О культуре современного урока

Разделы: Литература


Урок — это зеркало общей и
педагогической культуры учителя-
мерило его интеллектуального
богатства, показатель культуры,
эрудиции.

Сухомлинский В.А.

Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством за определенный период своей истории.

В своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает 25 тысяч уроков. В процессе подготовки и проведения урока ему приходится решать сложнейшие вопросы современной педагогической теории и практики.

Каждый школьник в годы своего ученичества посетит почти 10 тыс. уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что не подвергается сомнению даже самых смелых критиков.

Урок служит своеобразным полигоном для проверки разных типов обучения: от догматического и объяснительно-иллюстративного до проблемно-развивающего, подвергаясь воздействию новаторских методов и средств обучения. – Это живая клеточка учебно-воспитательного процесса.

Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие. От урока тянутся сотни незамеченных с первого взгляда незримых связей к внеклассной и внешкольной работе, к взаимоотношениям учителей и родителей, к отношениям в педагогическом коллективе, к содержанию и направленности методической работы в школе, к внутришкольной культуре.

Урок не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности.

Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного и умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Современный урок – как культурологический феномен, созданный педагогической мыслью; продукт восхождения человечества к бесконечному процессу познания и осмысления Мира.

Ребенок вынужден приобрести на уроке знания – главное – это его речевая культура — умение правильно доказать, рассказать.

Падение культуры молодежи является постоянной темой общественного обсуждения. Наше общество сегодня не удовлетворено состоянием культуры своих граждан. Проблема эта актуальна для школы. В нашей стране хорошее владение родным языком, умение грамотно и культурно говорить и писать не стало общественной ценностью.

Речевая культура населения падает, в ряде социальных групп формируется агрессивная среда, расшатывается понятие языковой нормы, неоправданно расширяется понятие допустимого в речевом словоупотребления. Явно недостаточными остаются у выпускников школ навыки устного общения, речь современной молодежи крайне убога. Даже официальные лица, политические деятели, не владеют элементарными риторическими навыками, не умеют корректно вести полемику.

Культура современного урока – это, прежде всего:

– широкое использование активных форм обучения;

– концентрическое изучение материала (этикет, речевой этикет, ведение диалога и монологическая речь изучаются на соответствующих возрасту учащихся уровнях трижды: в начальных, средних и старших классах);

– практическая направленность на выработку речевых навыков;

– переход от продуктивных к рецептивным приемам изучения предмета в старших классах;

– обучение аргументации и толетарному ведению спора как основа обучения в средних и старших классах;

– использование ТСО, в том числе видеоанализа и видеосъемки в процессе обучения.

Урок – живой представитель одного из слоев культуры. Не робот, не модель, не запрограммированная машина, не компьютер. Он несет в себе индивидуальные представления о культуре, воспроизводя мнения и традиции социальной группы, каждую он представляет.

Урок – это жизнь, то, следовательно, она полна острых проблем. А, значит, их следует решать.

Ребенку необходимо приобрести знания о культуре общества, в котором он живет.

Работа с детьми над культурой общения, которая включает культуру речи, изучение правил этикета, поведения, речевого этикета в различных коммуникативных ситуациях, освоение норм общения с разными категориями собеседников (старшими, младшими, вышестоящими, взрослыми, знакомыми, незнакомыми, мужчинами, женщинами и т.д.)

Необходимо учить школьников также правилам эффективного общения (умению убеждать, доказывать свою точку зрения, находить аргументы, спорить, урегулировать конфликты и не допускать их, воспитывать толерантность в общении, культуру публичного выступления, умение вести дискуссию).

Культура современного урока начинается с учителя. Ему приходится быть гибким при взаимоотношении с учеником: выслушать, понять его, вовремя подсказать, остановить, предупредить, постараться убедить.

Перемещение центра отношений насыщает урок эмоционально, делает детей активными, снимает утомляемость, поддерживает высокий уровень интереса к мыслительной деятельности.

Многие школы нового типа охотно вводят сегодня риторику, культуру общения, деловое общение, этикет и речевой этикет.

Современный урок вбирает в себя все эти достижения, каждую минуту урочной работы с детьми в речи, одежде, культуре мышления, в мимике, жестах, запахах, цветовой гамме класса. Он становится источником поведения, привычек и навыков общения, интеллектуального взаимодействия.

Используемая литература:

  1. Щербина И.В. Конструирование заданий разных типов для урока литературы. Издательский дом “Первое сентября”, литература, 2006.
  2. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. Московский гуманитарный издательский центр “Владос”, 1999.
  3. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. Москва, Цитадель, 1999.
  4. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
  5. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.