТ и обращен к творчеству якутских поэтов, для которых великий русский поэт А.С. Пушкин был путеводной звездой. Урок формирует чувство гордости за своих национальных поэтов и развивает познавательные способности учащихся, интерес к познанию родной культуры, родного края.
-
"О вы, служительницы Муз!". Женские образы в литературе, живописи, музыке 2005
Уже несколько лет действует МАИ "Гармония", которая предусматривает нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие учащихся. Творчество является одной из форм самовыражения личности. Члены содружества самосовершенствуются через познание и усвоение духовной культуры.
-
О классном и внеклассном чтении. Читательская конференция по повести В. Железникова "Чучело". 6-й класс 2014
В статье анализируются причины низкой читательской грамотности учащихся и падения интереса школьников к чтению, рассматриваются принципы отбора книг для уроков внеклассного чтения. Предлагается читательская конференция по книге В. Железникова «Чучело», а также рабочие материалы для самостоятельной подготовки к ней учащихся.
-
О культуре современного урока 2007
Основу культурного современного урока составляют коммуникативно-речевые задачи. Они формируют у учеников умение анализировать, оценивать общение (в том числе и свое собственное), и главное - умение общаться и пользоваться даром слова. Вопросы культуроведческого направления рассматриваются в данной ситуации.
-
О лирическом начале в рассказе И.А. Бунина "Танька" 2008
Исследователи считают, что первые опыты в прозе И.А. Бунина были несовершенны, но всё же уже ощущалась особая манера писателя, к новациям раннего Бунина обычно относят и лиризацию прозы. По мнению литературоведов, вершиной раннего творчества Бунина является рассказ "Антоновские яблоки". На наш взгляд, лирическое начало присутствует уже в рассказе "Танька". Статья может быть интересна преподавателям литературы.
-
О некоторых вопросах гражданского и патриотического воспитания на уроках литературы и во внеклассной работе 2009
Работа затрагивает вопросы развития познавательной активности учащихся при изучении патриотических аспектов в русской литературе.
-
О некоторых особенностях патриотического воспитания школьников в современных условиях 2009
Задача учителя - научить воспитанников видеть в патриотизме как этической категории эстетическое. Диалоги ученика с учителем, сверстниками, родителями, другой культурой помогают сделать школьников читателями, осознающими красоту и величие русской литературы.
-
О необходимости работы над углубленным изучением поэтического текста 2010
Занятия по углубленному изучению поэтического текста дают возможность организовать систематическое и целенаправленное наблюдение за использованием в поэтическом тексте выразительно-изобразительных средств разных единиц русского языка, расширить кругозор учащихся по стиховедческой науке, глубже усвоить поэтический раздел литературы, создать живую творческую атмосферу.
-
О письме как жанре творческой работы 2009
Урок должен показать композиционные и художественные возможности жанра письма на примере писем И.С. Тургенева и дать возможность учащимся попробовать силы в этом жанре; учить овладевать умением творчески выражать мысли и описываемые события, отношение к ним; пробудить интерес к личности и творчеству писателя, обращая внимание на лексическое и стилевое богатство речи писателя, на его трудоспособность, трудолюбие и духовную культуру.
-
О повести Чингиза Айтматова "Пегий пес, бегущий краем моря" 2009
В статье обобщен опыт работы над художественным произведением на примере урока в 8-м классе. Основные этапы работы: корректировка восприятия текста произведения через вопрос – ответ, подтвержденный фрагментом текста; наблюдение над стилем автора: совокупность сюжета и слова; осмысление произведения в идейно-художественной целостности.
-
О проектно-исследовательской деятельности (из опыта работы) 2020
Последние годы мы увлекались уроками КВН, различными деловыми играми, уроками-аукционами, уроками-интервью. Бесспорно, это усиливает интерес к предмету. Но это монументальные, батальные формы уроков и я поставила задачу вовлечь учащихся в интересную интеллектуальную деятельность, а для меня, как для учителя, вооружиться новой технологией. В результате поисков меня заинтересовал проектный метод. Проектно-исследовательская деятельность – это эффективная форма индивидуальной и групповой деятельности учащихся.
-
О развитии литературы и литературных направлениях первой половины XIX века 2018
Большую значимость в развитии национальной и духовной жизни русского народа имела литература. Она стала не только средством познания жизни, но и мощным оружием в борьбе за ее переустройство, освобождение и независимость человека.
-
"О Родина святая". Молитвы родной природы в русской лирике. 6-й класс 2012
В основе урока – подробный анализ нескольких стихотворений русских поэтов XIX века для ответа на вопрос: как изображали русскую природу и выражали своё отношение к ней русские поэты XIX века? Важнейший этап урока – сопоставление этих стихотворений по заранее выбранным критериям. В конце занятия учащиеся должны определить, что общего во всех стихотворениях о родной природе, прозвучавших на уроке.
-
"О сколько нам открытий чудных…". (Нравственное пространство рассказа А.П. Чехова "Злой мальчик" через призму комического) 2014
Цель урока - развитие представлений о нравственном пространстве рассказов А.П. Чехова; формирование навыков анализа художественного произведения на основе лингвостилистических приемов, выразительного чтения, творческих способностей учащихся, воспитание любви к литературе.
-
"О слово русское, родное!". Материалы к урокам по поэзии Ф.И.Тютчева 2009
Данный анализ может использоваться на уроках литературы в старшем звене, при прочтении спецкурсов, на занятиях с углубленным изучением литературы в гимназиях и лицеях.
-
О способах повышения речевой культуры обучающихся 2007
Актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры. Центральным понятием общения становится "речевой поступок". Критерий оценки уровня речевой культуры - степень активности обучающегося в процессе общения, которую легко определить и зафиксировать. В статье сформулированы рабочие принципы, которые способствуют повышению эффективности обучения. В качестве примера использования риторизированной технологии приведена разработка урока-дискуссии, проведённого в 8-м классе.
-
О стареющей информации и о том, как научить учиться (модель школы XXI века) 2004
В статье предлагается модель школы XXI века: как научить учиться, как формировать два типа личностной информационной системы для обработки информации, чтобы дети выдерживали эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки, оставаясь здоровыми. Дано описание методов и их использование на уроках в школе и в кружке "Юный мыслитель".
-
О функциональных стилях речи 2020
Функциональные стили речи – это объективно существующие разновидности общенародного языка, исторически сложившиеся. социально-обусловленные, характеризующиеся совокупностью языковых средств, удобных для выражения содержания в данной сфере общения.
-
О чем хотел нам сказать Булгаков, или Мое прочтение романа "Мастер и Маргарита" 2006
Основные задачи представленного исследования – показать, что роман Булгакова направлен против атеизма, что атеизм советского периода – это всего лишь оправдание вседозволенности и аморальности человека.
-
"О, вещая душа моя!" Биография Ф.И. Тютчева 2008
Представлен конспект урока литературы в 10-м классе. На уроке учащиеся знакомятся с биографией Ф.И. Тютчева через его стихотворения, выявляют особенности жизненного пути поэта, которые повлияли на характер творчества и личность.
-
"О, как прекрасна жизнь! Как хороши люди!" Анализ рождественской сказки А.И.Куприна «Жизнь» 2017
Цель урока: знакомство с творчеством писателя на примере самостоятельного (работа в группах или в парах) анализа рассказа А.И.Куприна «Жизнь».