«Весь мир - театр. В нём женщины, мужчины - все актёры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль».
Вильям Шекспир
Мельпомена никогда не оставляла никого равнодушным. Все мы, рождаясь на свет, познаем этот мир через игру. Игра — основной вид деятельности ребёнка. По мнению Д.Б. Эльконина «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения».
На сегодняшний день актуален вопрос развития всесторонней и гармонично развитой личности, а этот вопрос напрямую связан с воспитательным и образовательным процессами в стенах образовательной организации.
Детям необходимо учиться в школе, получать необходимые компетенции в соответствии с реализацией образовательной программы ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт - это качественно новый этап в развитии подходов к нормированию и проектированию образования. Он основывается на запросах семьи, общества и государства. Одной из важных педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающегося через передачу культурного опыта поколений. В связи с этим образование и воспитание должны идти только через совместную деятельность взрослых и детей, в которой передаются и формируются духовно-нравственные ценности личности гражданина России. Идти в ногу со временем. Однако, большую роль в воспитании подрастающего поколения играют мероприятия, которые учат сопереживать другим людям, развивают любовь к Родине, истории своего государства, формируют гражданскую позицию. Как часто учителя задумываются над вопросом – каким образом научить детей различать добро и зло, как заложить моральные ценности, привить любовь к родному государству. Издавна подобные размышления велись на сцене первыми философами и психологами. Давайте обратимся к воспоминаниям первого детского психолога, Анны Фрейд. Она писала, что её отец «считал, что театр – это место, где человек может познать истину вне зависимости от уровня его знаний».
И правда, ведь театр - весьма своеобразное место для созерцания, люди приходят в театр, чтобы развлечься, получить новые впечатления, и это наводит нас на определенные размышления, заставляет задуматься о смысле бытия, мы сопереживаем героям, анализируем их поступки, думаем, как поступили бы мы в подобной ситуации. О воздействии искусства на чувства и душевное состояние человека, а тем более ребенка, говорилось всегда и во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, зрителя, читателя, его подготовленности к общению с искусством. Следовательно, выход на театральную деятельность не случаен.
Школьная театральная педагогика - форма образовательной художественно-эстетической деятельности, отвечающая потребности сохранения и развития культуры, развитию и активизации творческого потенциала личности - обладает мощным воздействием на ребенка, способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности, отождествляющей себя единым и неразрывным целым с родной культурой, принимающей в первую очередь общечеловеческие и нравственные ценности и историческое наследие родной страны.
Дети любят слушать и смотреть в театре, кино, разные истории, в которых они принимают участие, сопереживая героям и встречая самые различные приключения, дилеммы и препятствия.
Вероятно, вы зададите вопрос: как связана игра и театрализация? Все мы знаем, что литература и театр неотделимы и естественно дополняют друг друга. Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес школьников к урокам литературы, помочь понять характеры героев. Чаще других на уроках литературы используются такие приёмы театрализации как инсценирование, импровизация, ассоциации, ролевые и интерактивные игры, социоигровые приёмы. Такие формы учебного процесса помогают надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращаются не только к разуму ученика, но и к его чувствам.
Существуют театрализованные игры и их характерными особенностями являются литературная или фольклорная основа содержания, наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.
Когда дети инсценируют какое-то произведение с одноклассниками, они переживают разные эмоции. Дети оказываются способными ставить себя на место других, думать, анализировать как бы они поступили в сложившейся ситуации, переживать события, которые происходят в произведении, глубже проникают в суть. Такие уроки способствуют решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; получение навыков выступать перед обществом в качестве ораторов. Один из французских актеров сказал: «У меня такое впечатление, что, выбрав театр, я записался в школу жизни».
Так, например, на уроках внеклассного чтения мы с моими учащимися стали создавать выпуски устного журнала «Любимые герои в свете софитов». В этот выпуск мы включаем полюбившиеся детям произведения, которые читаем параллельно с учебной программой. После прочтения каждого произведения дети пишут отзыв о нем. Самые лучшие отзывы мы помещаем в выпуск журнала. В журнале мы освещаем интересные события из биографии писателя, рассказываем о том, как работал автор над созданием своего произведения, выбираем отрывок и инсценируем его. Мы охватили достаточно много произведений, но сейчас, хотелось бы остановиться на нескольких из них.
Наша страна готовится отпраздновать один из самых любимых и важных праздников - День Победы. Мы с ребятами прочитали много книг о Великой Отечественной войне. В одном из выпусков устного журнала «Любимые герои в свете софитов», мы инсценировали отрывок из рассказа Льва Абрамовича Кассиля «У классной доски». Театрализация данного произведения позволила детям окунуться в историю Великой Отечественной Войны, увидеть жизнь детей, которые росли в эти страшные годы, как они получали образование, какие ценности были в то время у учащихся школы, как верны они были своей Родине, готовы были отдатьза нее жизнь. Учащиеся моего класса лучше смогли понять, кто такие партизаны и какова была их роль в годы войны. Постановка данной пьесы позволила детям погрузиться в жизнь своих героев, перевоплотиться, посмотреть на проблемыих глазами, сделать для себя выводы.
Одна из учениц пишет в своем отзыве о произведении: «Сколько молодых людей отдали, не задумываясь, свои жизни, чтобы освободить родной город, село, землю от фашистских захватчиков. Низкий им поклон. Мама говорит, что была целая молодёжная организация «Молодая гвардия», они боролись с фашистами и не мало их уничтожили, почти все они были расстреляны, погибли геройски. Рассказ «У классной доски» очень поучителен особенно в том месте, где ребятам не понравилось, как грубо немцы обходились с Ксенией Андреевной, как они, рискуя собственной жизнью спасли любимую учительницу и даже под страхом смерти,не выдали партизан. Рекомендую к прочтению».
Следующее произведение, которое мы инсценировали в своем выпуске ко Дню Победы – повесть «Сын полка» Валентина Катаева. Это произведение так же очень полюбилось детям, они особенно переживали за судьбу Вани Солнцева. Во время длительных репетиций, подбора декораций, изучения необходимых справочных материалов, ученики погружалисьв атмосферу военных лет. Ребята, перевоплощаясь в своих героев, прочувствовали трудности того времени, лишений, потерь. Что для ребенка может быть страшнее, чем потерять своих родителей и остаться круглой сиротой в столь суровые, голодные годы войны? Как страшно было одинокому истощенному мальчику и как он нашел в себе силы, мужество вместе с советскими разведчиками бороться против фашистских захватчиков. Вот один из отзывов учащихся: «Когда Ваня уезжал, полковник сказал «ты хороший сын у своих родителей, ты хороший сын у разведчиков, и теперь весь полк считает тебя своим сыном». Я думаю, что эти слова стали для Вани самой лучшей наградой».
После каждого театрализованного урока мы с ребятами садимся в круг и обсуждаем, то, какие эмоции и чувства они пережили за это время. Дети часто говорят, что они переосмыслили прочитанный текст, взглянули на историю совсем другими глазами. Читать текст - это одно, а возможность «пройти по стопам» героя произведение, говорить его словами, вести себя как он – это совсем другое. Театрализация прочитанных нами произведений о нелегких годах Великой Отечественной войны, позволила учащимся более осмысленно оценить подвиг советских людей, то на какие жертвы и риски они шли. Некоторые из ребят делятся впечатлениями: «я так вошел в роль, что даже смог ощутить страх, который испытывал в тот момент мой герой».
Действительно, на сцене дети совершают путешествие во времени, они делают массу новых личных, социально значимых, этических открытий. Не даром С.Т. Шацкий был глубоко убежден, что “потребность во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений есть насущная необходимость для детей, и детское искусство – не забава, так себе, между прочим, а часто самая настоятельная потребность, входящая глубоко в личную жизнь ребенка”.
Знание на время театрализованной игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны. Ведь просто прочитать произведение бывает недостаточно, даже, когда мы его проанализируем с каждым учащимся на уроке. Совсем другое дело, когда дети проживают сюжет произведения посредством лицедейства. На мой взгляд, это особенно важно в развитии патриотического воспитания. Так как изучение исторические данных и просмотр документальных фильмов, например, о войне, не могут воссоздать картину тех ужасных лет. Одна из учениц пишет в своем отзыве: «Я знаю о войне только из фильмов и книг, знаю, что наша страна победила. И подвиг всех этих людей мы не должны забывать»!
Итак, мы видим, что воспитательные возможности театрализованной деятельности велики, многогранны, открываются новые горизонты возможностей в достижении поставленных целей, в раскрытии творческих способностей, как взрослого, так и ребенка. В связи с этим, рекомендую, педагогам использовать театр во всем его многообразии, решая при этом различные задачи, позволяющие работать над: выразительностью реплик, совершенствованием речи, тренировать память, воображение, управление голосом. Театральная педагогика раскрывает творческий потенциал детей и способствует раскрепощению детей в учебном процессе. Однако и в театрализованной деятельности действует принцип «педагогического треугольника». Самое активное участие в развитии творческого потенциала ребенка играют его родители. Происходит тесное взаимодействие между собой трех участников процесса развития личности: ученик-родитель-учитель. Происходит постоянное общение детей с родителями, обсуждение пьесы, разучивания текста. А уж как приятно детям на открытых уроках видеть в качестве зрителей своих любимых родителей, слышать их аплодисменты! Это несомненно мотивирует ребят.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что применение элементов театрализации на уроках внеклассного чтения позволяет эффективнее развивать у школьников познавательные, исследовательские навыки и творческий потенциал. Путем использования театрализованной деятельности на уроках мы имеем возможность привить у учащихся любовь к литературе, обогатить их внутренний мир, преподать им понятия «добра» и «зла», воспитать чувство гордости за свою Родину, любовь к ней. Можем реализовать такие задачи, как создание единого, постоянного действующего, плодотворного коллектива в классе, создание максимально благоприятных условий для раскрытия индивидуального творческого потенциала каждого ребенка, независимо от особенностей его характера и социального положения. Дать возможность не только раскрыться ребятам, но и ощутить на себе в полной мере гуманистический подход со стороны педагогического состава. Вовлечение детей в созидательный процесс разного рода постановок, зрелищ, театрализаций, несущих добро и радость. Активизировать познавательные интересы, расширить кругозор учащихся, обогатить опыт детей через изучение литературных источников, интернет-ресурсов, посещение театров, музеев, выставок. А самое главное - театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность – путь ребёнка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.