Урок — это зеркало общей и
педагогической культуры учителя-
мерило его интеллектуального
богатства, показатель культуры,
эрудиции.
Сухомлинский В.А.
Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством за определенный период своей истории.
В своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает 25 тысяч уроков. В процессе подготовки и проведения урока ему приходится решать сложнейшие вопросы современной педагогической теории и практики.
Каждый школьник в годы своего ученичества посетит почти 10 тыс. уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что не подвергается сомнению даже самых смелых критиков.
Урок служит своеобразным полигоном для проверки разных типов обучения: от догматического и объяснительно-иллюстративного до проблемно-развивающего, подвергаясь воздействию новаторских методов и средств обучения. – Это живая клеточка учебно-воспитательного процесса.
Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие. От урока тянутся сотни незамеченных с первого взгляда незримых связей к внеклассной и внешкольной работе, к взаимоотношениям учителей и родителей, к отношениям в педагогическом коллективе, к содержанию и направленности методической работы в школе, к внутришкольной культуре.
Урок не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности.
Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного и умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Современный урок – как культурологический феномен, созданный педагогической мыслью; продукт восхождения человечества к бесконечному процессу познания и осмысления Мира.
Ребенок вынужден приобрести на уроке знания – главное – это его речевая культура — умение правильно доказать, рассказать.
Падение культуры молодежи является постоянной темой общественного обсуждения. Наше общество сегодня не удовлетворено состоянием культуры своих граждан. Проблема эта актуальна для школы. В нашей стране хорошее владение родным языком, умение грамотно и культурно говорить и писать не стало общественной ценностью.
Речевая культура населения падает, в ряде социальных групп формируется агрессивная среда, расшатывается понятие языковой нормы, неоправданно расширяется понятие допустимого в речевом словоупотребления. Явно недостаточными остаются у выпускников школ навыки устного общения, речь современной молодежи крайне убога. Даже официальные лица, политические деятели, не владеют элементарными риторическими навыками, не умеют корректно вести полемику.
Культура современного урока – это, прежде всего:
– широкое использование активных форм обучения;
– концентрическое изучение материала (этикет, речевой этикет, ведение диалога и монологическая речь изучаются на соответствующих возрасту учащихся уровнях трижды: в начальных, средних и старших классах);
– практическая направленность на выработку речевых навыков;
– переход от продуктивных к рецептивным приемам изучения предмета в старших классах;
– обучение аргументации и толетарному ведению спора как основа обучения в средних и старших классах;
– использование ТСО, в том числе видеоанализа и видеосъемки в процессе обучения.
Урок – живой представитель одного из слоев культуры. Не робот, не модель, не запрограммированная машина, не компьютер. Он несет в себе индивидуальные представления о культуре, воспроизводя мнения и традиции социальной группы, каждую он представляет.
Урок – это жизнь, то, следовательно, она полна острых проблем. А, значит, их следует решать.
Ребенку необходимо приобрести знания о культуре общества, в котором он живет.
Работа с детьми над культурой общения, которая включает культуру речи, изучение правил этикета, поведения, речевого этикета в различных коммуникативных ситуациях, освоение норм общения с разными категориями собеседников (старшими, младшими, вышестоящими, взрослыми, знакомыми, незнакомыми, мужчинами, женщинами и т.д.)
Необходимо учить школьников также правилам эффективного общения (умению убеждать, доказывать свою точку зрения, находить аргументы, спорить, урегулировать конфликты и не допускать их, воспитывать толерантность в общении, культуру публичного выступления, умение вести дискуссию).
Культура современного урока начинается с учителя. Ему приходится быть гибким при взаимоотношении с учеником: выслушать, понять его, вовремя подсказать, остановить, предупредить, постараться убедить.
Перемещение центра отношений насыщает урок эмоционально, делает детей активными, снимает утомляемость, поддерживает высокий уровень интереса к мыслительной деятельности.
Многие школы нового типа охотно вводят сегодня риторику, культуру общения, деловое общение, этикет и речевой этикет.
Современный урок вбирает в себя все эти достижения, каждую минуту урочной работы с детьми в речи, одежде, культуре мышления, в мимике, жестах, запахах, цветовой гамме класса. Он становится источником поведения, привычек и навыков общения, интеллектуального взаимодействия.
Используемая литература:
- Щербина И.В. Конструирование заданий разных типов для урока литературы. Издательский дом “Первое сентября”, литература, 2006.
- Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. Московский гуманитарный издательский центр “Владос”, 1999.
- Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. Москва, Цитадель, 1999.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.