Проводить работу над углубленным изучением поэтического текста, на мой взгляд, лучше в старших классах, в случае если учитель работает в условиях общеобразовательной школы. Так как программа 10-11 классов очень насыщенна и уроки поэзии перемежаются с уроками изучения прозаического текста, считаю, что наиболее целесообразно вести эту работу на занятиях, выведенных за сетку школьной программы. Суть таких занятий в интеграции двух школьных предметов - русского языка и литературы. Эти занятия дают возможность организовать систематическое и целенаправленное наблюдение за использованием в поэтическом тексте выразительно-изобразительных средств разных единиц русского языка, расширить кругозор учащихся по стиховедческой науке, глубже усвоить поэтический раздел литературы, создать живую творческую атмосферу.
Интерес к работе над углубленным изучением поэтического текста возник не случайно. Здесь несколько причин. Одно из них – соответственно мой интерес к анализу поэтического текста, который обусловлен спецификой профессиональной деятельности и, конечно, любовью к русской поэзии. Эта работа дает возможность не только заниматься самообразованием (естественно, это и чтение методической литературы, и знакомство с опытом других учителей, и изучение критических статей, рецензий), но и учит самостоятельному анализу стихотворения. Ведь что скрывать, часто, требуя от учащихся, не имеющих глубокой профессиональной подготовки, проанализировать текст, сами учителя без предварительной подготовки с использованием методической литературы с большим трудом справились бы с этой задачей. А потом удивляемся, что учащиеся “опять” все списали. Поэтому главный принцип учительской деятельности: уча других, учись сам. И лучше всего это делать коллективно – учитель и ученики. Зато как удивляют и поражают открытия, сделанные учениками, способными глубоко чувствовать родной язык. И эти находки учащихся обогащают твою учительскую копилку. И тогда, случайно, во время работы с другими учениками эти открытия выдаются как свои. Но это, думаю, не “воровство”. Это соавторство.
Другая немаловажная причина интереса к углубленному изучению поэтического текста заключается в том, что на уроках литературы дети не могут полно осознавать сугубо языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций. Занятия помогут расширить узкие рамки школьной программы, повторить и углубить ранее изученные знания.
Третья причина имеет скорее практический смысл. На итоговой аттестации по литературе предлагается анализ поэтического текста. Систематическая работа по углубленному изучению поэтического текста дает возможность учащимся на экзамене справляться с этой нелегкой задачей. Эти работы являются результатом творческой деятельности учеников и учителя.
И еще. Всем известно, что в возрасте 15-17 лет дети очень остро начинают чувствовать мир, по – разному его воспринимать, ощущать себя в нем. Душа ребенка переполнена разными чувствами. Это и любовь, и одиночество, и непонимание, и тревога, и даже, к сожалению, желание смерти как единственного выхода из депрессивного состояния. Кто-то заводит дневник, кто-то начинает пробовать писать стихи. Это замечательная возможность “выплеснуть” чувства наружу. И нужно помочь им эту возможность осуществить. Конечно, стихи – это настолько интимно, что не каждый откроет свою тайну. И все же подходят и просят помочь, оценить (чаще, конечно, если стихи имеют адресата). Поэтому занятия по изучению поэтического текста, включающие беседы по стихосложению, помогут учащимся в их творчестве. А может, кто-то из них станет поэтом?
Посвящение
Какой-то блеск бездонный в глазах,
Какая-то боль изначальная.
Какая-то тяжесть в воздушных шагах,
Какая-то нежность печальная.
Прыгнуть в пучину забот и страстей,
Грызть философские камешки.
Но как-то зимою прийти без затей,
Подарить тебе теплые варежки.
Остаться на кофе, на чай, на вино,
Бродить по квартире в прострации,
Делить на двоих золотое руно,
Раскрасить любви иллюстрации.
Лежать, чуть дыша, и смотреть на узор,
Который наполнен флюидами.
Выбросить к чертовой матери сор,
Который зовется обидами.
Какой-то блеск бездонный в глазах,
Какая-то боль изначальная.
Какая-то тяжесть в воздушных шагах,
Какая-то нежность печальная. (Детинников Женя)
Работа по углубленному изучению поэтического текста ранее велась мною следующим образом. Обычно я предлагала несколько стихотворений одного поэта, выбирали, какое будем анализировать. Первым, естественно, возникал вопрос, почему выбор пал на данное стихотворение. Ответы обычно были следующие: “красивое”, “таинственное”, “зачаровывающее”, “уносящее в другой мир”, “музыкальное, напевное”, “интересное по содержанию”, “близкое к моему внутреннему состоянию” и так далее. Все это правильно. Это и есть восприятие стихотворения учащимися.
Далее необходимо решить главную задачу - как добивается поэт такого эффекта. Для решения этой задачи, а также чтобы понять смысловую основу текста, мы переходим к рассмотрению стихотворения на разных языковых уровнях (лексическом, фонетическом, синтаксическом, интонационном и так далее). Восприятие и анализ текста, поддерживая, и укрепляя друг друга, помогают более глубоко и обостренно проникать в мир поэта. Работа эта требует медленного чтения текста, анализа каждой строфы и даже стиха, установления связей между строфами, акцентирования внимания на важных моментах. Часто возникает необходимость в наводящих вопросах учителя, так как работа это сложная и не всегда под силу ученику, не обладающему внутренним чутьем и не имеющему практических навыков. Однако необходимо отметить, что от занятия к занятию учащиеся начинают лучше ориентироваться в тексте, учатся видеть образ и слышать звук, самостоятельно находить языковые средства с определенной смысловой нагрузкой.
После такого анализа учащимся легче дать оценку стихотворению, сказать о мастерстве или даже гениальности поэта, создавшему шедевр.
Такая работа имеет свои плюсы и минусы. Для того чтобы достаточно полно проанализировать текст, необходимо не менее трех занятий. И хотя анализ строился по определенному плану, интервал между занятиями в одну неделю вызывал необходимость просматривать зафиксированное ранее, чтобы не повторяться, то есть исчезала возможность работать на одном дыхании. Кроме этого, с некоторыми стиховедческими понятиями и литературоведческими терминами приходилось знакомиться во время работы с текстом, и если в дальнейшей работе они долго не использовались, то забывались. И все же такая работа необходима. Она создает все условия для целостного восприятия текста, исследования языковых средств в рамках одного стихотворения. Такая работа предполагает определенную структуру (план) для самостоятельного анализа стихотворения учащимися. В течение одного года обучение (10 класс) таким образом, было исследовано несколько стихотворений поэтов, в числе которых В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, А. Ахматова, Б. Пастернак, И. Бунин.
После проведения работы возникла необходимость систематизировать и закрепить знания учащихся, познакомить с ранее не изученными стиховедческими понятиями, чтобы учащиеся могли лучше ориентироваться в этой области и оперировать этими знаниями в процессе самостоятельного исследования текста.
Для этого мною была разработана система занятий по углубленному изучению лирического произведения в 11 классе. Она составлена из расчета 1 часа в неделю (всего 34-35 часов). Предусматривает лекции, практикум, самостоятельную работу учащихся, а также несколько консультационных часов и презентацию работ.
В связи с ограниченным количеством часов подача материала производится крупными блоками. Учитывается знание особенностей поэзии авторов (школьная программа + дополнительная литература).
Результатом деятельности будет считаться презентация творческих работ по двум направлениям:
- Анализ лирического стихотворения.
- Представление стихотворения собственного сочинения.
Первая часть предполагает как самостоятельную творческую работу, так и коллективную. Класс разбит на группы (5-6 человек). Группы сформированы самими учащимися, возможен переход из одной группы в другую для более успешной творческой деятельности.
Для анализа предлагаются стихотворения, не входящие в перечень обязательного изучения, но интересные для исследования. На мой взгляд, лучше предлагать стихотворения в рамках творчества одного автора, например А.Блока. В течение курса группы самостоятельно проводят анализ поэтических текстов, отбирают материал, иллюстрирующий особенности использования языковых средств, пробуют свои силы в стихосложении.